|
Устьянский край
31 мая 2005 (58)
О. Рогозина
Каждая марка бюджету прибавка
Государственная монополия на производство и продажу водки соблюдалась
неукоснительно до 1958 года, производство водки не прекращалось даже в годы
войны. Падение авторитета государства в водочной экономике началось с хрущевских
времен, окончательно государство лишилось монополии во второй половине 80-х, в
период антиалкогольной кампании.
Очередной урок бесполезности запретов привел к цивилизованному решению
рассматривать алкогольный вопрос исключительно через призму получения прибылей,
в частности, акцизов. О чем свидетельствует ныне действующий закон о
производстве и обороте алкоголя: влияние государства на водку распространяется
главным образом в налоговой сфере.
По значимости - и величина. Акцизный сбор сегодня составляет 29 руб. 20 коп. Это
почти половина стоимости бутылки, произведенной Устьянским ЛВЗ. В совокупности с
двух акцизных марок, федеральной и региональной, половина налогов поступает в
область, половина - в район. Прибавьте к этому еще налог на добавленную
стоимость: на 0,5 литра произведенной продукции АКЦИЗ + НДС составят 39,88 руб.
Плюс налоги с площадей и прочие: всего около 42 рублей. Остальные расходы с
традиционного пол-литра - на производство, сырье, комплектующие:(см. таблицу).
Система акцизного контроля двухуровневая. Продукцию производитель обязан
отпускать через заводской акцизный склад, который предполагает наличие
контролирующего органа - налогового поста. Сразу в розницу с завода продукция
уходит со стопроцентным акцизом (клеятся федеральная и региональные марки). Если
продукция поступает в продажу через оптовый акцизный склад (обязательно
прошедший государственную аккредитацию), то завод отпускает ее только с одной
федеральной маркой - это 20 процентов акциза. Региональную марку (80 процентов)
клеят оптовики, которые также работают под контролем налоговых органов.
Устьянский ЛВЗ непосредственно в розницу с двумя марками отпускает только
половину своей продукции, остальное реализуется через оптовиков: условия диктует
конкуренция сбыта. Району же от "Устьянки", отпущенной в розницу с оптовых
архангельских складов, проку больше в разы: в районе остается законная половина
от ста процентов. К примеру, Вологодский склад наклеит свою региональную марку -
и 80 процентов останется у них. А поскольку устьянская водка реализуется только
в архангельском регионе, все налоги - наши.
Все, да не все. В России сегодня немалую часть розничных продаж составляет
нелегальная водка, о чем свидетельствуют данные Министерства по налогам и
сборам. Нелегальная в данном случае - не та, которая некачественная, а та, с
которой не уплачен налог. На таких бутылках "левые" акцизные марки.
Из-за незаконных акцизов в Архангельской области продается в основном водка из
Кабарды, Московской области и других регионов. У таких поставщиков цена
естественно меньше, в чем они и выигрывают. По статистическим данным, ежемесячно
в области продается 6 миллионов бутылок водки (без коньяка, вина и пр.), из них
алвизовской всего 700 тысяч, устьянской - 100 тысяч бутылок. Хотя даже при таких
продажах подспорье для областного и районного бюджетов заводы дают немалое,
потому что работают законно. И выйти на большую мощность сегодня выгодно не
только "Алвизу" и "Порато", но и области. "Алвиз" сегодня использует только 25
процентов мощности (по производству водки), "Порато" - 10.
Устьянский завод находится в стадии инвестиционного периода, и все еще работает
без прибыли. Но со дня открытия предприятия за два с половиной года районный
бюджет получил от него налогов 11,3 миллиона рублей. Пока завод развивается за
счет банковских кредитов. Вложения потребуются еще не один год: в производство,
рекламу, разработку новых сортов, дизайна упаковки и пр. Для рентабельности
необходимо выйти на 30 процентов мощности. Для его акционеров - это цель бизнес
проекта, для района - средство пополнения казны.
| |