|
Устьянский край
23 июня 2005 (67)
Инф.
Кто наши предки, и где наши корни?
(Продолжение.
Начало в N 62)
Слово "чудь" общеславянское и в значении "чужой" образовано от древней основы
"туд", которая, в свою очередь, считается заимствованной из готского языка, где
оно значило просто "народ". В русском понимании "чужой народ" (т.е. не свой
народ - чужеземец).
Готский историк Иордан (6 век) в своем сочинении (летопись) по истории готов
упоминает о покорении германцами племени Тиудос в какой-то местности, в той же
стране, где жили вэс (весь), мерена (меря), морденс (мордва). В науке выдвинуто
предположение, что речь идет о финно-язычных племенах, расположившихся от
Вольско-Окского междуречья до Прибалтики. Однако приведенный факт в научной
среде не бесспорен. Так, в научно-популярной энциклопедии "История России с
древнейших времен до конца 17 века", автором которой является ряд кандидатов и
докторов исторических наук, высказывается такое сомнение: "Иордан, писавший свой
труд через два столетия после гибели готской державы, мог не понять или исказить
перечень подвластных готам племен. Древние этнонимы, которые исследователям
якобы удалось расшифровать и которые они отнесли к финским народам мари и
мордве, имеют иранское происхождение, и неясно, какие народы подразумевались под
этими в древности".
Что касается чуди, считают авторы энциклопедии, "она не упомянута в списке, ибо
"тиудос" надо понимать не древнее племя, а готское слово "народ". В любом
случае, даже если сомнения подтвердятся научными исследованиями, версия
лингвистов, основанная на этимологии лексических форм "чудо" -"чужой" - "чудь"
остается, поскольку она совершенно независимая. Термин "чудь" придумали словене
(т.е. новгородцы), поселившиеся среди финно-угрских племен, непонятных и чужих
им по вере, языку, обычаям, образу жизни - за что их и прозвали чудью. Готская
версия лишь подтверждает и отодвигает по времени вглубь истории происхождения
этнонима "чудь", указывает на его место рождения, в наибольшей степени связанное
с прибалтийско-финским населением.
На это указывает и летописец Нестор в "Повести временных лет". Описывая народы,
соседствующие с Русью, он отмечает: "Чудь, как "Ляхъве же и Пруси", больше
тяготеет к Прибалтике: "Преседятъ к морю Варяжскому". Чудь прежде других
племенных группировок подверглась варяжскому нашествию: "Имаху дань Варязи из
заморья на Чюди и на Словенех, на мери и на Всех и на Кривичех".
Примечательно известие под 1030 годом о том, что "Иде Ярослав на Чудь, и победи
Я, и постави град Юрьев" (то есть Тарту).
Антропологи определили характерные этнические признаки чуди: редкость бороды,
небольшой рост, белокурость. За голубые глаза и светлые волосы чудины получили
прозвище "Чудь белоглазая". Для русских летописцев чудь - это прежде всего
финно-язычное население, жившее между Чудским озером и Варяжским морем.
Некоторые ученые считают, что оно (население это) исторически явилось этнической
основой эстонского народа. Но в Прибалтике обитали и другие родственные друг
другу племена (Ижора, Водь). Русские называли чудью, чухнами, чучной эстонцев и
вепсов, карел и других, хотя у каждого из них было свое имя. Отсюда можно
сделать вывод, что термин "чудь" - собирательное слово для многих финно-язычных
(финноугрских) групп и племен.
К такому выводу нас приводит и статья Лашука. Он, в частности, пишет: "Ни один
из ныне здравствующих или существовавших в средневековье народов уральской
(финно-угро-самодийской) языковой семьи не может единолично претендовать на то,
что легендарная чудь - это именно он (или его предки) и больше никто. Небольшое
пояснение: финно-угрский язык принадлежит к уральской языковой семье (финно-
угрские языки и самодийские языки).
| |