|
Устьянский край
9 июня 2005 (62)
Инф.
Кто наши предки, и где наши корни
В жизни любого, даже небольшого народа встречаются на его длинном пути развития
такие исторические эксцессы, которые наука не может раскрыть в полной мере по
настоящее время. Для жителей Европейского Севера России открытой темой остаются
предания о чуди, народе чудском.
Сколько загадочной таинственности звучит в одних только наименованиях чуди:
"чудь легендарная", "чудь белоглазая", "чудь Заволоцкая", "черная чудь".
Топонимия Европейского Севера изобилует названиями озер, речек, возвышенностей,
полей, в которых наличествует имя собственное (Чудское, Чудово, Чудинова,
Чухчина). Кто из нас не знает озера русской славы - Чудского. Но озеро с таким
названием в нашей стране не единственное. В Архангельской области и в Коми-
республике есть несколько небольших озер - Чудопицкое, Чуддинты, с которыми
местная молва связывает представление о чудях, некогда здесь живших, либо
погибших. Помимо озер немало таких памятных мест, как чудские городки, могилы,
печища, копи, рассеянные по всему Европейскому Северу, вплоть до Приуралья.
Археологи давно сказали свое слово: памятники эти - следы древней культуры -
разновременные и разнохарактерные (от неолита до средневековья), а значит,
оставлены различными этническими группами. Тем не менее, народная память на
Европейском Севере настойчиво приписывает эти культурные остатки исключительно
исчезнувшим "чудским людям". Если обозначенные памятники можно исследовать путем
археологических раскопок и делать выводы, имеющие под собой материальную основу,
то к многочисленным чудским преданиям, легендам, побывальщинам такой метод не
применишь. Сложность состоит в том, что они дошли до нас в искаженном,
неоднократно переосмысленном многими поколениями виде.
Как пишет Л.П. Лашук в своей статье "Чудь историческая и чудь легендарная", "у
них своеобразная судьба: возникнув на почве реальных фактов и событий в период
становления древнерусской государственности и первых походов новгородцев на
северо-восток, эти предания обрели затем самостоятельную жизнь и, будучи
расцвеченными народной фантазией, дожили в фольклорной форме до наших дней".
До недавнего времени чудские легенды бытовали и в нашем районе. К примеру, о
"чудском кладе", "поле сороковом", "просевшей деревне", "чудском боге" и др.
Обилие легенд и преданий, не дающих ответа на ключевые вопросы: об образе жизни,
этнических характеристиках чуди и т.п. наряду с другими отрывочными, смутными
данными овеяли их некоей загадочной таинственностью, вызывая у одних русских
переселенцев суеверный страх перед чудскими захоронениями, у других -
почтительное уважение. Отсюда и термин "чудь легендарная".
Так кто же такая чудь? И была ли она вообще как этнически однородная группа
(народ)? Послушаем вначале рассуждения об этом "имени" филологов. Наименование
"чудь" живо перекликается со словами "чудо", "чужой", а через реконструируемую
лингвистами древнюю форму "кудо" (что является переогласовкой к "чудо") - с
понятиями "кудесь" - "колдовство" и "кудесник". Сравните: чудеса-кудеса,
чудесник-кудесник. В толковом словаре Даля посвящена целая страница разъяснению
значения формы "чудо" и слов, образованных от нее. Приведем некоторые из них:
"чудый" - странный, непонятный; "чудак", "чудь"- странный и чужой; "чудачить" -
идти против обычаев людей (русских).
Действительно, "в глазах русских" странный, непонятный человек, не признающий их
обычаев, веры был для них чужим - одним словом чудью. Однако, как пишет Л.П.
Лашук, исторически происхождение этнонима "чудь" намного сложнее.
(Продолжение следует.)
| |