Пресса Архангельской области
 


Устьянский край
12 июля 2005 (5)
Инф.

Поговорим о праздниках

Праздников в нашем календаре великое множество. Среди них общенародные, массовые (Новый год), профессиональные (День геолога, ... железнодорожника, ... работника сельского хозяйства и т.д.), учрежденные правительством (День России, День согласия и примирения). Постепенно возвращаются христианские праздники. Освящение куличей в Пасху, посещение кладбищ в Троицу становится привычным явлением, и ни у кого не вызывает недоумения или осуждения, как это было еще лет 15-20 назад. К этому перечню добавим еще праздники сугубо личные (день рождения, юбилей, свадьба и т.д.) и получим картину безмятежной жизни народа, представляющую собой один большой сплошной праздник. Вот только радостных чувств эта картина почему-то не вызывает. Почему?

Чему бы ни был посвящен тот или иной праздник, как бы он ни назывался, все они проходят в соответствии с раз и навсегда кем-то определенным сценарием: праздничный стол - слова, соответствующие поводу - разгульное веселье или, проще говоря, по М. Задорнову: "Утром - салат, вечером - салют из этого салата".

Праздники, в большинстве своем, разделили народ по профессиональной принадлежности (учитель, строитель, работник лесной промышленности и т.д.), по половому признаку (женский день 8 марта), по возрасту (День пожилых людей, День защиты детей, День молодежи), по социальному статусу (мать, ветеран, инвалид), по идейным убеждениям (1-е Мая для кого-то всего лишь дополнительный выходной).

Единообразие проведения и деление людей на имеющих отношение и не имеющих привело к тому, что смысл и назначение праздников свелись к ритуальным раздачам материальных подарков и к чревоугодию с обильным возлиянием. Скучно. Неинтересно. Непразднично.

Если посмотреть в глубь истории, то увидим, что у наших далеких предков праздников было ничуть не меньше, скорее наоборот. Вот только посвящались они не отдельным категориям людей и не кем-то учрежденным датам. Весна наступала для всех, поэтому и провожали зиму и закликали весну все от мала до велика. Яблоки в саду тоже поспевали для всех без исключения, поэтому и праздновался Яблочный спас не менее весело, только атрибутика и сценарий праздника были уже совсем другими. А урожай с полей убирали совсем под другие песни.

Как много красивого, осмысленного, по-настоящему праздничного утрачено нами. К счастью, не все!

На каком-то глубинном уровне сознания живут отголоски красивых праздников наших далеких предков в памяти народной.

Для бестужевцев таким полузабытым и утратившим изначальный смысл и назначение является 21 июля. Как ни препятствовали власти еще в советские времена, к каким ухищрениям ни прибегали, бестужевцы все равно исхитрялись в этот день посетить могилы родных и близких. Этим мероприятием, как правило, праздник и заканчивался: кто-то возвращался на работу, а кто-то, чего греха таить, производил "салют из салата". Во всяком случае, потребность в этот день что-то праздновать в сознании народном оказалась неистребимой. В последние годы стало совершенно непонятно, что же празднует народ: с утра все село у могил родных, вечером - на берегу реки в центре села. Признаки, по которым можно определить, что народ что-то празднует, - налицо: торговцы с винно-водочными изделиями у самых могил, палатки с китайским ширпотребом по всему берегу, грохочущая музыка не самого лучшего качества, "отдыхающие" от праздника прямо под ногами тех, кто еще пытается изобразить что-то похожее на танец...- и все это в рукотворной помойке из брошенных упаковок, бутылок, деталей одежды.

Людей на "празднике" - великое множество, но попробуйте допытаться, что же они празднуют с таким размахом, вряд ли получите вразумительный ответ. В лучшем случае кто-то упомянет мощи святого Прокопия, кто-то вспомнит купеческую ярмарку, а как это соотносится одно с другим и каким образом связано с кладбищем, едва ли кто растолкует вразумительно. Что же с нами происходит? Почему мы не задумываемся над смыслом, а предпочитаем бездумно плыть по течению, кем-то умело направляемому? Почему мы из всего стремимся сделать праздник желудка, а не души?

Совет села Бестужево неоднократно обсуждал проблему этого праздника с учетом всех негативных его последствий и решил обратиться ко всем, кто традиционно приезжает в этот день в село или случайно попадает на праздник, ко всем устроителям этого праздника со следующими предложениями:

Определиться точно со смыслом и содержанием праздника. Сотрудники краеведческого музея наверняка могли бы опубликовать материалы на страницах газеты по истории возникновения этого праздника, а кто-то из старожилов мог бы поделиться впечатлениями о том, как этот день проводили бестужевцы и гости 40-50 лет назад.

Работникам торговли не следует гоняться с каждой бутылкой водки за потенциальным покупателем и уж тем более подвозить спиртное прямо к могилам. Кто не представляет себе праздника без спиртного, придет в магазин и купит, что ему требуется.

Организаторам ночной дискотеки следует помнить, что жители - от младенца до глубокого старика - в эту ночь не покидают село, а остаются в своих домах и традиционно пытаются использовать ночное время для отдыха и подготовки к новому дню. Попробуйте это сделать под грохочущую музыку и вопли толпы, усиленные мощными динамиками. Может, есть смысл перенести дискотеку из центра села в другое, более безлюдное место, или ограничить время ее проведения.

Гостей села просим проявлять побольше уважения прежде всего к самим себе. Все понимают, что под каждый куст, где располагаются компании, урну не поставишь, но это еще не повод, чтобы оставлять после себя настоящую помойку. Не кажется ли вам, что человек уже настолько загадил планету, что начинает задыхаться от собственного смрада. Всего-то и нужно взять с собой старый пакет, чтобы собрать в него весь образовавшийся мусор, а дома сжечь его.

Наше обращение понятно по содержанию и очень просто по исполнению. Наши просьбы не требуют никаких материальных затрат и направлены на защиту прав и интересов всех жителей села: кому-то праздник до утра, кому-то полноценный отдых перед новым рабочим днем.

Мы против того, чтобы кого-то в чем-то ограничивать, мы только за то, чтобы праздник был осмысленным и не превращался в вальпургиеву ночь с очень тяжелыми последствиями.

Праздник должен быть радостным, идущим от души, а не от желудка.

Совет села с. Бестужево



Устьянский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя