|
Устьянский край
13 августа 2005 (19)
С. Конанова,
Помни! Мира не узнаешь, не зная края своего!
В рамках третьей районногй учебно-исследовательской экспедиции был создан
эколого-краеведческий лагерь "Экос". Участниками экспедиции стали 24 человека,
члены команд из 6 школ района: команда МЭК (Октябрьская школа N 1 и Октябрьская
школа N 2), "Юннаты" (Ростовская и Ульяновская школы) и "Астры" (Березницкая и
Орловская школы).
Экспедиционный лагерь - особая форма деятельности, в ходе которой проведена
исследовательская работа, тематические экскурсии, описание природных и
исторических объектов на исследуемой территории, интеллектуальные игры, конкурсы
и природоохранные акции. Главная цель экспедиции - популяризация движения
молодежи к объединению, пропаганда и повышение уровня экологических и
природоохранных знаний, организация исследовательской деятельности, укрепление
здоровья и обеспечение активного отдыха. Старт был дан в Устьянском
биологическом заказнике. И это не случайно. В рамках школьной программы дети
изучают этот природный объект. С комплексной характеристикой заказника и
экологическими проблемами района познакомил главный эколог района Сергей
Владимирович Чесноков.
Перед детьми выступила начальник МОУ ИМЦ Л.В. Шаповалова, которая приветствовала
начинания детей и педагогов и напутствовала на полезную и творческую работу и
хороший отдых. Участники экспедиции постоянно перемещались и познавали новое,
неизвестное, хотя базовый лагерь был основательно закреплен на берегу родной
Устьи в районе д. Орлово. Почему здесь? Исторические места, исследуемые
природные объекты, школьная экологическая тропа и опыт проведения экспедиций,
хотя последний день был в самой южной точке района.
Второй день начался с посещения местного краеведческого музея, который тоже был
создан участниками прошлых экспедиций и находится при Орловской библиотеке.
Затем участники работали в микрогруппах: делились опытом работы, участвовали в
тренинге. В этот день посетили учебную тропу учащиеся Орловской школы
"Бережанский бор". Кстати, тропа создана с 1995 года и экскурсоводами по ней
являются сами школьники, рассказывая о природных объектах: птицах, муравейниках,
лесных пожарах, раннецветущих растениях, следах деятельности человека и охране
редких природных объектов. Всего тропа включает 10 остановок, последняя -
кострище, место отдыха, привал, у нас - обед. Затем работа в микрогруппах:
исследование экологического состояния леса по лишайникам, а водоема (реки) по
организмам зообентоса, и здесь же экологический эрудицион.
Несмотря на жаркую погоду, в лагере было еще жарче, т.к. все отряды готовились к
акции "Родная река". А вечером, перед закатом солнца ребята вышли на берег
родной Устьи с транспарантами и плакатами в защиту родной реки. Каждый отряд
повторял кричалку, как заклинание и напоследок, взявшись за руки и растянувшись
цепочкой, дети выразили протест против загрязнения. Акция закончилась водной
эстафетой.
Самым напряженным был поход "По тропам предков" на историческое место,
легендарное Девятибратское. Это один из самых трудных и длинных маршрутов
экспедиции. Пробирались по темному, глухому лесу, вверх к холмам, на одном из
которых лежат "девять камней, девять злых разбойников" - так гласит легенда.
Проводником этой экскурсии был уроженец этих мест Н.П. Засухин. На одном из
участков леса было проведено геоботаническое исследование жизни обитателей.
Ребята с интересом находили следы деятельности: определяли погрызы шишек
различными зверьками, овальные подолбы дятлом, ходы короеда - типографа,
определяли растения, возраст деревьев, ярусность и давали оценку экологического
состояния леса. Пообедав, все включились в конкурсную игру "Последний герой".
Испытания и трудности прошли все, а вот "остаться в живых" с уверенной победой и
поддержкой болельщиков посчастливилось лишь Алексею Сысоеву из Устьянской школы.
Распорядок для экспедиции был очень насыщенным, но несмотря на дальний переход и
усталость, участникам предстояла подготовка к новому делу. И снова на местном
стадионе прозвучали призывы и обращения против загрязнения окружающей среды,
песни о русской природе. Участвуя в акции "Живой мир ждет твоей помощи", ребята
почистили берег реки от мусора, сожгли его.
В рамках исследовательской экспедиции была проведена экскурсия на родник Белый в
районе д. Ульяновская. Эту экскурсию провели ученицы Ростовской школы, которые
уже исследовали родник, рассказали о составе и качестве воды. Посетив этот
священный уголок, многие впервые увидели красоту этих мест и убедились, что и у
нас в районе есть немало достопримечательностей. Следуя маршрутом экспедиции,
ребята с нетерпением ждали встречи со студентами-почвоведами МГУ. И эта встреча
состоялась на Заячерицком погосте, где студенты проживают. Руководитель практики
Ирина Алдаровна, да и сами студенты рассказали, чем занимаются, показали
гербарии собранных растений, химические опыты по определению карбоната кальция в
горных породах, почвенный разрез и другое. Под впечатлением увиденного и
услышанного, у ребят появилось еще большее желание познать свой край.
По итогам экспедиции лучшие участники получили благодарности за
исследовательскую работу, за участие в экологических акциях, а особо
отличившиеся во всех проводимых делах получили удостоверение эколога - краеведа.
Экспедиция закончилась, но не закончилась работа над исследованиями. Ребята
представят свои работы на экологическом семинаре, который состоится в конце
сентября.
Я думаю, что доброе начало исследовательской деятельности учащихся положено и
найдутся те, которые поддержат и помогут в этом начинании. Расставаясь, ребята
поблагодарили руководителей экспедиции и просили о встрече на следующий год. В
одинаковых походных условиях, наравне с детьми находились увлеченные, творческие
и знающие свое дело педагоги: С.В. Конанова, учитель географии и биологии
Орловской основной школы, Н.В. Зарубина, учитель биологии Октябрьской средней
школы N 2, Н.В. Буторина - организатор Октябрьской школы N 2 и многознающий
оператор и фотограф нашей экспедиционной площадки О.В. Кокорина, библиотекарь
Устьянского филиала ЦБС.
С. Конанова,
руководитель проекта
экспедиционного лагеря
| |