Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Устьянский край
8 июня 2006 (63)
И. Болдырев

Как у нас Троицу праздновали

Троица - воскресенье, праздник в честь Отца и Сына и святого Духа. Иначе его называли Днем Святой троицы. Согласно христианскому вероучению Бог явился миру в трех лицах: Сына, принимающего от Иоанна крещение в водах Иордана, Отца, свидетельствующего о нем: "Сей есть Сын мой возлюбленный", и святого Духа, сошедшего в виде голубя. По христианскому догмату - Бог един в трех лицах. Считается, что на пятидесятый день после Пасхи было завершено дело искупления человечества. В этот день, который совпал с древним иудейским праздником Пятидесятницы, Бог-Троица даровал земле благодатную силу через сошествие святого Духа на апостолов (учеников Христа). Поэтому Троицу еще называют Пятидесятницей. Третье название праздника - День сошествия святого Духа, но почитание Духа святого переносится на следующий день - понедельник.

Троица - один из любимейших праздников русского народа. В нем причудливо переплелись христианские вероучения, древние славянские предания, народные обряды, обычаи. Неделя, предшествующая Троице, - Седьмица святых отцов (по числу дней в неделе) или Семицкая. Особо почитались в народе три дня семиковой недели: Семик - седьмой четверг после Пасхи, Родительская суббота, Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи.

Русские люди величают Семик честным (благородным). В православное время в этот день совершались главные приготовления к празднованию Троицына дня. Наши далекие предки-славяне посвящали его богине весны - светлокудрой Ладе, прославлению весеннего возрождения весны, прощанию с весной и встрече лета. Именно в это время года, на которое приходится праздник, буйно разрастаются травы, покрываются листвой деревья. До сих пор в некоторых областях семицкая неделя носит название "Зеленых святок".

Символ праздника - березка. Березовыми ветками и полевыми травами украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Береза стала главным персонажем праздника, вероятно, потому что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Считалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов.

В день Семика девушки, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. Похороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертится на одном месте - свадьба расстроится, потонет - смерть родных или суженого. Венки также сплетали и хранили до Троицына дня.

В Троицу девушки надевали на голову свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Ее срубали и ставили посредине круга, опять украшали лентами, цветами. Потом устраивали с березкой торжественное шествие: обносили ее вокруг всей деревни. Затем на одной из улиц втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К девушкам присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом березку хоронили: тащили к реке топить или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли. В некоторых местностях березку сжигали.

В разных областях обряд этот проводился по-разному, но основные элементы обряда сохранялись везде. Это выбор и украшение деревца, совместная трапеза под ним, завивание венков, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду, срубание дерева с последующим его уничтожением.

У нас на Устье сохранились очень скудные сведения о народных праздничных обрядах. Так, Алексей Михайлович Романов вспоминал в письме к своему племяннику, что у них в Дмитриево в Троицу и в другие праздники молодежь собиралась на угорье или около качелей близ Зараевского поля. Качели, песни, хороводы, скаканье на доске, горелки - у парней. Рюхи, лапта, шаром, скола, чижик - у парней. Мяч - у девушек. "Мы, храбрая детвора, - пишет Алексей Михайлович, - с Троицы начинали купальный сезон в Ворангасе (название ручья), потом в Мехреньге, а после в Устье". По традиции во многих деревнях у качелей устанавливали лотки и катали яйца. Чем больше навыбиваешь яиц, тем дольше тебя будут качать, так как с качельниками рассчитывались пятаками или яйцами. В деревне Кононовской тут же, у качелей, водили хороводы, плясали под гармошку.

В наше время празднование Троицы свелось к поминовению родных в Родительскую субботу, в Троицын день на кладбище, да в негласном запрете на земляные работы в Духов день, понедельник. Даже качели забыты, а ведь не так уж давно, в пятидесятые годы прошлого века, в канун Троицы чуть ли не в каждой деревне устанавливались карусели (круговая качуля по-устьянски), а в праздники качались на ней стар и мал.

В те же годы в селе Березник, например, некоторые старушки смутно помнили обряд с березкой, но подробностей передать уже не могли.

В конце девятнадцатого-начале двадцатого века в каждой волости был свой особенно почитаемый праздник: в Малодорах - Иванов день, в Бестужево - День святого Прокопия Устьянского, в Кононовской - Заговенье, в селе Березник - Троица.

На Устье, как и всюду на Руси, Троица - повсеместно почитаемый праздник, но вот традиционные обряды, народные обычаи, похоже, утеряны. Есть еще старожилы, которые помнят или слышали от родителей, дедов своих, что в Троицу устраивались гуляния с березкой, но ритуальных подробностей проведения обрядов уже не знают.

Пользуясь случаем, мы обращаемся к жителям Устьянского края: откликнитесь, если кто-то из вас что-либо знает о том, как на Устье в далекую старину отмечали праздники. Будущие поколения, потомки наши должны знать о том, как жили, во что верили и как умели отдыхать и веселиться теперь уже выпадающие из памяти поколения. Вам, кому сейчас за семьдесят и за восемьдесят, многое известно, и вы многое можете вспомнить и рассказать. Это очень важно, ибо, чтоб не подверглись забвению жизнь, дела, досуг вчерашних и сегодняшних поколений, мы должны сохранить эти знания и передать идущим нам на смену поколениям. Только в этом случае мы можем быть уверены, что и нас не забудут, и далекие потомки кое-что возродят из нашего времени, или сольются обычаи разных времен воедино, как слились описанные в этой статье древние славянские, языческие и народные обряды с православными христианскими праздниками.

Пишите нам по адресу: 165210 п. Октябрьский Устьянского района, улица Конанова, д. 8. Краеведческий музей.

И. Болдырев, научный сотрудник Устьянского музея



Устьянский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Графоман