|
Устьянский край
8 июня 2006 (63)
И. Болдырев
Как у нас Троицу праздновали
Троица - воскресенье, праздник в честь Отца и Сына и святого Духа. Иначе его
называли Днем Святой троицы. Согласно христианскому вероучению Бог явился миру в
трех лицах: Сына, принимающего от Иоанна крещение в водах Иордана, Отца,
свидетельствующего о нем: "Сей есть Сын мой возлюбленный", и святого Духа,
сошедшего в виде голубя. По христианскому догмату - Бог един в трех лицах.
Считается, что на пятидесятый день после Пасхи было завершено дело искупления
человечества. В этот день, который совпал с древним иудейским праздником
Пятидесятницы, Бог-Троица даровал земле благодатную силу через сошествие святого
Духа на апостолов (учеников Христа). Поэтому Троицу еще называют Пятидесятницей.
Третье название праздника - День сошествия святого Духа, но почитание Духа
святого переносится на следующий день - понедельник.
Троица - один из любимейших праздников русского народа. В нем причудливо
переплелись христианские вероучения, древние славянские предания, народные
обряды, обычаи. Неделя, предшествующая Троице, - Седьмица святых отцов (по числу
дней в неделе) или Семицкая. Особо почитались в народе три дня семиковой недели:
Семик - седьмой четверг после Пасхи, Родительская суббота, Троица - воскресенье,
пятидесятый день после Пасхи.
Русские люди величают Семик честным (благородным). В православное время в этот
день совершались главные приготовления к празднованию Троицына дня. Наши далекие
предки-славяне посвящали его богине весны - светлокудрой Ладе, прославлению
весеннего возрождения весны, прощанию с весной и встрече лета. Именно в это
время года, на которое приходится праздник, буйно разрастаются травы,
покрываются листвой деревья. До сих пор в некоторых областях семицкая неделя
носит название "Зеленых святок".
Символ праздника - березка. Березовыми ветками и полевыми травами украшались
дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники
пахучей зеленью и цветами. Береза стала главным персонажем праздника, вероятно,
потому что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Считалось, что
береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки
березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов.
В день Семика девушки, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки.
В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и,
взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем устраивали под
березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и
плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. Похороводив, шли на
реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертится на
одном месте - свадьба расстроится, потонет - смерть родных или суженого. Венки
также сплетали и хранили до Троицына дня.
В Троицу девушки надевали на голову свежие березовые венки, переплетенные
цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Ее срубали и ставили
посредине круга, опять украшали лентами, цветами. Потом устраивали с березкой
торжественное шествие: обносили ее вокруг всей деревни. Затем на одной из улиц
втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К девушкам
присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а
потом березку хоронили: тащили к реке топить или выносили в хлебное поле,
стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли. В некоторых
местностях березку сжигали.
В разных областях обряд этот проводился по-разному, но основные элементы обряда
сохранялись везде. Это выбор и украшение деревца, совместная трапеза под ним,
завивание венков, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных
в воду, срубание дерева с последующим его уничтожением.
У нас на Устье сохранились очень скудные сведения о народных праздничных
обрядах. Так, Алексей Михайлович Романов вспоминал в письме к своему племяннику,
что у них в Дмитриево в Троицу и в другие праздники молодежь собиралась на
угорье или около качелей близ Зараевского поля. Качели, песни, хороводы,
скаканье на доске, горелки - у парней. Рюхи, лапта, шаром, скола, чижик - у
парней. Мяч - у девушек. "Мы, храбрая детвора, - пишет Алексей Михайлович, - с
Троицы начинали купальный сезон в Ворангасе (название ручья), потом в Мехреньге,
а после в Устье". По традиции во многих деревнях у качелей устанавливали лотки и
катали яйца. Чем больше навыбиваешь яиц, тем дольше тебя будут качать, так как
с качельниками рассчитывались пятаками или яйцами. В деревне Кононовской тут
же, у качелей, водили хороводы, плясали под гармошку.
В наше время празднование Троицы свелось к поминовению родных в Родительскую
субботу, в Троицын день на кладбище, да в негласном запрете на земляные работы в
Духов день, понедельник. Даже качели забыты, а ведь не так уж давно, в
пятидесятые годы прошлого века, в канун Троицы чуть ли не в каждой деревне
устанавливались карусели (круговая качуля по-устьянски), а в праздники качались
на ней стар и мал.
В те же годы в селе Березник, например, некоторые старушки смутно помнили обряд
с березкой, но подробностей передать уже не могли.
В конце девятнадцатого-начале двадцатого века в каждой волости был свой особенно
почитаемый праздник: в Малодорах - Иванов день, в Бестужево - День святого
Прокопия Устьянского, в Кононовской - Заговенье, в селе Березник - Троица.
На Устье, как и всюду на Руси, Троица - повсеместно почитаемый праздник, но вот
традиционные обряды, народные обычаи, похоже, утеряны. Есть еще старожилы,
которые помнят или слышали от родителей, дедов своих, что в Троицу устраивались
гуляния с березкой, но ритуальных подробностей проведения обрядов уже не знают.
Пользуясь случаем, мы обращаемся к жителям Устьянского края: откликнитесь, если
кто-то из вас что-либо знает о том, как на Устье в далекую старину отмечали
праздники. Будущие поколения, потомки наши должны знать о том, как жили, во что
верили и как умели отдыхать и веселиться теперь уже выпадающие из памяти
поколения. Вам, кому сейчас за семьдесят и за восемьдесят, многое известно, и вы
многое можете вспомнить и рассказать. Это очень важно, ибо, чтоб не подверглись
забвению жизнь, дела, досуг вчерашних и сегодняшних поколений, мы должны
сохранить эти знания и передать идущим нам на смену поколениям. Только в этом
случае мы можем быть уверены, что и нас не забудут, и далекие потомки кое-что
возродят из нашего времени, или сольются обычаи разных времен воедино, как
слились описанные в этой статье древние славянские, языческие и народные обряды
с православными христианскими праздниками.
Пишите нам по адресу: 165210 п. Октябрьский Устьянского района, улица Конанова,
д. 8. Краеведческий музей.
И. Болдырев,
научный сотрудник
Устьянского музея
| |