

 |
Важский край
10 декабря 2004 (50)
Инф.
Василий Минин: взгляд на ситуацию в районе
Анализируя экономическую ситуацию в районе, можно определить ее как довольно
сложную. Бюджет района глубоко дотационный, расходы бюджета МО "Шенкурский
район" составляют порядка 159 млн. рублей, покрытие расходной части собственными
средствами за счет налогов и иных поступлений составляет около 37 млн. рублей,
из них около 19 млн. рублей идут на функционирование органов местного
самоуправления. Основные налогоплательщики выведены из района. В течение
последних лет идет устойчивый спад показателей в лесопромышленном комплексе,
сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях районного хозяйства. Причин
этому много, начиная порой от недальновидной государственной политики и
заканчивая собственными серьезными недоработками. Если взять статистику из
средств массовой информации, сравнивая показатели 1997 года и 2003 года, то
увидим:
1997 г. 2003 г.
Вывозка древесины, тыс. куб.м 171,1 64,1
Деловая древесина, тыс. куб. м 126,2 56,3
Колбасные изделия, т 12,3 4,5
Масло животное 103 7
Производство зерна, т 2992 0
картофеля, т 11560 1110
Крупный рогатый скот, голов 10779 3738
Валовой надой молока, ц 43608 4658
Можно ссылаться на все, что угодно объясняя данную ситуацию, но сравнительный
анализ экономических показателей с аналогичными в других сельских районах, увы
не в нашу пользу. Еще пример. В проекте областного закона "Об областном бюджете
на 2005 год" в Приложении 3 "Прогноз прибыли прибыльных предприятий по
муниципальным образованиям..." по Шенкурскому району показана цифра 5 млн.
рублей, хуже ситуация только по Новой Земле и Соловкам. Для примера, у соседей:
Устьянский район - 38 млн. рублей, Виноградовский район - 12 млн. рублей,
Верхнетоемский район - 20 млн. рублей, Вельский район - 115 млн. рублей. Прогноз
среднемесячной заработной платы по Шенкурскому району - 4873 рубля, ниже только
Каргопольский, у них 4831 рубль. Но процентное повышение к 2004 году составляет
у каргопольцев 120,6, а у нас - 122. Это говорит о том, что урон нашим
предприятиям за последние годы был нанесен более серьёзный, чем в соседних
районах, и, как следствие, значительно сокращены налоговые поступления, в том
числе и в местный бюджет. Очевидно, администрация МО не утруждает себя этими
проблемами по причине компенсации разницы между нашими доходами и расходами за
счёт бюджетов других уровней. Такая позиция может в конечном итоге завести
район в тупик.
Публикуемый в газете бюджет района не позволяет сделать вывод о правильности
принятых решений, в ряде случаев решения принимаются без четких экономических
обоснований. Например, в жилищно-коммунальном хозяйстве должны проводиться
осенние и весенние осмотры зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, на
основании которых с учетом нормативных сроков их проведения, принимается
решение о проведении текущего или капитального ремонтов, планируется подготовка
к зиме, готовится проектно-сметная документация. Но о чем можно говорить, коль
в коммунальной службе зачастую просто отсутствует необходимая техническая
документация, а принцип работы в ряде случаев сводится к ликвидации аварий или
ремонту еще вполне работоспособных инженерных систем и сооружений лишь по той
причине, что там живет начальник. Любая своевременно проведенная
профилактическая работа позволяет избежать больших финансовых затрат, а это в
наших условиях серьезная экономия бюджетных средств. Отсутствие реальной
расчетной потребности в финансировании ряда вопросов характерно и для
здравоохранения, образования, да и для других сфер деятельности.
Важную роль в хозяйственной деятельности играет исполнительская дисциплина,
частичное или полное ее отсутствие влечёт за собой серьезные финансовые потери.
Структура управления районной администрации должна быть гибкой для оперативного
принятия необходимых решений и их исполнения.
Комплектация кадров по принципу "личной преданности", а не по деловым качествам
также серьезно мешает делу.
Доходная часть бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых доходов,
дотаций, субсидий, субвенций областного и федерального бюджетов, целевых
программ и иных поступлений. От взаимоотношений "предприниматель - глава МО
(аппарат управления)", работы системы управления, зависят налоговые и
неналоговые поступления. В настоящее время должного взаимопонимания между
администрацией МО и предпринимателями нет, а работа управленческих структур
находится не на должном уровне, показателем этого являются низкие доходы в
местный бюджет.
Для увеличения доходов в местный бюджет и создания рабочих мест необходимо
стремиться к привлечению в район инвесторов с целью строительства объектов
глубокой переработки древесины, переработки сельхозпродукции, организации
других производств, а для этого надо создавать опять же благоприятные условия, в
том числе и доверительные отношения с главой МО.
Должны рассматриваться и долгосрочные проекты на перспективу, которые не дадут
отдачу сразу, но по истечении нескольких лет она будет. Одними из таких
направлений являются туризм, переработка дикорастущих и ряд других.
Теперь о шенкурских долгостроях. Кандидатов призывают дать сразу и конкретный
ответ по этому вопросу. Я производственник, инженер, а не политик, который
может пообещать все, что угодно, а потом забыть про обещанное. Понятно, что за
счет средств местного бюджета в настоящее время, да и областного тоже, эту
проблему не осилить. Необходимо работать с федеральными и областными
структурами, юридическими лицами, и только потом можно определиться по данной
проблеме. Одно могу пообещать: приложу к этому все усилия.
Кроме долгостроев надо заниматься острейшими сегодня социальными проблемами
молодёжи и ветеранов, благоустройством населенных пунктов, приведением в порядок
учебных, культурных, спортивных сооружений, освещением улиц и расчисткой дорог в
населенных пунктах и массой других вопросов.
В заключение могу сказать: вновь избранному главе МО необходимо разобраться в
хозяйстве, которое он принимает, сделать глубокий анализ экономической ситуации
- это тактическая (ближайшая) цель, а затем, определившись с силами и
средствами, принимать решение о выполнении тех или иных, в том числе и
стратегических (долгосрочных) задач, дальнейшем ведении хозяйства. В любом
случае должно найтись место и регулярным встречам с населением района. Только
совместными усилиями Главы МО, предпринимателей, чиновников, простых людей можно
сдвинуть ситуацию в лучшую сторону. Как гласит народная мудрость - "один в поле
не воин".
С уважением - кандидат
на должность главы
МО "Шенкурский район" Минин В.А.
|  |