|
Важский край
14 апреля 2006 (15)
Инф.
Русские духовные традиции
В предыдущей статье мы рассмотрели основные архетипы русских людей, касающиеся
таких понятий как собственность и свобода и отличие их от западных.
Авторы книги "Дети нашего времени" Т. Шишова и И. Медведева очень подробно
рассматривают, на что нацелено современное гуманитарное образование, гуманны ли
поистине установки, которые оно закладывает. В главе "Князь Курбский как первый
русский невозвращенец" анализируется учебник по русской литературе для 8 класса
Е.Н. Басовской, выпущенный в рамках программы гуманитарного образования в
России, спонсором которой выступил известный американский предприниматель и
общественный деятель Джордж Сорос. Учебник ориентирован (цитируем) "на ценности
отечественной и мировой культуры современного демократического общества". Хаос и
перенасыщенность учебника разнообразным, не соответствующим возрасту и уровню
восприятия, материалом должны достичь в итоге "правильного" выбора (по заказу
Сороса) нашими детьми между гражданским долгом и "маленьким личным счастьем в
укромном уголке", и автор учебника недвусмысленно дает понять, что предпочесть
следует второе.
Медведева и Шишова анализируют все приемы манипуляции сознанием школьников,
используемые Е.Н. Басовской в данном учебнике литературы, выявляют неточно
процитированные строки классики и неверно расставленные акценты для достижения
изменения первоначального смысла классических текстов. Учителям литературы было
бы полезно познакомиться с этой главой. А также и родителям, потому что сейчас
родителям как никогда надо быть внимательными к тому, кто, что и как пытается
внедрить в психику вашего ребенка. Ведь в конечном итоге все последствия
приходится расхлебывать родителям.
Так, например, в книге для подростков американца Карла Хесса "Так устроен мир",
переведенной для русских детей и изданной огромным тиражом - 100000 экземпляров
- изложены в популярной форме экономические принципы капитализма. (Это на фоне
непрекращающихся у нас призывов к деилогизации образования!). Прочитав книгу до
конца, понимаешь, что в ней, пусть в очень примитивной форме, но действительно
изложена модель мироустройства. Модель, по всем параметрам отличная от нашей.
Нашим детям внушается, что "американская культура - самая влиятельная в мире".
Но тут есть вещи и посущественней. Подросткам внушается, что все в мире можно и
нужно рассматривать с точки зрения экономики, товарной стоимости, прибыли и т.п.
Даже самого себя! "Ты здоров, потому что хорошо питаешься и занимаешься спортом.
Это - вложение в собственное тело". "Твоя жизнь - это твоя собственность", "Ты -
владелец своей жизни".
Совершенно очевидно, что Богу в этой системе места нет. Отсюда, если говорить
уже не о книге, а об обществе, и борьба за разрешение употреблять марихуану (мое
здоровье - это моя проблема), и отмена нравственного запрета на самоубийство (в
то время как с поворотом людей к религии у нас во многих семьях детям внушается,
что самоубийство - грех, что человек не волен распоряжаться своей жизнью).
Отсюда и многочисленные дискуссии на темы эвтаназии (добровольного ухода из
жизни с помощью врача в случае смертельной болезни) или перспективы улучшения
человеческой породы путем генной инженерии. Понятно, что все это берет свои
истоки из благих намерений, и мы не будем сейчас рассуждать о том, куда ведет
дорога, вымощенная ими. Повторим лишь, что в православной церкви взгляд на
жизнь, как на собственность человека, безоговорочно осуждается.
Работа на благо общества в книге Хесса объявляется злом, ибо на самом деле она
оказывается работа "на политических вождей": В книге также обговариваются
взаимоотношения подростка с родителями, родителям же в специальной главе,
разумеется, дан совет платить детям деньги за выполнение работы по дому.
На протяжении последних лет психологи не раз сталкивались с людьми, которые
попытались было воспитывать своих детей, руководствуясь принципом бизнес-
идеологии. Результат оказывался плачевным. Практически всегда. Скажем, когда
родители, следуя советам авторов типа К. Хесса, начинали платить детям деньги за
домашний труд, отношения в семье быстро разлаживались. "Мой сын за месяц так
обнаглел - никакого сладу с ним нет. Что ни попросишь, в ответ: "А сколько ты
мне за это дашь?". И за домашние уроки стал требовать деньги, и за хождение в
школу. Чуть ли не за чистку зубов таксу назначил!" - подобные признания вполне
типичны.
Другой распространенный вариант: сначала родители внушают ребенку, что умный -
это тот, кто умеет зарабатывать, умеет крутиться. А потом хватаются за голову:
ах, какой ужас, его ничего, кроме денег, не волнует, учебу забросил, читать
перестал. Только сидит перед телевизором, смотрит всякие конкурсы - все надеется
выиграть. В общем, совсем свихнулся. К сожалению, последнее - не только фигура
речи.
Что же еще старается внедрить в нашу жизнь американская культура? Об этом мы
можем узнать из книги "Что необходимо знать каждому мальчику" (автор священник и
врач-педиатр Алексей Грачев), изданной в г. Москве издательством "Даниловский
благовестник" в 2005 году.
В одной из глав книги - беседа отца с сыном-подростком о "бодибилдинге" -
культуризме. Фотографии культуристов в журнале, который рассматривал сын,
напоминали картинку из учебника анатомии: красный "человек" без кожи, на теле
которого видны все группы и переплетения мышц. Поражало скромное значение головы
на теле культуриста: она казалась чем-то почти необязательным на фоне непомерно
развитых мышц.
Культуризм - это культура тела, а "культура" происходит от "культа", что значит
"поклонение". Выходит, культуризм - это поклонение своему телу. Поклоняясь
своему телу, мы лишаем себя возможности поклоняться Тому, Кто один достоин
поклонения, - Богу.
Лица, в нашем христианском понимании, у культуриста нет. Зато тело переразвито.
Настолько, что из него ушло что-то человеческое. Как достигается этот результат?
Нужны несколько лет упорных тренировок: для начинающих 4 раза в неделю по 45
минут, с полной отдачей. Кроме того - "обильное питание, не менее четырех раз в
день". Сказано также, что "основной процесс накачки происходит в промежутках
между тренировками". Каким образом? Ответ: "Делать все для сохранения энергии".
Советуют спать по 9 часов да еще днем ложиться отдохнуть. Получается, что
культуризм - это много есть, много спать, набираться сил для очередной
тренировки, в результате которой у тебя появится несколько новых мышечных
волокон.
В статье о культуризме, которую читал сын, сказано, что "самой первой мышцей",
которой нужно дать нагрузку, будет ваш мозг". Мысль стоит во главе всего. Она
управляет телом и на тренировке, и на отдыхе. Но какая мысль, о чем мысль?
Недаром мозг здесь назван "мышцей", хотя это и стоит в кавычках. Одной из мышц.
Мысль о том, чтобы не думать ни о чем, кроме накачки мускулов. На такую
"религию" бодибилдинга, подчиняющего себе и тело, и душу, призывают наших детей
потратить лучшие годы отрочества и юности.
Папа поясняет сыну: "Мне кажется, культуризм замешан на культе суперменства. Кто
такие супермены, герои современных фантастических боевиков, полулюди -
"полубоги"? Подумай! Ведь для большинства ребят этот спорт, несомненно, связан с
желанием сил и власти над другими. Некоторым больше всего на свете хочется,
чтобы ими восхищались и в то же время их боялись. А культ силы и власти сродни
культу сатаны".
И еще об одном истинно русском православном качестве - целомудрии - ведет отец
разговор со своим сыном в данной книге. Но об этом в следующем номере.
Обзор книг
подготовила психолог
Светлана Асауляк.
| |