Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Важский край
2 июня 2006 (22)
Светлана Соболева.

Как Иван Александрович в школу ходил

Ветеран и инвалид Великой Отечественной войны Иван Александрович Кузнецов - человек в городе известный, много раз публиковался в районной газете "Важский край", составлял для своих земляков интереснейшие кроссворды. Если бы не плохое зрение, думаю, и сейчас бы мы могли много полезного и поучительного прочитать из-под его пера. Не так давно Кузнецов зашёл к нам в редакцию, чтобы поделиться впечатлениями от посещения Шенкурской средней школы. Вот его рассказ.

В этой школе я учился с третьего по десятый класс. В апреле 1942 года из 10 класса ушёл в армию, затем в военное училище. По ускоренной программе обучения стал лейтенантом и попал на Ленинградский фронт. В январе 1944 года был дважды ранен: сначала легко, а потом тяжело: пальцы на правой ноге по сей день не работают, но это не суть важно. В апреле 44 года был комиссован из армии и отправлен в мой родной Шенкурск. До июля отдыхал, передвигался на костылях, а потом стал ходить с тростью. Вскоре вызвали меня в военкомат и направили в среднюю школу вести военное дело. И я, вчерашний ученик, два года там работал.

В 1947 году сдал экстерном экзамены за весь курс Шенкурского педучилища и перешёл на работу в профтехшколу. Тогда ведь после войны страну приходилось поднимать из руин, и в этой школе как раз готовили рабочих, которые могли делать бочки, ушаты, чаны, простейшую мебель, сани-обозники. Далее работал в ремесленном и техническом училищах. В 1960-м году ушёл из системы трудовых резервов. Меня ведь на фронте не только ранило, но ещё и контузило: начались проблемы со слухом. А разве глухой человек может быть учителем? Бросил преподавательскую деятельность, трудился как в Важском, так и в Шенкурском леспромхозах.

Это - кратко, для знакомства. В 1944 году женился на однокласснице. Трое сыновей, все они - взрослые, все служили в армии. И так как работа с молодёжью мимо меня не прошла, мне стало интересно, что думают, о чём мечтают нынешние старшеклассники. Это желание заставило меня пойти в школу. Только стоило оно огромного труда.

Никак не думал, что попасть в школу на беседу с учениками настолько сложно. Я не хотел им рассказывать о войне, я хотел рассказать о том, как мы учились, чем занимались в молодости, в юности. Я хотел услышать от них много-много вопросов. Чтобы попасть в школу, сначала я направился к заместителю главы района по социальным вопросам Андрею Леонидовичу Фомину. Человек он очень занятый, лично его я так и не увидел, трижды разговаривал с ним по телефону. Он сказал, что выйдет на заведующего роно Беляевского, и вопрос будет решён.

Проходит месяц. И я решил пойти ещё к одному работнику районной администрации Любови Евгеньевне Серёдкиной. Она сказала, что в Шенкурске есть клуб молодёжи и что меня пригласят в этот клуб для беседы. Дважды я к ней звонил, безрезультатно. Видимо, для истории Шенкурска невиданное дело, когда участник и инвалид Великой Отечественной войны сам просится в школу к молодёжи. Ну что же? Остаётся обратиться к главе района Минину. Сначала, когда я позвонил, Василий Андреевич ничего вразумительного мне не сказал. А когда я добился встречи, мы очень хорошо с ним поговорили. Нормальный мужик! Пообещал вопрос с моим визитом в школу решить.

Но решалось опять очень медленно. Пришлось мне обращаться к депутату районного Совета Геннадию Степановичу Шелаевскому. Мужик он совестливый, работает в школе завхозом, думаю, может, протолкнёт этот вопрос. И, наконец, лёд тронулся.

Мне домой позвонила педагог-организатор Анастасия Ежова. Пришла домой и стала спрашивать, о чём бы я хотел поговорить с ребятами. Наверное, проверяла, в здравом ли я уме, не буду ли призывать учащихся не туда, куда надо. А я просто хотел узнать, чем живёт эта молодёжь, чем она интересуется. Наконец, Анастасия Владимировна пришла второй раз. Принесла мне расписание 10 и 11 классов, сказала, на сколько времени я могу рассчитывать.

И пошёл я в конце декабря, ещё до зимних каникул, в Шенкурскую среднюю школу. В новом кирпичном здании я вообще не бывал, а в синем деревянном был последний раз в 1946 году.

Когда я подошёл к школе, никто меня, конечно, не встретил. Девочки маленькие спросили: "Дедушка, вы к кому?". Вахтёр сидел, показал мне дорогу на второй этаж в учительскую. Какая же хорошая у ребят школа! Светлые коридоры и классы, мы такого, когда учились, не имели. Зашёл я в учительскую, поздоровался. Каждый учитель в перемену занят своим делом, это естественно. Я долго ждал. Наконец, пришла Ежова и повела меня на третий этаж в 10-й класс.

Давно я не был за учительским столиком. Ждал вопросов ребят, а пришлось вести фактически урок самому. Самому задавать вопросы, самому на них отвечать.

В двух классах, увы, я услышал только один вопрос. Один мальчик спросил, были ли дискотеки во время моей молодости? Ну что я мог ему ответить? Нет, дискотек у нас не было, у нас были вечера отдыха. Играл духовой оркестр, были обычные русские танцы, вальс, ведь в то время самих дисков ещё не было.

Потом как-то пришла ко мне в гости внучка. И я попросил её рассказать мне про современную дискотеку. "Что ты, дедушка, - отвечает мне она. - Про современную дискотеку нельзя рассказать, современную дискотеку надо увидеть!" Я говорю, что мне же неудобно туда идти. А раз неудобно, тогда сиди и молчи. Все молчат - общественность, школа, родители - и ты молчи?! Когда я узнал, что наш знаменитый шенкурский (деревянный) рынок снесли, я был до бесконечности рад. Наконец-то в городе властями был уничтожен настоящий бордель!

Вот так я "поговорил" с современной молодёжью. Осадок был, конечно, очень и очень нехороший. О чём бы мне хотелось поговорить? - О моде, о любви, о литературе, о чистоте русской речи. Любая мода хороша, если она выполняет два условия: не переходит границ приличия и не наносит вред здоровью. Что меня поразило? Я - человек хоть и слепой (вижу всё, как в тумане), но заметил, что учителя ходят на уроки в брюках, причём, натянутых без всякой скромности! Но ведь это - всё-таки учитель, не положено женщине-учителю быть в классе в брюках! А когда девочки-подростки в холодный зимний день одевают на себя одни джинсы? О каком здоровье нации мы можем говорить?

Поинтересовался я, читали ли ребята произведение Льва Толстого "Крейцерова соната"? Ни один руки не поднял. А ведь в этом произведении автор даёт понятие, что такое любовь, какая она бывает. Спросил, читали ли они Вениамина Каверина "Два капитана"? - Опять молчок. А ведь Каверин писал своих героев с действительных лиц. Был такой капитан Владимир Русанов, и в 1912 году от Красной пристани в Архангельске его судно "Геркулес" отплыло в полярные льды - в Арктику для дальнейшего исследования, и это судно бесследно исчезло: только в 1936 году нашли якобы остатки этого корабля. И по сей день точная дата смерти Русанова не известна.

Только одна девочка подняла руку, что она читала книгу Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". А там ведь тоже - о любви. Квазимодо понимал, что его безграничная любовь к Эсмеральде не будет ответной, потому что внешне, по физическим данным они не подходили друг к другу, но духовно они были близки. Неслучайно автор романа их могилы соединил, чтобы уже после смерти их сердца были рядом.

Обо всём этом - о моде, о литературе, о любви, о красоте я и говорил с ребятами. Раз вопросов не услышал, стал их сам задавать. Не могу сказать, что меня разочаровала современная молодёжь. Нет! Ребята внимательно меня слушали. Молодёжь у нас хорошая. Но ведь надо помочь молодёжи встать на ноги, помочь им добрым советом, рассказать, что плохо, что хорошо. Вопросы воспитания молодёжи должны сегодня в обществе выходить на первое место. В том районе города, где живу, я сейчас совсем не вижу, чтобы школьник 9-11 класса подметал территорию около своего дома или улицу. Почему так? Да потому что воспитание и обучение детей сегодня разорвано. Школа даёт какие-то знания. А всё воспитание отдано на откуп неизвестно кому. К сожалению, чаще улице, низкопробным телешоу и дискотеке, где самый писк девушке появиться с проколотым пупком и предоставить его на обозрение всей тусовке.

Мне бы очень хотелось провести такую же беседу о хорошем, о добром, о вечном с учащимися ПУ-44. Но после того, что я испытал, прорываясь на встречу с учениками Шенкурской средней школы, и что я получил в школе, когда меня, полуслепого человека, даже не проводили до порога, у меня пропало всякое желание куда-либо идти. Странно это всё. Сегодня, когда в школе не проходит серьёзных, содержательных вечеров, когда не работают кружки и всё направлено на получение знаний, когда о нравственности никто не вспоминает, моя помощь, думаю, была бы кстати, но на деле оказалось иначе.

Сегодня вся пропаганда, вся агитация построена на деньгах. Этот культ денег он и на телевидении, и на радио, и в рекламах. Так что же остаётся делать подростку, школьнику? Вот он и учится добывать эти деньги, причём, порой нечестным способом. А та же проблема с пьянством среди молодёжи на дискотеках. Почему бы им не пить, если это - доходная статья у коммерсантов, для которых главное - нажива, а не будущее наших детей и нашей страны.

Два месяца я добивался разрешения побеседовать со школьниками. Не знаю, почему так меня в школе испугались? Говорю я всегда не взирая на лица и посты, то, что думаю. Поэтому для многих начальников (больших и маленьких) являлся persona non grate. Меня ведь и в военкомат не приглашают, когда там идёт призыв. Борются с дедовщиной, а дедовщина-то появляется от нас самих! И возникла она не сегодня, а много-много раньше. И бывает она там, где солдаты не заняты боевой подготовкой, а сержанты предоставлены сами себе и не становятся братьями для солдат. Дедовщина бывает там, где младшие офицеры не становятся отцами для солдат. Я могу много говорить на эту тему и приводить конкретные примеры.

Неужели воспитание учащихся, молодёжи на примере старшего поколения теперь совсем никому не нужно? Куда же мы придём с таким отношением к жизненному опыту стариков? Куда?



Важский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Графоман