|
Важский край
2 июня 2006 (22)
Краевед Михаил Бронский.
История одного образа
Афанасьевская пустынь:
прошлое и настоящее
Окончание. Начало в N N 14,15,18
Из рассказов собеседников узнал значимые для "архивокопателей" факты, которые
являются отправными точками для дальнейшей работы.
Церкви летняя и зимняя стояли рядом, с правой стороны от дороги, а слева были
дома и колодец с очень хорошей водой. Закрыли Афанасьевскую церковь в1925 году.
До 1935 года в пустыни существовала монашеская коммуна, монашки держали коров, а
в 1937 в одну ночь все дома причта опустели, монашки исчезли.
Храм начали рушить в 1957 году с рождением лесопункта, нужен был кирпич для
строительства пилорамы, своды разобрали, а дальше стены оказались из белого
тесаного камня известняка, который крошился и был не пригоден для
запланированной стройки. Кирпича оказалось немного, и из него сложили печи в
домах лесопункта. Пол в большой церкви был выложен из плит. Храмы окружала
ограда с деревянной решеткой и каменными столбами, в одном была ниша, куда
вставали и молились. Возможно, этот столб-часовня стоял на месте сломанного
необычной бурей дерева при разборе ветхой часовни.
На обратном пути остановились там, где располагалась Афанасьевская пустынь.
Вспоминаю рассказы стариков: " В советские годы работал лесорубом "попик" -
студент, недоучившийся в семинарии. Собираясь выпить, мужики спрашивали его:
"Куда пойдем?" Он отвечал: "К Афанасию". Почему туда шли? Место там красивое
было. Это сейчас все заросло, и кладбище заросло. Видели там, у дороги, плиты
надгробные лежат, с могил. Многие их для строительства брали: кто на них печь в
бане поставит, кто под угол дома положит". Вспоминаю слова собеседников и
становится не по себе.
Всё, что осталось теперь от храмов - это сильно разрушенный фундамент в виде
насыпных куч, поросших травой и молодыми деревьями - сосенками да берёзками.
Сколько пьянок и непотребства видел разрушавшийся храм - нам трудно представить.
На месте колокольни деревья самые высокие. Видно, пытаются восполнить былое
величие, чуть левее - валуны от Петропавловской церкви, между остатков храмов
стоит крест с табличкой из нержавейки с надписью: "Афанасий Наволоцкий". Видно,
кто-то бывал, помнят.
Перехожу на другую сторону дороги. Там, где были дома причта, тоже всё поросло.
Нашёл парочку красивых грибов волнушек, а где стояли храмы, растут одни
поганки, великое множество. Мерзость и запустение. Осквернение, начавшееся в
советские годы, продолжается и поныне. На руинах Афанасьевского храма "устроен"
общественный клозет, о чём свидетельствуют куски использованной туалетной
бумаги. А потом задаём вопрос: "Почему плохо живём?" - И ищем виноватых. Садимся
в машину и возвращаемся. В стороне остаётся деревня Дывлевская. Там один из
жителей поведал, что Афанасий был священником, и где он садился отдохнуть по
дороге в Верхоледскую слободку, люди поставили кресты, к которым ходили
молиться. "Сейчас всё сильно кустами поросло, но найти эти места ещё можно", -
заметил он.
Послесловие
Кое-что из собранных сведений уже было использовано и проверено во время работы
с фондами архива. Просматривая документы первых советских лет, я нашел протоколы
и распоряжения Афанасьевского Волостного Исполнительного Комитета, там же
имеется переписка с уездной властью, представляет она собой записки на кусках
различной бумаги неразборчивым почерком.
В 1919 году из Шенкурского уездисполкома была директива: поднять мощи,
почивающие в Афанасьевском приходе, дабы разоблачить культ поклонения
человеческим останкам. Произошло ли осквернение - неизвестно, актов по этому
поводу не обнаружено. Есть вероятность, что удалённость от уездного центра и
труднодоступность, а также бои с интервентами помешали этому.
Когда проходила кампания по сбору помощи голодающим Поволжья в 1920-1922 г.г.,
из храмов было отдано четыре самых ценных из восьми напрестольных крестов -
серебряные. По распоряжению советского правительства изъятию подлежали ценности,
имеющиеся в нескольких экземплярах или неиспользуемые для богослужения. В двух
храмах было по два престола, поэтому и оставили четыре креста. Как видим, особой
роскоши не было, а золотых вещей вообще не имелось. В деревнях был организован
сбор помощи страдающим соотечественникам, крестьяне приносили зерно и муку, мясо
и рыбу, вещи и деньги. Самой крупной суммой была 1000 рублей, пожертвованная
одним человеком. Читая списки фамилий людей, участвовавших в добровольном сборе
средств, хочется верить, что делали они это, помня слова Господа: "просящему у
тебя - дай".
Документы последующих лет ещё не подняты, но думается, что работа с ними даст
ответы на многие вопросы.
Было ли вскрытие мощей? Какова судьба монахинь, откуда они были и куда пропали?
Может кто-то из прихожан принял мученическую кончину, отстаивая святыни? Что
произошло с последним священником и его семьёй?
В Шенкурском краеведческом музее имеется фотография батюшки с семьёй на фоне
приходских храмов, обнесённых оградой с каменными столбами. Собранные данные
полностью подтвердили, что на изображении Афанасьевская пустынь. Снимок сделан
между 1897 и 1917 годами, это следует из следующих фактов:
в 1867-м огонь уничтожил Петропавловскую церковь, в 1879-м устроена ограда;
в 1897 году на месте сгоревшего воздвигнут и освящён новый деревянный храм.
Теперь не составит труда выяснить имя священника и можно будет проследить жизнь
его и людей рядом с ним. Не исключаю, что где-то живут его потомки, и может кто-
то из них, прочитав заметку, откликнется.
Смею надеяться, что кого-то тоже интересовала история Афанасьевского прихода и,
объединив усилия, удастся составить более полное житие Афанасия Наволоцкого и
исправить неточность в минее общей, где указано, будто он перед тем, как прийти
в Шенкурский уезд, основал монастырь в семидесяти восьми верстах от нынешнего
Петрозаводска. Работая в Петербурге в Российской Национальной Библиотеке, я
смотрел трехтомник Зверинцева, изданный до революции, в котором содержатся
данные обо всех монастырях, когда-либо бывших в Царской России, сведений о том,
что праведный Афанасий основал в Олонецкой губернии монастырь, нет.
| |