Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Важский край
2 июня 2006 (22)
Краевед Михаил Бронский.

История одного образа

Афанасьевская пустынь: прошлое и настоящее

Окончание. Начало в N N 14,15,18

Из рассказов собеседников узнал значимые для "архивокопателей" факты, которые являются отправными точками для дальнейшей работы.

Церкви летняя и зимняя стояли рядом, с правой стороны от дороги, а слева были дома и колодец с очень хорошей водой. Закрыли Афанасьевскую церковь в1925 году. До 1935 года в пустыни существовала монашеская коммуна, монашки держали коров, а в 1937 в одну ночь все дома причта опустели, монашки исчезли.

Храм начали рушить в 1957 году с рождением лесопункта, нужен был кирпич для строительства пилорамы, своды разобрали, а дальше стены оказались из белого тесаного камня известняка, который крошился и был не пригоден для запланированной стройки. Кирпича оказалось немного, и из него сложили печи в домах лесопункта. Пол в большой церкви был выложен из плит. Храмы окружала ограда с деревянной решеткой и каменными столбами, в одном была ниша, куда вставали и молились. Возможно, этот столб-часовня стоял на месте сломанного необычной бурей дерева при разборе ветхой часовни.

На обратном пути остановились там, где располагалась Афанасьевская пустынь. Вспоминаю рассказы стариков: " В советские годы работал лесорубом "попик" - студент, недоучившийся в семинарии. Собираясь выпить, мужики спрашивали его: "Куда пойдем?" Он отвечал: "К Афанасию". Почему туда шли? Место там красивое было. Это сейчас все заросло, и кладбище заросло. Видели там, у дороги, плиты надгробные лежат, с могил. Многие их для строительства брали: кто на них печь в бане поставит, кто под угол дома положит". Вспоминаю слова собеседников и становится не по себе.

Всё, что осталось теперь от храмов - это сильно разрушенный фундамент в виде насыпных куч, поросших травой и молодыми деревьями - сосенками да берёзками. Сколько пьянок и непотребства видел разрушавшийся храм - нам трудно представить.

На месте колокольни деревья самые высокие. Видно, пытаются восполнить былое величие, чуть левее - валуны от Петропавловской церкви, между остатков храмов стоит крест с табличкой из нержавейки с надписью: "Афанасий Наволоцкий". Видно, кто-то бывал, помнят.

Перехожу на другую сторону дороги. Там, где были дома причта, тоже всё поросло. Нашёл парочку красивых грибов волнушек, а где стояли храмы, растут одни поганки, великое множество. Мерзость и запустение. Осквернение, начавшееся в советские годы, продолжается и поныне. На руинах Афанасьевского храма "устроен" общественный клозет, о чём свидетельствуют куски использованной туалетной бумаги. А потом задаём вопрос: "Почему плохо живём?" - И ищем виноватых. Садимся в машину и возвращаемся. В стороне остаётся деревня Дывлевская. Там один из жителей поведал, что Афанасий был священником, и где он садился отдохнуть по дороге в Верхоледскую слободку, люди поставили кресты, к которым ходили молиться. "Сейчас всё сильно кустами поросло, но найти эти места ещё можно", - заметил он.

Послесловие

Кое-что из собранных сведений уже было использовано и проверено во время работы с фондами архива. Просматривая документы первых советских лет, я нашел протоколы и распоряжения Афанасьевского Волостного Исполнительного Комитета, там же имеется переписка с уездной властью, представляет она собой записки на кусках различной бумаги неразборчивым почерком.

В 1919 году из Шенкурского уездисполкома была директива: поднять мощи, почивающие в Афанасьевском приходе, дабы разоблачить культ поклонения человеческим останкам. Произошло ли осквернение - неизвестно, актов по этому поводу не обнаружено. Есть вероятность, что удалённость от уездного центра и труднодоступность, а также бои с интервентами помешали этому.

Когда проходила кампания по сбору помощи голодающим Поволжья в 1920-1922 г.г., из храмов было отдано четыре самых ценных из восьми напрестольных крестов - серебряные. По распоряжению советского правительства изъятию подлежали ценности, имеющиеся в нескольких экземплярах или неиспользуемые для богослужения. В двух храмах было по два престола, поэтому и оставили четыре креста. Как видим, особой роскоши не было, а золотых вещей вообще не имелось. В деревнях был организован сбор помощи страдающим соотечественникам, крестьяне приносили зерно и муку, мясо и рыбу, вещи и деньги. Самой крупной суммой была 1000 рублей, пожертвованная одним человеком. Читая списки фамилий людей, участвовавших в добровольном сборе средств, хочется верить, что делали они это, помня слова Господа: "просящему у тебя - дай".

Документы последующих лет ещё не подняты, но думается, что работа с ними даст ответы на многие вопросы.

Было ли вскрытие мощей? Какова судьба монахинь, откуда они были и куда пропали? Может кто-то из прихожан принял мученическую кончину, отстаивая святыни? Что произошло с последним священником и его семьёй?

В Шенкурском краеведческом музее имеется фотография батюшки с семьёй на фоне приходских храмов, обнесённых оградой с каменными столбами. Собранные данные полностью подтвердили, что на изображении Афанасьевская пустынь. Снимок сделан между 1897 и 1917 годами, это следует из следующих фактов:

в 1867-м огонь уничтожил Петропавловскую церковь, в 1879-м устроена ограда;

в 1897 году на месте сгоревшего воздвигнут и освящён новый деревянный храм.

Теперь не составит труда выяснить имя священника и можно будет проследить жизнь его и людей рядом с ним. Не исключаю, что где-то живут его потомки, и может кто- то из них, прочитав заметку, откликнется.

Смею надеяться, что кого-то тоже интересовала история Афанасьевского прихода и, объединив усилия, удастся составить более полное житие Афанасия Наволоцкого и исправить неточность в минее общей, где указано, будто он перед тем, как прийти в Шенкурский уезд, основал монастырь в семидесяти восьми верстах от нынешнего Петрозаводска. Работая в Петербурге в Российской Национальной Библиотеке, я смотрел трехтомник Зверинцева, изданный до революции, в котором содержатся данные обо всех монастырях, когда-либо бывших в Царской России, сведений о том, что праведный Афанасий основал в Олонецкой губернии монастырь, нет.



Важский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Графоман