Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
14 января 2004 (1)
ГОРЧАКОВ Константин

Новый бюджет и новые тарифы

Последняя сессия городского Совета депутатов, состоявшаяся в конце декабря 2003 года, отметилась двумя важными для Архангельска событиями - принятием бюджета на 2004 год и повышением тарифов на некоторые коммунальные услуги. Сессия получилась одной из самых напряженных за всю историю горсовета этого созыва. Теперь, когда страсти улеглись, мы попытаемся осмыслить все, что произошло на ней. За комментариями "ВП" обратились к начальнику управления ЖКХ и энергетики Виктору ЧУРНОСОВУ и директору департамента финансов и казначейского исполнения бюджета Людмиле КАРПОВОЙ.

Тарифы

Экономическая целесообразность повышения тарифов назрела давно, и это прекрасно понимали депутаты. Тарифы, скорее всего, приняли бы значительно быстрее, если бы не звонок губернатора Анатолия Ефремова мэру Олегу Нилову. Глава областной администрации настоятельно попросил депутатов еще раз внимательно изучить возможность бюджета и сдержать рост тарифов до выборов президента РФ, а также пообещал Архангельску безвозмездную помощь в размере 90 миллионов рублей, о предоставлении которой якобы в то время велись переговоры с федеральным центром.

Уже на первой планерке в этом году Анатолий Ефремов вновь поднял вопрос высоких цен на коммунальные услуги. В частности, он дал задание провести аудит всех тарифов и продумать компенсации для малоимущих слоев населения. О финансовой помощи от федерального центра не было сказано ни слова.

Вернемся в декабрь 2003-го. Просьба губернатора весьма смутила депутатов, ведь они уже были готовы рассматривать новые тарифы. Обсуждение затянулось на два дня, и его итогом все же стало принятие трех тарифов. Итак, с 1 января 2004 года тариф на содержание и ремонт мест общего пользования составляет 5 рублей (повышение на 56,7 %) и 2 рубля 16 копеек (повышение на 35 %) соответственно. За горячую воду архангелгородцы теперь платят 91 рубль 58 копеек с человека в месяц, а за отопление - 16 рублей 17 копеек с квадратного метра общей площади. Плата за вывоз и размещение жидких бытовых отходов для жителей неканализованного жилфонда с 1 января составляет 15 рублей 52 копейки.

Два тарифа - на содержание и ремонт лифтов и на услуги систем водоснабжения и канализации - остались непринятыми. Было решено утвердить лишь экономически обоснованные тарифы, позволяющие определить уровень затрат на услугу, - 2 рубля 81 копейку с 1 квадратного метра жилплощади за содержание и ремонт лифтов, 7 рублей 87 копеек за кубометр питьевой воды и 6 рублей 60 копеек за кубометр отведенных и очищенных канализационных стоков. Рассмотрение самих тарифов для населения будет вынесено на следующую сессию горсовета.

Виктор ЧУРНОСОВ:

Бюджет на 2004 год составлен с учетом новых тарифов

- Во-первых, это связано с ростом цен на энергоносители. Повышение происходит практически каждый год. В этом году для жилищных организаций цены на тепловую и электроэнергию выросли на 16 процентов. Во-вторых, растет стоимость расходных материалов. В-третьих, уровень заработной платы работников ЖКХ. На сегодняшний день рекомендованная федерацией ставка рабочего первого разряда - 1143 рубля. В старых тарифах она составляла 865 рублей. Сегодня неукомплектованность кадрами в сфере ЖКХ составляет 28 процентов. В первую очередь не хватает слесарей, дворников, уборщиц. Уровень оплаты труда, который существует сегодня, не может обеспечить занятость населения на данных рабочих местах. В связи с этим в тарифе был заложен рост заработной платы до 1100 рублей.

Далее нужно определить, какой процент от экономически обоснованной стоимости услуги будет оплачивать население и что будет дотироваться из бюджетов соответствующих уровней. Регулирование этого государственного стандарта идет постоянно. На 2004 год стандарт составляет 90 процентов от экономически обоснованной стоимости коммунальной услуги, то есть именно столько население и должно платить. Для того чтобы снизить или оставить прежний уровень оплаты в 80 процентов, необходимо было бы найти деньги в бюджете. К сожалению, ситуация такова, что часть местных налогов отменена, мы потеряли достаточно серьезную сумму.

Что касается двух непринятых тарифов на воду и лифты, их необходимо принимать на следующей сессии. Бюджет на 2004 год составлялся с учетом новых тарифов, казана города за январь 2004 года уже несет убытки в размере около 2,5 миллиона рублей.

Бюджет

В своем докладе директор департамента финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии Людмила Карпова отметила, что федеральная политика снижения налоговой нагрузки существенно сократит поступления в бюджет в 2004 году. Будут отменены некоторые местные налоги. В целом общий объем доходов городского бюджета составит 2 миллиарда 578 миллионов рублей. Расходная часть без учета депутатских поправок была запланирована в объеме 2 миллиарда 686 миллионов рублей, а дефицит бюджета составил 108,3 миллиона рублей, или 5,7 процента.

Приоритетной в следующем году остается социальная сфера, на которую выделено 1 миллиард 585 миллионов рублей. На 11 % увеличены расходы на здравоохранение, введены дополнительные надбавки работникам учреждений культуры, повышены расходы на питание детей в интернатах.

Значительно возросли расходы и на городское хозяйство. В частности, на 17% будет увеличено финансирование работ по благоустройству города, предусмотрены средства на прочистку внутриквартальной дренажно-ливневой канализации. Значительные средства выделены на капитальный ремонт дорог, в частности, на продолжение реконструкции Троицкого проспекта, ремонт Краснофлотского моста. Девять миллионов рублей запланировано на строительство и приобретение нового жилья для расселения горожан из ветхого жилого фонда.

В результате депутатских поправок, расходная часть бюджета увеличилась до 2 миллиардов 708 миллионов рублей, а дефицит - до 130,5 миллиона (7%).

Людмила КАРПОВА:

Без заемных средств нам не обойтись

- С 1 января 2004 года отменены местные налоги. За счет чего будут компенсироваться выпадающие доходы?

- Отчисления по другим видам налогов стали выше, в частности по акцизному налогу. Ставки акцизов увеличиваются в среднем на 18,5 процента, соответственно увеличивается их доля, поступающая в бюджет. Кроме того, мы как всегда в последние годы делаем ставку на неналоговые доходы - использование муниципального имущества, в частности аренду имущества и земли. Это основные источники, которые будут компенсировать выпадающие доходы. Однако это не говорит о том, что этих доходов нам будет достаточно.

- По сравнению с прошлыми годами насколько тяжелее или легче далось принятие бюджета?

- Я считаю, что бюджет 2004 года принимался тяжелее. Во-первых, уровень и профессионализм нашего депутатского корпуса вырос - все-таки они принимают уже четвертый бюджет. Во-вторых, вопросы, которые мы пытались решать в этом бюджете, были тоже более серьезные, потому что сама жизнь нас заставляла их ставить. А доходная база бюджета, к сожалению, не позволяет решать много вопросов. Приходилось спорить, либо увеличивать по каким-то статьям расходы, либо в чем-то их сокращать. Процесс поиска сбалансированности бюджета шел довольно-таки сложно.

- Принятый в итоге бюджет сильно отличался от его проекта?

- Во всяком случае, новых видов расходов в принятом бюджете по сравнению с проектом, конечно, не появилось. Значительно возросли расходы на строительство, связанные с капитальными вложениями. Были увеличены расходы по программам, принятым в городе, в общей сложности на миллион рублей.

- С учетом поправок дефицит бюджета увеличился с 5,7 до 7 процентов. Это много или мало?

- Много, несмотря на то, что допустимый предел дефицита - 10 процентов. Доходная база бюджета рассчитана очень напряженно, поэтому дефицит в размере 7 процентов является крайне высоким.

- Как он будет ликвидироваться?

- Для того чтобы исполнить бюджет, без заемных средств нам, как и в прошлом году, не обойтись.

- Бюджет составлялся с учетом новых тарифов, но депутаты на последней сессии так и не приняли два из них.

- Мы все-таки надеемся, что на ближайшую сессию этот вопрос будет вынесен, и депутаты рассмотрят его. Нужно помнить о том, что доходов, к сожалению, недостаточно даже с учетом новых, пока еще не по всем направлениям принятых тарифов. Если тарифы по лифтам и воде не будут приняты, то нужно дополнительно изыскивать в бюджете более 100 миллионов рублей. В нынешней ситуации ни увеличивать дефицит, ни корректировать чьи-то расходы просто уже не представляется возможным.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя