Ведомости Поморья
14 января 2004 (1)
ТРОИЦКАЯ Марфа
Елена ДЕМИДОВА, старейший фотограф Архангельска: Люди утеряли вкус к фотографии
Что за день 7 января? Правильно - Рождество Христово. Но это неполный ответ. 7
января фотографы отмечают еще и свой профессиональный праздник - день
изобретения фотографии.
В переводе с греческого слово "фотография" означает "светопись". Из множества
способов светописи самый практичный изобрел француз Жак Дагер. Он получил
фотографическое изображение на фотослоях с галогенидами серебра. В честь
изобретателя Дагера этот способ назвали дагерротипией. Первое публичное
сообщение о дагерротипии было сделано на заседании Парижской академии наук 7
января 1839 года. Поэтому IX Международный конгресс научной и прикладной
фотографии, проходивший в 1935 году, постановил считать 7 января 1839 года
исторической датой - днем изобретения фотографии.
Накануне профессионального праздника "светописцев" корреспондент "ВП"
встретилась со старейшим фотографом Архангельска - Еленой Васильевной ДЕМИДОВОЙ.
В 1971 году эта женщина была признана лучшим фотографом Советского Союза. Сейчас
ей 82 года. Елена Демидова первая в Архангельске начала работать с
узконаправленным светом, то есть художественно высвечивать черно-белый образ, а
не просто снимать освещенный предмет. "Надо непременно отметить день изобретения
фотографии, - обрадовалась визиту журналистки Елена Васильевна. - Вы знаете, я
очень люблю кагор. Но на Новый год я не смогла его открыть, а к соседям неудобно
было идти: что они подумают: Вот как он пригодился!".
- Современные фотографы не очень вежливо относятся к фото: образ человека очень
трудно создать, - говорит Елена Васильевна. - Фотография - это прежде всего
светопись. Для этого нужно четко видеть человека и то, как светом можно выделить
его достоинства: красивую кожу, тонкие или, наоборот, рабочие руки, все то, что
говорит об индивидуальности.
Елена Васильевна раскладывает передо мной старые фотографии.
- Понимаете, - говорит она, - смотря на многие современные фотоизображения, я
вижу только забеленные лица, на которых чернеют рот, нос и глаза. Но не видно
кожи, ее фактуры, светотени. Это просто отсветы. Возможно, я слишком строга, но
раньше это считалось браком.
Она раскладывает передо мной портреты солидных мужчин в пенсне, красивых женщин
с мудрыми глазами. Эти фотографии висели в витрине фотоателье, где она работала:
раньше было принято вывешивать на обзор в качестве рекламы салона такие
портреты. На оборотной стороне каждой крупными буквами - по пять сантиметров -
написаны имена и фамилии людей, номера телефонов.
- Чьи это имена?
- Это нужные телефоны. Понимаете, я практически ничего не вижу, - смущаясь,
говорит она. - Мою квартиру убирают люди из специальной службы, но по комнатам я
ориентируюсь сама.
- Но вы показываете мне фотографии:
- :Я все самое главное помню. Правда, это удивительно, но я помню все наизусть,
- Елена Васильевна перебирает карточки, которые находятся в прекрасном состоянии
и даже не пожелтели.
-Как вы думаете, почему люди перестали фотографироваться стоя?
- Люди стали проще одеваться. И проще относиться к фотоснимкам. Раньше сделать
фотографию было целым событием для человека. Поскольку это было очень дорого, то
и ценилось как писаный портрет, который можно передавать поколениям. Доступность
превратила фотографию в популярную забаву. Люди утеряли вкус к фотографии.
- Может быть, виноваты фотографы?
- Фотограф должен быть интеллигентным. У него должен быть вкус. Фотографировать
- значит непрестанно находиться в общении с клиентом. Это значит очень незаметно
его поправить. Фотограф - как режиссер, который незаметно управляет процессом.
Нельзя говорить: "Не шевелитесь! Замрите! Снимаю!". Советское время внесло
вульгарный вкус к фотографии, стало модно фотографироваться с сигаретой во рту,
за накрытым яствами столом, за едой. Или, например, с совершенно ничего не
выражающим лицом. Я сама училась на дореволюционных снимках.
- Почему вы занялись фотографией?
- Я очень счастливый человек. Сама судьба привела меня к творчеству. В 16 лет
родственники определили меня в театральный комбинат, где готовили гримеров-
парикмахеров. Я была ученицей такого специалиста. Делала парики, усики. Это были
первые шаги. Я изучала мимику людей, когда училась накладывать грим в театре. В
трамвае я всегда рассматривала, как у людей расположены волосы. Затем началась
война. Комбинат закрыли, я перевелась в Дом народного творчества. Он находился в
здании театра. В то время были очень интеллигентные артисты, которые учили нас
даже манерам. В 1946 году я вышла замуж за москвича, военного моряка с эсминца.
Мы познакомились во время войны. В Москве меня устроили приемщицей заказов в
фотографию, где я училась основам ретуширования, освещения. Фотография увлекла
меня настолько сильно, что я ходила на крупные фотографические выставки. В то
время фотографы не только выставляли свои работы, но и анализировали их, а также
подвергались публичной критике со стороны коллег, которые также анализировали
фото. За девять лет в Москве я познакомилась с удивительными фотографами:
Беленьким, Нипельбаумом, Андреевым - три этих известных мастера были моими
учителями.
- Вы тогда уже начали фотографировать самостоятельно?
- Да. Я фотографировала детей. Зеркальной камерой девять на двенадцать. Свет был
ламповый. Поэтому, когда я вернулась в Архангельск, стала первой, кто
фотографировал при помощи лампового света. Я уже умела.
- А почему вы уехали из Москвы?
- По семейным обстоятельствам. Я должна была покинуть семью.
- Вы еще были замужем? У вас есть дети?
- Да. Я выходила замуж еще раз. В Архангельске. Но ненадолго. Тоже несчастливо.
Детей у меня нет.
- Как складывалась ваша судьба в Архангельске?
- Я вернулась в 1955 году. Перевелась сюда на работу в артель "Фото". Тогда еще
были артели. Она находилась на Энгельса (сейчас Воскресенской. - Т. М.). А в
1958 году открыли на проспекте Павлина Виноградова в доме 41 первое в городе
фотоателье. Здесь не фотографировали на документы, только художественные снимки.
Это был очень достойный уровень.
- Вы продолжали учиться?
- Я ездила в Москву за консультацией. По самым сложным вопросам. В Архангельске
в то время я ни с кем не могла посоветоваться. Я ведь очень любила снимать не
просто портрет, а портрет с руками. То есть где акценты расставлены не только на
лицо, но и на руки. Это придает особый смысл. У меня был особый объектив
"Дольмеер", немецкий, а здесь работали только советскими, может, еще и в этом
был залог качества. В 1971 году я поехала в Москву для участия во всесоюзной
выставке фотографов. Я заняла первое место. Мне было пятьдесят лет. Дальше моя
работа в Архангельске складывалась очень тяжело. И мне пришлось закончить работу
в салоне в 55 лет. Я ушла на пенсию и осталась консультантом.
- Что произошло?
- Пожалуйста, не стоит об этом писать и говорить. Просто есть дело, которому ты
служишь, и не стоит упоминать о зависти, недоброжелательности. Кстати, вы тоже
из Архангельска?
- Да.
- В какой школе вы учились?
- В третьей.
- Я тоже.
- У вас преподавал рисование Степан Писахов?
- Да:
- Расскажите, что это был за человек? Каким вы его запомнили?
- Это было так давно. Так давно! Он был очень строгий человек. Он часто ездил
рисовать на Новую Землю, оттого часто отменялись его уроки. И только за это мы
его любили. Я не помню, что именно он давал рисовать нам. Но мы очень часто
рисовали с натуры. Это было его главным заданием, к которому он относился со
всей строгостью в оценках. Он был очень требователен. Мы боялись его.
- А как он одевался?
- Он был очень неряшливый человек. У него все в одежде как-то было неприбрано.
Он одевался очень просто. Простой русский мужичок. С корявой речью. Очень
корявой. Я запомнила то, что он все время гладил свою бороду. Больше о нем я
ничего не помню, простите.
|