Пресса Архангельской области
 
442545023 442545023 442545023 -->


Ведомости Поморья
14 января 2004 (1)
ТРОИЦКАЯ Марфа

Елена ДЕМИДОВА, старейший фотограф Архангельска: Люди утеряли вкус к фотографии

Что за день 7 января? Правильно - Рождество Христово. Но это неполный ответ. 7 января фотографы отмечают еще и свой профессиональный праздник - день изобретения фотографии.

В переводе с греческого слово "фотография" означает "светопись". Из множества способов светописи самый практичный изобрел француз Жак Дагер. Он получил фотографическое изображение на фотослоях с галогенидами серебра. В честь изобретателя Дагера этот способ назвали дагерротипией. Первое публичное сообщение о дагерротипии было сделано на заседании Парижской академии наук 7 января 1839 года. Поэтому IX Международный конгресс научной и прикладной фотографии, проходивший в 1935 году, постановил считать 7 января 1839 года исторической датой - днем изобретения фотографии.

Накануне профессионального праздника "светописцев" корреспондент "ВП" встретилась со старейшим фотографом Архангельска - Еленой Васильевной ДЕМИДОВОЙ. В 1971 году эта женщина была признана лучшим фотографом Советского Союза. Сейчас ей 82 года. Елена Демидова первая в Архангельске начала работать с узконаправленным светом, то есть художественно высвечивать черно-белый образ, а не просто снимать освещенный предмет. "Надо непременно отметить день изобретения фотографии, - обрадовалась визиту журналистки Елена Васильевна. - Вы знаете, я очень люблю кагор. Но на Новый год я не смогла его открыть, а к соседям неудобно было идти: что они подумают: Вот как он пригодился!".

- Современные фотографы не очень вежливо относятся к фото: образ человека очень трудно создать, - говорит Елена Васильевна. - Фотография - это прежде всего светопись. Для этого нужно четко видеть человека и то, как светом можно выделить его достоинства: красивую кожу, тонкие или, наоборот, рабочие руки, все то, что говорит об индивидуальности.

Елена Васильевна раскладывает передо мной старые фотографии.

- Понимаете, - говорит она, - смотря на многие современные фотоизображения, я вижу только забеленные лица, на которых чернеют рот, нос и глаза. Но не видно кожи, ее фактуры, светотени. Это просто отсветы. Возможно, я слишком строга, но раньше это считалось браком.

Она раскладывает передо мной портреты солидных мужчин в пенсне, красивых женщин с мудрыми глазами. Эти фотографии висели в витрине фотоателье, где она работала: раньше было принято вывешивать на обзор в качестве рекламы салона такие портреты. На оборотной стороне каждой крупными буквами - по пять сантиметров - написаны имена и фамилии людей, номера телефонов.

- Чьи это имена?

- Это нужные телефоны. Понимаете, я практически ничего не вижу, - смущаясь, говорит она. - Мою квартиру убирают люди из специальной службы, но по комнатам я ориентируюсь сама.

- Но вы показываете мне фотографии:

- :Я все самое главное помню. Правда, это удивительно, но я помню все наизусть, - Елена Васильевна перебирает карточки, которые находятся в прекрасном состоянии и даже не пожелтели.

-Как вы думаете, почему люди перестали фотографироваться стоя?

- Люди стали проще одеваться. И проще относиться к фотоснимкам. Раньше сделать фотографию было целым событием для человека. Поскольку это было очень дорого, то и ценилось как писаный портрет, который можно передавать поколениям. Доступность превратила фотографию в популярную забаву. Люди утеряли вкус к фотографии.

- Может быть, виноваты фотографы?

- Фотограф должен быть интеллигентным. У него должен быть вкус. Фотографировать - значит непрестанно находиться в общении с клиентом. Это значит очень незаметно его поправить. Фотограф - как режиссер, который незаметно управляет процессом. Нельзя говорить: "Не шевелитесь! Замрите! Снимаю!". Советское время внесло вульгарный вкус к фотографии, стало модно фотографироваться с сигаретой во рту, за накрытым яствами столом, за едой. Или, например, с совершенно ничего не выражающим лицом. Я сама училась на дореволюционных снимках.

- Почему вы занялись фотографией?

- Я очень счастливый человек. Сама судьба привела меня к творчеству. В 16 лет родственники определили меня в театральный комбинат, где готовили гримеров- парикмахеров. Я была ученицей такого специалиста. Делала парики, усики. Это были первые шаги. Я изучала мимику людей, когда училась накладывать грим в театре. В трамвае я всегда рассматривала, как у людей расположены волосы. Затем началась война. Комбинат закрыли, я перевелась в Дом народного творчества. Он находился в здании театра. В то время были очень интеллигентные артисты, которые учили нас даже манерам. В 1946 году я вышла замуж за москвича, военного моряка с эсминца. Мы познакомились во время войны. В Москве меня устроили приемщицей заказов в фотографию, где я училась основам ретуширования, освещения. Фотография увлекла меня настолько сильно, что я ходила на крупные фотографические выставки. В то время фотографы не только выставляли свои работы, но и анализировали их, а также подвергались публичной критике со стороны коллег, которые также анализировали фото. За девять лет в Москве я познакомилась с удивительными фотографами: Беленьким, Нипельбаумом, Андреевым - три этих известных мастера были моими учителями.

- Вы тогда уже начали фотографировать самостоятельно?

- Да. Я фотографировала детей. Зеркальной камерой девять на двенадцать. Свет был ламповый. Поэтому, когда я вернулась в Архангельск, стала первой, кто фотографировал при помощи лампового света. Я уже умела.

- А почему вы уехали из Москвы?

- По семейным обстоятельствам. Я должна была покинуть семью.

- Вы еще были замужем? У вас есть дети?

- Да. Я выходила замуж еще раз. В Архангельске. Но ненадолго. Тоже несчастливо. Детей у меня нет.

- Как складывалась ваша судьба в Архангельске?

- Я вернулась в 1955 году. Перевелась сюда на работу в артель "Фото". Тогда еще были артели. Она находилась на Энгельса (сейчас Воскресенской. - Т. М.). А в 1958 году открыли на проспекте Павлина Виноградова в доме 41 первое в городе фотоателье. Здесь не фотографировали на документы, только художественные снимки. Это был очень достойный уровень.

- Вы продолжали учиться?

- Я ездила в Москву за консультацией. По самым сложным вопросам. В Архангельске в то время я ни с кем не могла посоветоваться. Я ведь очень любила снимать не просто портрет, а портрет с руками. То есть где акценты расставлены не только на лицо, но и на руки. Это придает особый смысл. У меня был особый объектив "Дольмеер", немецкий, а здесь работали только советскими, может, еще и в этом был залог качества. В 1971 году я поехала в Москву для участия во всесоюзной выставке фотографов. Я заняла первое место. Мне было пятьдесят лет. Дальше моя работа в Архангельске складывалась очень тяжело. И мне пришлось закончить работу в салоне в 55 лет. Я ушла на пенсию и осталась консультантом.

- Что произошло?

- Пожалуйста, не стоит об этом писать и говорить. Просто есть дело, которому ты служишь, и не стоит упоминать о зависти, недоброжелательности. Кстати, вы тоже из Архангельска?

- Да.

- В какой школе вы учились?

- В третьей.

- Я тоже.

- У вас преподавал рисование Степан Писахов?

- Да:

- Расскажите, что это был за человек? Каким вы его запомнили?

- Это было так давно. Так давно! Он был очень строгий человек. Он часто ездил рисовать на Новую Землю, оттого часто отменялись его уроки. И только за это мы его любили. Я не помню, что именно он давал рисовать нам. Но мы очень часто рисовали с натуры. Это было его главным заданием, к которому он относился со всей строгостью в оценках. Он был очень требователен. Мы боялись его.

- А как он одевался?

- Он был очень неряшливый человек. У него все в одежде как-то было неприбрано. Он одевался очень просто. Простой русский мужичок. С корявой речью. Очень корявой. Я запомнила то, что он все время гладил свою бороду. Больше о нем я ничего не помню, простите.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя