Ведомости Поморья
27 октября 2004 (41)
РАЗУМОВСКИЙ Ян
Александр КАЛИНИН, первый заместитель мэра города Архангельска:
В 2005 году Архангельск ждет кризис социальной сферы и ЖКХ
В 2005 году в муниципальном образовании "Город Архангельск" может сложиться
кризисная ситуация с функционированием отраслей социальной сферы и жилищно-
коммунального хозяйства, которые являются приоритетными при формировании
городского бюджета. Специалисты связывают такие прогнозы с изменением налогового
законодательства и сокращением доходной части бюджета. Об итогах исполнения
городской казны за 2004 год и проблемах, связанных с формированием бюджета на
2005 год, корреспонденту "ВП" рассказал первый заместитель мэра Архангельска
Александр КАЛИНИН.
- Александр Анатольевич, 9 месяцев года позади - можно уже подвести определенные
итоги исполнения городского бюджета?
- Доходная часть городского бюджета за 9 месяцев 2004 года по налоговым и
неналоговым поступлениям исполнена в сумме 1394,3 миллиона рублей или на 101,6%
к бюджетным назначениям. Дополнительно получено доходов 21,3 миллиона рублей. По
сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые и неналоговые доходы
увеличились на 21,2% или на 243,8 миллиона рублей. Обеспечено выполнение
плановых заданий по налогу на прибыль, налогам на совокупный доход, налогам на
имущество, местным налогам и сборам, неналоговым доходам.
Вместе с тем не выполнен план по налогу на доходы физических лиц, акцизам и
земельному налогу. Причиной невыполнения плана по налогу на доходы физических
лиц остается несвоевременное перечисление налога налоговыми агентами, по акцизам
- производство алкогольной продукции на ОАО "Алвиз" и реализация алкогольной
продукции с акцизных складов ниже запланированного уровня. По земельному налогу
не выполнен план на 5,4 миллиона рублей (23,3%).
За 9 месяцев текущего года была получена финансовая помощь из областного бюджета
в сумме 1017,1 миллиона рублей на выплату заработной платы работникам
образования, на реализацию федеральных и областного социальных законов, на
капитальные вложения. При этом должен обратить внимание, что Архангельск не
является дотационным городом. В 2004 году из 3,4 миллиарда рублей собираемых
налогов на территории города освоили 1,9 миллиарда рублей доходов.
- Что происходит с расходной частью бюджета 2004 года?
- Расходная часть городского бюджета исполнена в сумме 2407 миллиона рублей (то
есть на 96%). Основная доля расходов городского бюджета приходится на социальную
сферу. За 9 месяцев текущего года на эти цели направлено 1501,4 миллиона рублей,
или 62,4% от общих расходов бюджета.
Стабильной остается ситуация с выплатой заработной платы. Задолженности по
зарплате по состоянию на 1 октября 2004 года нет. Подготовлены к началу нового
отопительного сезона социальные учреждения города - детские сады, школы,
больницы. На капитальный ремонт учреждений выделено 16,3 миллиона рублей.
Расходы на городское хозяйство в целом составили 686,4 миллиона рублей (28,5 %
от общих расходов). Значительная часть этих расходов была направлена на отрасль
"Жилищно-коммунальное хозяйство" - 536 миллионов рублей. В том числе на покрытие
убытков организаций ЖКХ в связи с применением ими государственных регулируемых
тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению - 202 миллиона рублей или
37,7% от расходов по отрасли. На благоустройство территории города направлено
169 миллионов рублей (31,5% от расходов по отрасли). На финансирование объектов
капитальных вложений за 9 месяцев текущего года ушло 142,8 миллиона рублей, в
том числе за счет средств федерального и областного бюджетов - 42,3 миллиона
рублей.
Следует отметить, что те обязательства, которые взял на себя городской бюджет,
исполнены в полном объеме. В то же время из федерального и областного бюджетов
недополучено средств на финансирование объектов строительства в сумме 18,2
миллиона рублей.
- Как построена работа по формированию бюджета на 2005 год?
- Организация работы по составлению проекта городского бюджета осуществляется в
соответствии с распоряжением мэра города. Указанным распоряжением утвержден план
организационных мероприятий по разработке проекта бюджета, установлены
конкретные сроки и ответственные исполнители. Отдельным распоряжением мэра
города утвержден состав комиссии по формированию городского бюджета на 2005 год,
куда входят депутаты городского совета, руководители структурных подразделений
мэрии города, городской налоговой инспекции.
В настоящее время продолжается работа с администрацией области по формированию
межбюджетных отношений на 2005 год и согласованию показателей для формирования
доходной базы городского бюджета (норматив отчислений от регулирующих налогов).
- Соблюдаются ли при формировании бюджета принципы гласности? Насколько бюджет
прозрачен для населения города?
- Бюджетный процесс в органах местного самоуправления осуществляется в строгом
соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Одним из таких требований
является принцип гласности, предусмотренный статьей N36 Бюджетного кодекса РФ.
Подготовка проекта городского бюджета на очередной финансовый год осуществляется
в соответствии с этим принципом: проект городского бюджета рассматривается на
заседаниях постоянных комиссий депутатов городского Совета. График проведения
которых размещается на сайте мэрии города (www.arhcity.ru), что дает возможность
каждому горожанину принять участие в этих заседаниях.
- Как отразятся на формировании нового бюджета города изменения федерального
налогового законодательства?
- В течение последних лет доходная база бюджетов всех уровней формируется в
условиях проводимой налоговой реформы, целью которой является упрощение
налоговой системы и сокращение количества налогов с тем, чтобы снизить налоговое
бремя. При этом существующее налоговое и бюджетное законодательство большую
часть доходов консолидированного бюджета отдает в распоряжение федеральным и
областным органам власти, то есть идет концентрация финансовых ресурсов на
уровне Федерации и субъектов РФ. В то же время, местные органы власти лишены
возможности сколько-нибудь существенно влиять на формирование своих бюджетных
налоговых доходов. Эта тенденция сохранится и в 2005 году. Так, с 1 января 2005
года отменяется зачисление налога на прибыль в местный бюджет по ставке 2%,
отменяется и местный налог на рекламу. Водный налог и госпошлина за регистрацию
актов гражданского состояния будут зачисляться в федеральный бюджет.
Кроме того, в результате межбюджетных отношений существенно снижается доходная
база городского бюджета в 2005 году. В настоящее время основная часть налоговых
доходов городского бюджета формируется за счет отчислений от таких регулирующих
налогов, как налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество
организаций. При этом в 2005 году предполагается сохранение нормативов
отчислений от регулирующих налогов в городской бюджет на уровне 2004 года только
по налогу на доходы физических лиц. Городской бюджет теряет в качестве доходных
источников 50% налога на имущество организаций, 20% налога на прибыль, 45%
акцизов.
В итоге доходная часть городского бюджета сократится в 2005 году по сравнению с
2004 годом на 360 миллионов рублей. С 2005 года произойдет разграничение
расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. На
федеральный уровень передаются расходы городского бюджета по содержанию военных
комиссариатов, на областной уровень - расходы городского бюджета на обязательное
медицинское страхование неработающего населения, содержание детских домов и
школ-интернатов, заработную плату приемных родителей, содержание учреждений
социальной защиты населения. Вместе с тем, расходы на заработную плату
работников дошкольных учреждений и учреждений по внешкольной работе с детьми
передаются с областного уровня на местный. В связи с этим произойдет увеличение
расходной базы городского бюджета на 72 миллиона рублей.
- Значит уже можно говорить о том, что бюджет 2005 года будет дефицитным?
- При сохранении объема расходов городского бюджета в 2005 году на уровне
текущего года, бюджетный дефицит составит 28%. Но в соответствии с Бюджетным
кодексом РФ дефицит бюджета не может превышать 10%. Кроме того, в следующем году
требуется обеспечить увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы,
расходов на оплату коммунальных услуг. В результате в 2005 году мы будем
вынуждены сократить расходы городского бюджета по сравнению с 2004 годом на 500
миллионов рублей (25%).
Как следствие, прогнозируемых к закреплению за городским бюджетом финансовых
ресурсов недостаточно для покрытия минимально необходимых расходов городского
бюджета. Недостаток финансовых ресурсов приведет к невозможности сохранения
действующей сети бюджетных учреждений и кадрового потенциала системы
образования, культуры и здравоохранения, а также к изменению структуры расходов
на социальную сферу, когда все средства будут направляться на выплату заработной
платы и расчеты за коммунальные услуги. В городском бюджете будут отсутствовать
средства, необходимые на развитие материально-технической базы образования,
здравоохранения, на ремонт и содержание объектов ЖКХ, оплату долгов. О развитии
муниципалитета не может быть и речи.
В 2005 году в муниципальном образовании "Город Архангельск" может сложиться
кризисная ситуация с функционированием отраслей социальной сферы и жилищно-
коммунального хозяйства, которые являются приоритетными.
|