|
Ведомости Поморья
27 октября 2004 (41)
ШЕПТУНОВ Алексей
Александр ДЕДОВ, художник: Слово "искусство" я научился правильно писать лишь полгода назад
В "Модерне" завершается художественная выставка, названная устроителями "Жертвы
требуют искусства". Представленные на ней работы - творения молодых, а потому
наиболее радикальных, неформатных и авангардных архангельских художников;
кстати, для некоторых из них -это первый выставочный опыт. Тем не менее, уже
сегодня в них можно рассмотреть творческие личности, которые, возможно, будут
определять художественное лицо Архангельска через несколько лет. Один из них -
Александр ДЕДОВ, чье творчество стало для журналистов "ВП" настоящим открытием.
Работницы выставочного зала ласково называют его "наш Дали", но сам 21-летний
художник с этим сравнением не согласен.
- Сравнение это пошло еще со времени учебы в художественно-педагогическом лицее,
- рассказывает Александр. - Меня обвиняли чуть ли не в плагиате, но если
человек, например, знает только Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали, то мои
работы он, естественно, сравнит с последним! В учебниках по рисованию приводятся
шаблоны, просто для того, чтобы набить руку - Серов, Левитан и прочие. Но в
нашей жизни есть масса вещей, которые представляют собой как бы репродукцию, на
них можно опираться, как на что-то всем известное, добавлять что-то свое, и
получится эксклюзив. Из схемы московского метро можно создать произведение
искусства!
- Ты помнишь, когда ты начал рисовать?
- Конечно, первые запомнившиеся мне эпизоды моей жизни, лет с четырех, связаны с
этим. Помню, как мы сидим с моей старшей сестрой и делим фломастеры. Хорошо
помню день, когда я научился рисовать звездочку, не отрывая карандаша от бумаги
- это было великим открытием! Рисование как-то сразу стало для меня основным
занятием - хотя тогда, конечно, я рисовал не то, что сегодня, а всяких
черепашек-ниндзя.
- Ты один из авторов этой выставки. Как ты сам объясняешь ее название?
- Все знают выражение "Искусство требует жертв". Названием же нашей выставки мы
хотели подчеркнуть, что ее посетители сами во многом являются жертвами различных
факторов современного общества - начиная с телевизионной рекламы и сериалов и
заканчивая работой, семьей, остальными жизненными обстоятельствами, за рамки
которых вырваться очень сложно. И для многих из "жертв" выходом является
искусство - не для всех, конечно.
- Твоя постоянная работа связана с рисованием?
- Я так и не закончил художественный лицей, перед самой сдачей диплома ушел
работать - что-то стукнуло в голову в последнюю ночь: а зачем эти корочки? А
дальше все как общество велит: все, что будет дальше, заранее запрограммировано
- армия, женитьба, квартира, дети, телешоу по телевизору вечером. Наверное, это
бегство от реальности: Сейчас я работаю в ритуальном агентстве гравером по
камню, и меня эта работа устраивает, хотя она и отрывает силы от творчества.
Первое время я шел после работы по городу, смотрел в лица людей и видел в них
своих потенциальных клиентов. Сейчас это просто технология, работа как работа.
- А какую роль, на твой взгляд, в современном обществе играет искусство?
- Это зависит от того, кто и для чего его создает. Для меня это определенный
контакт с аудиторией, возможность представить ей другую сторону существующей
реальности. Не некую общую истину, конечно, - к этому мое творчество не имеет
отношения. Просто каждый человек, наносящий на определенную поверхность какое-то
изображение, передает, таким образом, долю правды, своей правды.
- Как ты оцениваешь художественную среду Архангельска? По-моему, современное
искусство у нас не слишком развито:
- Я благодарен своим родителям, что они произвели меня на свет именно в
Архангельске, считаю, что именно атмосфера этого города во многом повлияла на
мое творчество. Родись я, например, в Рио-да-Жанейро, рисовал бы каких-нибудь
мулаток, танцующих самбу, не больше, а до таких вещей не дошел бы. Некоторые мои
работы достаточно жесткие, это присуще нашему городу - идешь по улицам
Архангельска, видишь эту серость, все это придает некий дисбаланс мышлению
человека, некоторую депрессивность, мне кажется. И для творчества это все
является определенной почвой. Что касается современного искусства - людей,
работающих в этом жанре, у нас единицы. В основном люди создают нечто много-
много раз уже переигранное, избитое. Тем не менее, люди, интересующиеся этим
направлением, есть, именно с ними мы и создали эту выставку, хотя возможно с
кем-то из них мы работаем и в разной стилистике.
- Есть ли у вас контакты с архангельским отделением Союза художников?
- Можно сказать, что мы друг друга не видим абсолютно, практически не
пересекаемся. Существует некая строгая градация, разделение на старшее поколение
- со своими прибамбасами, и новое. Мы работаем в совершенно разных плоскостях, и
мне кажется, это не так важно, являюсь я членом какой-то формальной организации,
или нет. Важнее иметь собственную платформу, к которой всегда можно обратиться.
Хотя вот, например, на открытии этой выставки мы пообщались с Дмитрием Трубиным,
в чем-то он меня понял, за что ему огромное спасибо. Как художник, я не строю
никаких планов на будущее, просто плыву по течению, креативлю, как я сам это
называю. Ведь даже то, что представлено на этой выставке - скорее антиискусство,
чем искусство, это как в музыке, где существуют радикальные направления, которые
неподготовленному слушателю просто покажутся шумом. Искусство - это когда муза
приходит, это значит - вселять в души людей какие-то позитивные ценности. Для
меня же важен сам процесс, акт сотворения, самовыражение, состояние, когда тебя
"прет". Я, например, само слово "искусство" научился правильно писать только
полгода назад.
| |