Пресса Архангельской области
 
730686760 730686760 730686760 -->


Версия для распечатки  
  

Ведомости Поморья
27 октября 2004 (41)
ШЕПТУНОВ Алексей

Александр ДЕДОВ, художник: Слово "искусство" я научился правильно писать лишь полгода назад

В "Модерне" завершается художественная выставка, названная устроителями "Жертвы требуют искусства". Представленные на ней работы - творения молодых, а потому наиболее радикальных, неформатных и авангардных архангельских художников; кстати, для некоторых из них -это первый выставочный опыт. Тем не менее, уже сегодня в них можно рассмотреть творческие личности, которые, возможно, будут определять художественное лицо Архангельска через несколько лет. Один из них - Александр ДЕДОВ, чье творчество стало для журналистов "ВП" настоящим открытием. Работницы выставочного зала ласково называют его "наш Дали", но сам 21-летний художник с этим сравнением не согласен.

- Сравнение это пошло еще со времени учебы в художественно-педагогическом лицее, - рассказывает Александр. - Меня обвиняли чуть ли не в плагиате, но если человек, например, знает только Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали, то мои работы он, естественно, сравнит с последним! В учебниках по рисованию приводятся шаблоны, просто для того, чтобы набить руку - Серов, Левитан и прочие. Но в нашей жизни есть масса вещей, которые представляют собой как бы репродукцию, на них можно опираться, как на что-то всем известное, добавлять что-то свое, и получится эксклюзив. Из схемы московского метро можно создать произведение искусства!

- Ты помнишь, когда ты начал рисовать?

- Конечно, первые запомнившиеся мне эпизоды моей жизни, лет с четырех, связаны с этим. Помню, как мы сидим с моей старшей сестрой и делим фломастеры. Хорошо помню день, когда я научился рисовать звездочку, не отрывая карандаша от бумаги - это было великим открытием! Рисование как-то сразу стало для меня основным занятием - хотя тогда, конечно, я рисовал не то, что сегодня, а всяких черепашек-ниндзя.

- Ты один из авторов этой выставки. Как ты сам объясняешь ее название?

- Все знают выражение "Искусство требует жертв". Названием же нашей выставки мы хотели подчеркнуть, что ее посетители сами во многом являются жертвами различных факторов современного общества - начиная с телевизионной рекламы и сериалов и заканчивая работой, семьей, остальными жизненными обстоятельствами, за рамки которых вырваться очень сложно. И для многих из "жертв" выходом является искусство - не для всех, конечно.

- Твоя постоянная работа связана с рисованием?

- Я так и не закончил художественный лицей, перед самой сдачей диплома ушел работать - что-то стукнуло в голову в последнюю ночь: а зачем эти корочки? А дальше все как общество велит: все, что будет дальше, заранее запрограммировано - армия, женитьба, квартира, дети, телешоу по телевизору вечером. Наверное, это бегство от реальности: Сейчас я работаю в ритуальном агентстве гравером по камню, и меня эта работа устраивает, хотя она и отрывает силы от творчества. Первое время я шел после работы по городу, смотрел в лица людей и видел в них своих потенциальных клиентов. Сейчас это просто технология, работа как работа.

- А какую роль, на твой взгляд, в современном обществе играет искусство?

- Это зависит от того, кто и для чего его создает. Для меня это определенный контакт с аудиторией, возможность представить ей другую сторону существующей реальности. Не некую общую истину, конечно, - к этому мое творчество не имеет отношения. Просто каждый человек, наносящий на определенную поверхность какое-то изображение, передает, таким образом, долю правды, своей правды.

- Как ты оцениваешь художественную среду Архангельска? По-моему, современное искусство у нас не слишком развито:

- Я благодарен своим родителям, что они произвели меня на свет именно в Архангельске, считаю, что именно атмосфера этого города во многом повлияла на мое творчество. Родись я, например, в Рио-да-Жанейро, рисовал бы каких-нибудь мулаток, танцующих самбу, не больше, а до таких вещей не дошел бы. Некоторые мои работы достаточно жесткие, это присуще нашему городу - идешь по улицам Архангельска, видишь эту серость, все это придает некий дисбаланс мышлению человека, некоторую депрессивность, мне кажется. И для творчества это все является определенной почвой. Что касается современного искусства - людей, работающих в этом жанре, у нас единицы. В основном люди создают нечто много- много раз уже переигранное, избитое. Тем не менее, люди, интересующиеся этим направлением, есть, именно с ними мы и создали эту выставку, хотя возможно с кем-то из них мы работаем и в разной стилистике.

- Есть ли у вас контакты с архангельским отделением Союза художников?

- Можно сказать, что мы друг друга не видим абсолютно, практически не пересекаемся. Существует некая строгая градация, разделение на старшее поколение - со своими прибамбасами, и новое. Мы работаем в совершенно разных плоскостях, и мне кажется, это не так важно, являюсь я членом какой-то формальной организации, или нет. Важнее иметь собственную платформу, к которой всегда можно обратиться. Хотя вот, например, на открытии этой выставки мы пообщались с Дмитрием Трубиным, в чем-то он меня понял, за что ему огромное спасибо. Как художник, я не строю никаких планов на будущее, просто плыву по течению, креативлю, как я сам это называю. Ведь даже то, что представлено на этой выставке - скорее антиискусство, чем искусство, это как в музыке, где существуют радикальные направления, которые неподготовленному слушателю просто покажутся шумом. Искусство - это когда муза приходит, это значит - вселять в души людей какие-то позитивные ценности. Для меня же важен сам процесс, акт сотворения, самовыражение, состояние, когда тебя "прет". Я, например, само слово "искусство" научился правильно писать только полгода назад.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя