Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
17 ноября 2004 (44)
ФИЛИППОВ Виктор

Олег НИЛОВ, мэр Архангельска: Я не раз заявлял, что не собираюсь идти на второй срок

На гербе Архангельска изображен поединок Михаила Архангела с дьяволом. В нашем городе происходит вечная борьба добра со злом. Так было в исторические времена, так было при социализме, ну, и сегодня бесовщина, особенно перед выборами, кидается на горожан из всех темных щелей. Куча возникших как бы из воздуха бесплатных газет, митинги и пикеты по всякому поводу и без повода: Предвыборной злобой набухает город, а в мозгу, затуманивая разум, уже гудит набатом: бей врага! И врага бесы нам обозначили: мэр города Олег НИЛОВ. Но последние пятнадцать лет мы регулярно участвуем в таких бесовских побоищах. А счастья что- то не прибавляется. Не за теми идем и не тех избиваем. Так давайте, перекрестясь, попытаемся разобраться хотя бы вот в чем: зачем политбесы делают "врагом народа" именно мэра?

- Олег Васильевич, как ваши родные переносят все эти нападки?

- Плохо и тяжело. Кому такое будет приятно. Да и мне здоровья это не прибавляет. Тем более что я не раз заявлял, что не собираюсь идти на второй срок. Публично говорил, об этом знает областная администрация. Я не понимаю, зачем развязана такая травля. И ведь не говорят конкретно ни о чем, не говорят о том, что я составлю конкуренцию кому-то из претендентов, а все огульно, ложно, грязно.

- Кому это выгодно?

- Если бы это было год назад, то можно было бы предположить, что это выгодно областной администрации. Был я им как бревно в глазу. А сейчас мне трудно сказать. Рабочие контакты с Николаем Ивановичем Киселевым нормальные. Но это то, что касается работы, а что касается политики - не знаю.

- А на ваше решение не баллотироваться на второй срок эта травля повлияла?

- Нет.

- Вы знаете тех людей, которые делают из вас "врага народа"?

- Конечно. Называть их не хочу. Есть такая категория людей, которые не нашли себя в этой жизни и, снедаемые собственным неуемным честолюбием, готовы на все. И если б сверху не лился водопад шальных денег, куда ни шло. Но так как у нас выборы в стране - процесс непрерывный, то такие люди существуют безбедно. С одной стороны - те, кто выпускает электронную и газетную продукцию, с другой - те, кто жаждут власти. Хотя на самом деле и те, и другие являются марионетками мощных финансовых кругов. В массированную кампанию по оболваниванию населения города вложены огромные деньги. Зная, сколько стоит выпуск газет, телепрограмм, можно посчитать. А ведь эта кампания длится около года. Пущены сотни тысяч долларов. Вот и думайте - какая цена вопроса?

- Цена вопроса - продвинуть в мэры своего человека:

- : что касается мэра, то еще в средневековье говорили: Всевышний, давая человеку власть, не предполагает того, что эта личность решит все проблемы. Он предполагает, что личность не создаст новых проблем.

Проиллюстрирую одним примером. В Архангельске, как в городе, расположенном на берегу реки, существует система мостов. И эта проблема вечна: постоянный ремонт - текущий, капитальный: Еще в 2001 году стало ясно, что мост через Кузнечиху достоин занесения в книгу рекордов Гиннеса, потому что за всю свою историю его ни разу не ремонтировали. Мы сделали проект и начали капитальный ремонт в октябре 2002 года. Проектный институт выдвинул серьезные требования, в том числе и о том, что по мосту не должен ходить трамвай, потому, что это вызывает электрокоррозию моста. Мост отремонтировали, но пришлось ввести ограничения по грузоподъемности.

Весной 2001 года развалились въезды на путепровод на объездной дороге, потому что там все было сделано с отступлениями от проекта, грубо говоря - халтура. Пришлось тянуть окружную дорогу, с выездом к бензоколонке, асфальтировать ее, устраивать железнодорожный переезд и т. д. В результате мостовой переход был отремонтирован.

В 2002 году - новая проблема, которую решать никто не хотел десятки лет, - это трехпролетный путепровод через Ленинградский проспект. Здесь вообще все могло рухнуть на трамваи и автобусы в любой момент. Были изысканы резервы и за лето заменили пролетные строения и опоры. Лет на 40-50 хватит.

А в этом году начались работы на мосту через остров Краснофлотский. Там покрытие подъемной части и системы подъема находились в безобразном состоянии. Еще лет пять назад мост через Краснофлотский уже надо было красить. А при его длине, красить его можно вечно. То есть, пока закончишь одну сторону, надо начинать по новой.

- Какие в Архангельске еще вечные проблемы, кроме мостов?

- Дороги, потому, что большинство их построены на слабых грунтах, болотах. И под большинством магистральных дорог проложены водопровод, канализация, ливневки, теплотрассы: За четыре года часть теплотрасс мы вынесли наружу - это гарантия, что они будут стоять 15-20 лет без крупных проблем. А то, что раньше закапывали под землю, теперь сделано по новой технологии. Не секрет, что большая часть теплотрасс идет на большой глубине, и шлаковата просто пропитывается водой, в результате чего огромное количество тепла просто теряется. Все, что закапывалось в последние четыре года, оно уже в другой изоляции - это полиуретан, который надежно предохраняет от коррозии, и теплопотери значительно меньше.

Должен сказать, что ремонт дорог в городах России никто не финансирует вообще. То есть, город должен ремонтировать дороги сам, а те, кто ими пользуются, не платят ни копейки. Хотя все говорят, что мол, платим транспортный налог по числу "лошадиных сил". Да, но в бюджет города это не поступает. Другой бич для города и горожан - это установка с социалистических времен: советский человек должен ездить на общественном транспорте, а личный автомобиль - это роскошь. Благосостояние народа выросло, появилось много личного транспорта, а ставить его некуда - во дворах стоянки не предусмотрены, и за последние пятнадцать лет настроили разнокалиберных гаражей, где можно и где нельзя. Большинство дорог перегружено, в том числе и Троицкий проспект. Так что эта тоже вечная проблема.

- Но если городской бюджет тратится на дороги и мосты, то не хватает на другое. На ремонт ветхих домов, например...

- А если бы не отремонтировали Кузнечевский мост, и он через пару лет рухнул, то было бы представление на всю Россию! Ведь об этом никто не задумывается. И сразу бы померкла даже такая чудовищная проблема, как ветхое жилье. Ведь государство никакой помощи в ремонте мостов не оказывает. Так что не дай Бог столкнуться с такой аварийной ситуацией.

- Когда почти четыре года назад вы приняли город, что вас больше всего встревожило?

- То, что город был в тяжелейшем финансовом положении. Это в основном было связано с долгами перед энергетиками. В результате было разработано и подписано между Чубайсом и областной администрацией соглашение о частичном погашении долгов по графику и еще два соглашения до 2007 года. Откуда долги взялись? Во- первых, это последствия неизлечимой "болезни" общества - нежелание оплачивать предоставляемые жилищно-коммунальные услуги. Задолженность архангелогородцев, накопившаяся за многие годы, сегодня уже превышает 350 миллионов рублей, причем порядка половины этой суммы - это долги населения за электроэнергию, тепло и горячее водоснабжение.

Во вторых, это небрежное утверждение тарифов, а также последствия невыполнения федеральной программы, по которой к 2005 году население должно выйти на 100% оплату коммунальных услуг. Когда мы приняли город, оплата уже должна была быть 60%. И получались такие "ножницы" между тарифами и реальной платежеспособностью населения, что не знали, куда деваться. Тогда было принято решение, что до 2003 года включительно ежегодно будем поднимать на 10% уровень оплаты, а мэрия и областная администрация покроют из своих бюджетов эту разницу, чтобы позволить и населению выжить, и выжить городу. В 2004 году мы вышли на уровень оплаты 90% у населения, и на 2004 год была заложена в бюджет сумма порядка 100 миллионов рублей - это впервые в истории города - на погашение прежней задолженности перед энергетиками. Это если говорить о глобальных проблемах, которые душат город на протяжении этих четырех лет, и будут душить еще 2-3 года.

Что касается мэрии города, то она не была приспособлена к оперативному управлению. Существовали тогда мэр и вице-мэр, которые занимались всеми вопросами, что в масштабах Архангельска просто нереально. А руководители департаментов имели должности "руководитель департамента - заместитель мэра", что совершенно не укладывается в рамки здравого смысла. Поэтому на этом уровне обрывалось звено управления. Мы реорганизовали аппарат мэрии по пирамидальной системе (так работают большинство городов): мэр, первый заместитель мэра по жилищно-коммунальному хозяйству, первый зам. по финансовым вопросам, заместитель мэра по социальным вопросам. Вот три глобальных направления. По кадрам тоже были свои проблемы, и только после двух лет работы сложилась эффективная управленческая система.

Большая проблема была с ЖКХ. Практически никто в мэрии не занимался дорогами и мостами, транспортом и связью. Пришлось создавать эти структуры.

В городе примерно 70% централизованного теплоснабжения - это Архангельская ТЭЦ, и примерно 30 % - это локальные теплоисточники: мелкие кочегарки и котельные. Чтобы этими котельными и кочегарками управлять, ремонтировать их и модернизировать, к 2003 году было создано МУП "Архангельское предприятие котельных".

Еще для меня было страшно - это МУГХ, так называемые "мухи". Это такое сообщество контор на территории города, которые фактически ни за что не отвечали, и спросить там было не с кого. Они накопили чудовищные долги за время своего существования, и эти долги - начиная с энергетиков и кончая фирмами "Рога и копыта" - пока висят на городе. Поэтому было принято решение о ликвидации этих контор. А долги будут выплачиваться, я думаю, с 2006 года, потому что уйти от этой проблемы просто некуда. Была создана фирма "Жилкомсервис", которая занимается централизованно обслуживанием населения. Это уже не контора, а предприятие. Со всеми вытекающими последствиями.

- Вечные проблемы и тощий городской кошелек: Невелико мэрское "счастье". И чего тогда в мэры так рвутся ваши оппоненты? Украсть что-нибудь хотят?

- Я бы не стал так грубо говорить. Вопрос ставится по-другому: сегодня законодательство позволяет чудить и импровизировать на эти темы. Новый федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", принятый в октябре 2003 года, гласит, что совмещение постов мэра и руководителя горсовета недопустимо. Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, однако в самом законе есть указание на то, что запрет на совмещение постов начинает действовать по истечению срока полномочий главы муниципального образования. Таким образом, в отношении Архангельска - это уже в 2005 году.

Исходя из этого, мы внесли изменения в Устав города о том, что мэр Архангельска избирается всенародным голосованием и не имеет права совмещать должности главы муниципального образования и руководителя

представительного органа. Однако новый федеральный закон о местном самоуправлении не только вводит запрет на совмещение постов, но и допускает ситуацию, когда по решению депутатов всенародно избранный мэр становится председателем городского Совета.

Поэтому небезызвестными личностями с прицелом на декабрьские выборы разыгрывалась следующая карта: избирается мэр; избирается городской Совет; депутаты избирают председателем горсовета нового мэра; он уходит с поста мэра, а на его место нанимают по контракту какого-нибудь менеджера.

Возникает вопрос: а какую выгоду преследовали эти рвущиеся к власти игроки? А все очень просто: сегодня мэр, независимо от того, возглавляет он горсовет или нет, несет ответственность, в том числе и уголовную, и за срыв отопительного сезона, и за нецелевое использование средств, и за злоупотребление служебным положением. Придет контрактник, через год его "сдадут", возьмут другого, еще через год и того "сдадут"... А всенародно избранный мэр, ставший председателем городского Совета, ни за что отвечать не будет. Вот для чего это делается: всем распоряжаться, сидя в горсовете, а ответственность перекладывать на контрактника. И когда к власти рвутся небезызвестные молодые люди, то с первого взгляда видно, что они ничего делать не умеют, но хотят всем распоряжаться.

- А то, что выборы перенесли с декабря на март, ставит препятствие на пути таких планов?

- Выборы никто не переносил.

- Я имею в виду выборы мэра...

- А начинается ведь не с мэра.

- Объясните.

- Согласно всем законам - местным, областным и федеральным - выборы нового состава Архангельского городского Совета должны проходить в марте, потому что отсчет срока пребывания у власти депутатского корпуса исчисляется именно с конца марта 2001 года. Вопрос в другом: нужно ли было идти на риск и оставить выборы мэра в декабре или с целью защиты интересов горожан провести их в марте одновременно с выборами в горсовет? 22 из 26 депутатов проголосовали на сессии за совмещение выборов.

- А в марте эту схему с контрактником вместо мэра могут протолкнуть?

- Могут. Поэтому я за четыре года не изменил своей позиции: мэра нужно назначать.

- Кто должен его назначать?

- На этот вопрос должна ответить Государственная Дума. Закон о назначении губернаторов должен быть принят в ноябре. Вполне возможно, что параллельно будет рассмотрен институт подобного действия по мэрам. Более того, с 2008 года вступит в силу статья 75 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которая, в частности, гласит, что если процент задолженности городского бюджета относительно собственной доходной части превышает 30%, то глава субъекта Федерации имеет право подать в суд. Суд обязан рассмотреть этот вопрос в течение двух недель, и таким образом мэра как ветром сдуло. А на его место ставится конкурсный управляющий.

- А у Архангельска есть такие долги?

- Да есть. И эта цифра всю жизнь превышает 30%.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя