|
Ведомости Поморья
1 декабря 2004 (46)
СУЕВЕРНАЯ Катерина
Нечистая сила на сцене и в жизни
Встарину умерших актеров хоронили за церковной оградой. Объяснение было простое:
лицедей на сцене живет чужой жизнью, примеряет ее на себя и прилюдно изображает
(а то и прославляет) чужие грехи. А жизнь на самом деле у него одна, дарованная
Всевышним. Стало быть, актер подыгрывает антихристу... Суровая традиция осталась
в прошлом, а суеверия до сих пор живы.
И прежде всего среди самих актеров.
Одно из самых зловещих суеверий - категорически нельзя изображать на экране или
на сцене смерть своего персонажа. Только ничего не смыслящий в ремесле человек
будет утверждать, что, когда актер играет смерть , это хорошо: значит, будет
долго жить. Примеров того, как актер сыграл покойника, а вскоре и сам оказался в
гробу, предостаточно.
Кинорежиссер Константин Ершов, экранизируя мистическую повесть Гоголя "Вий",
даже не предполагал, какую цепочку роковых событий потянет за собой первый
советский фильм ужасов. Сначала заболела и категорически отказалась от
исполнения "дьявольской" роли Панночки актриса Александра Завьялова - уже после
нескольких отснятых эпизодов. Заменившая ее Наталья Варлей, акробатка,
выпускница циркового училища, в первые же дни съемок едва не разбилась, потеряв
равновесие и вывалившись из летающего по церкви гроба. Дальше - больше. После
премьеры картины в 1967 году один за другим стали умирать ее создатели:
оператор, режиссер-постановщик, два актера, в том числе исполнитель зловещей
роли Вия. Сама же Наталья Варлей серьезно и надолго заболела и прокляла день,
когда согласилась заменить благоразумно ушедшую из картины актрису. Несчастья,
роковым образом связанные с "Вием", преследовали ее еще очень долго. Ей пришлось
покаяться в церкви, получить прощение и, хоть и с опозданием, сделать вывод:
нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещен.
Неудивительно, что заставить актера сыграть покойника очень непросто. На съемках
сериала "Бригада" оператору пришлось прибег-нуть к комбинированным съемкам,
поскольку артисты, изображавшие погибших братков, категорически не желали
ложиться в гробы. Настоящий гроб никогда не выставят и на сцене, даже если он
фигурирует в пьесе, - это всегда подобие, как можно меньше походящее на реальную
домовину. Вскоре после того, как в московском Театре сатиры поставили
"Самоубийцу" Николая Эрдмана и в качестве реквизита стали использовать купленный
в похоронном агентстве гроб, начались несчастья: внезапно скончались два ведущих
актера театра - Андрей Миронов и Анатолий Папанов.
Правда, смерть Миронова молва связывает еще и с исполненной им ролью Дон Жуана,
которая у актеров считается приносящей несчастье. В 1979 году, за восемь лет до
своей смерти от инсульта, Андрей Миронов впервые выступил в этой роли и получил
первое кровоизлияние в мозг. А год спустя, в 1980-м, умер Владимир Высоцкий -
как раз в те дни, когда по телевидению шла премьера "Маленьких трагедий", в
которых великий бард сыграл все того же Дон Жуана...
В своих последних режиссерских постановках погибали Василий Шукшин и Леонид
Быков: один от пули бандита, другой под гусеницами танка. Оба вскоре
скоропостижно скончались.
Есть две пьесы, ставить которые режиссеры не любят, а актеры избегают в них
участвовать. Это "Макбет" Шекспира и "Мастер и Маргарита" Булгакова. Строго
говоря, последняя - не пьеса, а роман, соблазн перенести который на экран или
театральные подмостки велик. Тем не менее поставить его удачно и без мистических
последствий удалось лишь Юрию Любимову в Театре на Таганке. А Марк Захаров, чей
театр "Ленком", казалось бы, как нельзя лучше подходит для постановки, суеверно
от нее отмахивается, помня, что происходило с фильмом Юрия Кары, так и не
вышедшим на экраны (в нем в роли Геллы снималась дочь Марка Захарова
Александра): "Первый съемочный день... Снимали в интерьере - роскошный богатый
буфет, на котором стояло чучело совы. Сразу после удара хлопушки сова
спикировала вниз, попав в темечко артиста, потерявшего сознание. Да и сам
режиссер попал в серьезную дорожно-транспортную ситуацию, виновником которой был
человек по фамилии... Коровин".
В пьесе "Макбет" тоже действуют нечистые - три ведьмы. Говорят, сам автор
наложил на нее проклятие. Мировая практика постановки пьесы свидетельствует:
почти всех актеров и режиссеров, связанных с ней, преследуют неудачи - вплоть до
трагической гибели. Ну, а травмы на спектакле - обычное дело. Александр
Домогаров, к примеру, пострадал в сцене поединка на мечах. Пьесу поставили в
Польше, и актер, несмотря на увещевания коллег, принял предложение сыграть в
ней. На втором премьерном спектакле его на "скорой помощи" доставили в больницу
накладывать швы на почти отрубленный палец...
Чего еще боятся актеры? Категорически нельзя в театре свистеть и грызть семечки,
иначе ни зрителей, ни кассовых сборов не будет. Большое значение придается
нумерологии. Одним театрам успехи приносят лишь четные числа, когда идут
спектакли, другим - наоборот.
Скопище поверий - премьера. Заранее о ней распространяться не рекомендуется, и -
боже упаси! - никаких интервью. Актерам накануне премьеры нельзя стричься, иначе
верный провал. Полученные в день премьеры поздравительные телеграммы - точный
барометр успеха. Актеры крепят их к рамкам зеркал в гримерных и каждый день
внимательно осматривают: если бумажки быстро пожелтели, значит, у спектакля
счастливое будущее. Ну а когда пьеса сходит со сцены и актер в последний раз
сыграл в ней, первое, что он должен сделать, вернувшись в гримерку, - это
порвать телеграммы на мелкие клочки.
Александр Лыков (Казанова из фильма "Улицы разбитых фонарей"), заканчивая
репетицию, обязательно прикладывает ладонь к полу. Ольга Аросева признается,
что, выходя на сцену, крестится (и не она одна). Танцор Гедиминас Таранда боится
шиворот-навыворот надетых футболок и черных кошек. Кошек, перебегающих дорогу,
боятся почти все артисты. Зато если кошка забредет на сцену (лучше во время
репетиции нового спектакля), успех почти гарантирован.
Актеры-ветераны наставляют молодых еще в училище: нельзя выходить на сцену
спиной - отвернутся зрители. В сердцах плюнуть на нее - значит, оказаться в
театре инородным телом. Уронил текст с ролью - на сцене ли, в метро, просто на
улице - ни в коем случае не поднимай, а садись на бумаги и срочно припоминай
знакомых лысых, не менее трех человек. И плевать, если кто-то сочтет тебя
идиотом: удачно сыгранная роль дороже сиюминутного мнения.
Тем не менее в приметы верят не все актеры. Валерий Гаркалин, например, говорит,
что, если бы верил, давно бы уже не смог выходить на сцену. Ему вторит и Олег
Меньшиков: "Кто верит в приметы, тот не верит в Бога. Раньше что-то было, но с
возрастом все это ушло. Например, если пепельница в гримерной стояла не там, я
кидался ее переставлять. Но сейчас как-то глупо об этом даже говорить". А
Владимир Машков - о ужас! - совсем не боится умирать на киноэкране: "Отношусь к
этому как к какой-то другой части жизни. Как к игре, в которую играешь
достаточно серьезно, будь то рулетка, будь то футбол".
Тьфу-тьфу...
(megapolis.ru)
| |