|
Ведомости Поморья
24 марта 2004 (11)
ПОКРОВСКИЙ Владимир
Куда улетает душа после смерти человека
Сегодня по погибшим во время взрыва дома N120 на проспекте Советских космонавтов
в Архангельске по христианскому обычаю полагается отметить девятины. Девять дней
назад, 16 марта, их души расстались с телами. А куда после смерти человека
улетает душа?
Согласно древнему преданию, первые три дня душа новопреставленного находится
поблизости от покинутого ею тела - то сизым голубем кружит над домом, то
маленькой звездочкой дрожит в ночном небе, то белой бабочкой стучится в окно. До
девятого дня, когда уже и тело погребено, душа покойника все еще на земле -
посещает памятные места прошедшей жизни. Еще тридцать дней она проходит
воздушные мытарства, а на сороковой день водворяется в заслуженном ею месте.
Есть у особо отмечаемых третьего, девятого и сорокового дня и другие объяснения.
Например, такое (традиционное церковное): третины совершаются в честь того, что
усопший веровал в Бога-Троицу, девятины - дабы испросить помощи девяти
ангельских чинов, сороковины - в память о сорокадневном оплакивании Моисея и в
честь Вознесения Христова (имевшего место на сороковой день после Пасхи).
По версии же Макария Египетского (почерпнутой из его жития): три первых дня душа
проходит мытарства; с третьего по девятый - ангелы носят ее по памятным местам
на земле; с девятого по сороковой - демонстрируют ей небесные обители,
блаженство праведников и муки грешников. А на сороковой день определяется ее
местопребывание до Второго пришествия и Страшного суда.
Существуют и другие версии, но, так или иначе, именно на третий, девятый и
сороковой день служатся сугубые панихиды и совершаются поминальные трапезы, на
которых покойнику как живому ставится тарелка и наливается стакан.
Еженедельное поминовение усопших совершается по субботам (день, в который "Бог
почил от трудов своих"). Некоторые из них называются "Родительскими" и
"Вселенскими". В эти дни служится Великая Панихида и освещается специальная
жертвенная еда, которая частью остается в церкви, частью относится на могилы
родных и близких.
Душа - в представлении славян - частица божественного огня, сообщающая крови -
жар, а телу - тепло. Недаром свойства человеческой души мы описываем в огненных
терминах ("теплый", "пылкий, "горячий"). Об умирающем говорят: "Угасает". Слова
"смерть" и "мрак" - однокоренные. А в слове "кресало" (огниво, источник огня)
тот же корень, что и в слове "воскресать". Таким образом, смерть - это всего
лишь возвращение Небесного огня (данного крошечному тельцу при рождении) в
Горние обители. Недаром смерть праведников часто сопровождается видением
огненного столпа от земли до неба.
В то же время у славян существовало представление о душе, как о дыхании Божества
(в Библии душу в человека Бог именно "вдохнул"). Само слово "душа" (равно как и
"дух") означает "ветерок", "легкое движение воздуха". Считалось, что душа
покидает человека с последним вздохом (говорили, что человек "издыхает"). Потому
и свойства человеческого темперамента ("буйный", "порывистый", "тихий") те же,
что и у ветра.
Считалось также, что человеческую душу символизируют ясные звезды и легкокрылые
птицы. Падающую звезду считали душой умершего человека. В Тверской губернии
девушка-сирота просила отцовского благословения на брак следующим обрядовым
заговором: "Восстань, кормилец-батюшко, распечатай свои уста сахарныя, попроси у
Бога златы крылышки, да прилети на свадебку-то, благослови".
Другой замечательный "птичий" обряд: "крещение кукушки". Пролетающей мимо птахе
необходимо прокричать что есть сил: "Крещаю тебя, Иван да Марья, во имя Отца и
Сына и Святаго Духа!" Считалось, что кукушки - это души младенцев, умерших
некрещенными. Считалось, что если за семь лет малыша никто не "покрестит", он
превратится в русалку. В современном городе следы этого древнего обычая можно
усмотреть в традиционном поминальном кормлении птиц на могилах, а также в
ритуальном кормлении голубей на городских площадях.
Вообще, к поминовению усопших на Руси всегда относились очень серьезно, и все-
таки, смерть, сама по себе, крещенного русского человека не пугала. В старину
говорили: "Жизнь - сказка, смерть - развязка, гроб - коляска покойна-нетряска,
садись да катись!"
Имея перед глазами образ ежегодно умирающей и воскресающей природы, народ-пахарь
в смерть, как абсолютный конец, не верил. Полагаемое до поры до времени в
гостеприимную утробу Матери-Сырой-Земли бездыханное тело - это еще не весь
человек. Над вечно живой человеческой душой смерть не властна. "Человек
рождается на смерть, а умирает на жизнь", - говаривали в былые времена русские
люди.
| |