Ведомости Поморья
28 апреля 2004 (16)
ГОРИН Денис
Директор департамента финансов и казначейского исполнения бюджета мэрии Архангельска Людмила Карпова:
"У нас отнимают налоги, а взамен предлагают финансовую помощь"
Доходная часть бюджета областного центра явно не соответствует потребностям по
расходам. К такому неутешительному выводу пришли финансисты мэрии Архангельска.
Положительные тенденции есть: растут налоговые и неналоговые доходы, увеличилась
на 75% помощь со стороны федерального бюджета. Но при этом растет зависимость от
центра. О современных проблемах, связанных с формированием бюджета Архангельска
корреспонденту "ВП" рассказала директор департамента финансов мэрии Людмила
КАРПОВА.
- Людмила Петровна, в чем заключаются основные проблемы формирования городского
бюджета сегодня?
- Основная проблема - у муниципального образования много задач, а источников для
нормального их решения явно не хватает. Доходная база бюджета не соответствует
нашим расходам, которые удовлетворяются лишь на 50%. Возникла эта проблема не
сегодня. Особенно остро несоответствие доходной базы расходам начало проявляться
с середины девяностых, когда появились два новых закона: "О ветеранах РФ", "Об
инвалидах". Нам фактически добавились новые функции без средств на их
реализацию. Действие этих законов начинается с 1995 года - одновременно тогда
наблюдалось общее снижение темпов и объемов производства. И налоговый потенциал
муниципальных образований тех времен был особенно низким. Денежных средств не
хватало даже на выплату заработной платы. Именно тогда и были заложены
проблемы, плоды которых мы пожинаем сегодня. Весь бюджет был как ведомость по
заработной плате.
- На настоящий момент вопрос зарплаты решен?
- С 2001 года в Архангельске нет задолженности по зарплате бюджетникам. Оплата
труда производится не только своевременно, но и с авансами, как того требует
трудовое законодательство. Так же мы смогли решить многие социальные проблемы:
например погасили задолженность по книгоиздательской продукции, оплачиваем
проезд в отпуск работникам муниципальных учреждений. Совершенно другой вопрос -
величина заработной платы. На сегодняшний день ее размер в полной мере не
оценивает труд наших врачей и учителей, не всегда обеспечивает их достойное
существование. Но определяется зарплата федеральным законом. И на местном уровне
возможности решить такую проблему нет. Потому что нет достаточной доходной базы
- замкнутый круг получается.
- С чем связано снижение доходного потенциала города?
- Связано оно с изменениями в налоговом законодательстве не в пользу местных
бюджетов. С 2001 года отменили "сбор на содержание жилищного фонда", который был
очень значим для бюджета города, и давал более 20% доходов, а налог на
добавленную стоимость полностью стал поступать в федеральный бюджет. С 2004 года
отменены практически все местные налоги: "сбор на уборку территорий", "сбор на
содержание милиции", "сбор за право торговли", "лицензионный сбор за право
торговли вино-водочными изделиями", а так же "региональный сбор на нужды
образовательных учреждений". Остались только "земельный" налог, налог на
имущество физических лиц и на рекламу.
Тенденция прослеживается очень четко: у нас отнимают налоги, а взамен предлагают
"финансовую помощь" из вышестоящего бюджета. В результате мы теряем
самостоятельность, все более зависим от регионального уровня. Бюджеты стали
максимально регулируемы сверху.
- А если посмотреть на ситуацию в цифрах:
- В цифрах все выглядит следующим образом: в 2001 году доходы городского бюджета
составляли 1,839 миллиарда рублей. В 2003 году - уже 2,774 миллиарда. В том
числе собственные налоговые и неналоговые доходы города три года назад держались
на отметке 1,199. Теперь это 1,656 млрд. Финансовая помощь федерального бюджета
возросла на 75% процентов. А собственные доходы города повысились только на 38%.
- Какие источники доходов в ближайшее время могут способствовать увеличению
городского бюджета?
- Земля и имущество становятся основой финансовых ресурсов муниципальных
образований. Рыночные механизмы использования земли и имущества должны
способствовать существенному увеличению доходов. Однако начавшийся процесс
разграничения земли между федеральными, региональными и местными органами власти
приводит к тому, что земли на территории муниципальных образований все чаще
закрепляются за субъектом федерации. Такое разграничение собственности может
привести к значительному снижению доходной базы городского бюджета.
- Как исполняется бюджет 2004 года?
- Бюджет этого года сформирован по доходам очень напряженно. Мы постоянно
ощущаем нехватку доходной части, потребность в расходах очень высокая. При
формировании бюджета мы заложили высокие показатели по всем видам налогов. Один
только налог на доходы физических лиц составляет более 50% доходной базы. Но по
нему существует острая проблема собираемости - уже несколько лет в налоговой
инспекции нет отчетности по данному виду налога. Отдельные предприятия не платят
его годами. Продолжиться ли отрицательная тенденция по исполнению городского
бюджета на весь 2004 год пока сказать сложно.
- В чем приоритеты формирования бюджета Архангельска?
- Бюджет носит социально-ориентированный характер. Поэтому более 60% средств
направляется на нужды социальной сферы. И в городском хозяйстве расходы у нас
социально-ориентированные: это возмещение разницы тарифов на тепловую энергию,
расходы на благоустройство объектов и так далее.
|