Ведомости Поморья
7 апреля 2004 (13)
ГОРИН Денис
От латания дыр к стратегическому планированию
Программа социально-экономического развития Архангельска на 2004-2005 годы
принята в первом чтении
На очередной сессии депутаты Архангельского городского совета приняли в первом
чтении программу социально-экономического развития города на 2004-2005 годы.
Подобный комплексный документ не разрабатывался в столице Севера с 1999 года -
тогда решением горсовета была утверждена программа развития города Архангельска
на 1999-2000 годы. Главная цель нынешней программы: улучшение качества жизни
населения на основе мобилизации и оптимального использования экономического
потенциала и финансовых ресурсов города. За пять лет качественно изменился сам
подход к созданию схем социального и экономического развития. От политики
латания дыр создатели программы переходят к концептуальным разработкам и
стратегическому планированию.
По словам специалистов департамента экономики мэрии, современная программа
развития - это целый комплекс мероприятий, направленных на достижение целей и
задач муниципального образования посредством решения социально-экономических
проблем с учетом имеющихся ресурсов. "Развитие города должно предусматривать
поддержание такого уровня его функционирования, при котором обеспечивается
наиболее полное удовлетворение потребностей населения" - вот своеобразный девиз
программы. В графе "задачи" читаем следующее: обеспечение устойчивого
экономического роста, увеличение объемов инвестиций в экономику, содействие
развитию малого предпринимательства, повышение реальных доходов населения,
улучшение качества предоставляемых социально значимых услуг.
Чем же отличается программа социально-экономического развития на 2004-2005 годы
от своего предшественника? Главной целью предыдущей программы было "создание
условий для эффективного использования хозяйственно-экономических ресурсов,
позволяющих стабилизировать социально-экономическую обстановку в городе". То
есть разница заложена даже в постановке цели: если в 1999 году специалисты
департамента экономики при помощи программы собирались "стабилизировать
обстановку в городе", то сегодня программа направлена на "улучшение качества
жизни населения".
Особенность нынешней программы заключается в комплексном подходе к планированию.
В программе есть два достаточно явно выраженных раздела. Первый связан с
вопросами экономического развития. Второй - с развитием социальным.
- Экономический раздел мы делим на то, что касается управления муниципальной
собственностью, и то, что связано с деятельностью самостоятельных хозяйствующих
субъектов, - пояснил директор департамента экономики мэрии Юрий Елькин. - Для
нас естественным приоритетом в экономической сфере является более эффективное
управление муниципальной собственностью.
Второй экономический приоритет, по словам Юрия Степановича, связан с работой
самостоятельных хозяйствующих субъектов. Перед городской администрацией стоит
задача создания благоприятных условий для хозяйствования крупных и средних
предприятий Архангельска и повышения деловой активности в сфере малого
предпринимательства.
В социальной сфере приоритеты определены достаточно традиционно: основное
внимание уделяется образованию, здравоохранению, социальной защите, культуре и
спорту.
Вообще, социальный аспект новой программы качественно отличает ее от предыдущих
документов города. В программе 1999-2000 годов социальная сфера отодвинута на
второй план. Достаточно посмотреть на то, как там формулировалась первоочередная
задача деятельности органов местного самоуправления: "финансово-экономическое
оздоровление экономики города и ее развитие, которое является основой для
формирования доходной части бюджета".
Попробуем проанализировать, чем отличаются приоритеты и направления программ на
примере основных экономических и социальных сфер:
Реальный сектор экономики
В 1999 году создатели программы развития города ставили следующие задачи:
создание обстановки, благоприятной для дальнейшего развития организаций;
выравнивание структуры экономики; повышение инвестиционной активности; поддержка
местных товаропроизводителей и финансовых институтов. Программа 2004 года
подразумевает: обеспечение условий для стабильного роста производства на
территории города и наращивание конкурентных преимуществ; повышение социальной
ответственности предприятий; содействие продвижению продукции городских
товаропроизводителей на региональные рынки.
Строительный комплекс, градостроительство
Приоритеты современной программы: оптимальное градостроительное планирование
развития территории; повышение привлекательности города для внешних инвесторов;
привлечение и эффективное использование инвестиционных ресурсов для решения
социально-экономических проблем. В 1999 году так же продумывалась система
"формирования благоприятного инвестиционного климата". О принципах
градостроительства в программе тех лет еще не рассуждали.
Торговля
Предыдущая программа включала следующие направления: обеспечение продуктами
питания малообеспеченных слоев населения по более низким ценам; проведение
ярмарок по продаже продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции. В
современном документе видим: развитие инфраструктуры торговой сети и
совершенствование деятельности предприятий общественного питания; обеспечение
защиты прав потребителя; удовлетворение покупательского спроса при высоком
уровне торгового обслуживания; обеспечение безопасности и качества товаров.
Муниципальная собственность
В 1999 году акценты расставлены следующим образом: разработка четких процедур
представления интересов органов местного самоуправления в хозяйственных
обществах; боле широкое использование механизмов доверительного управления;
совершенствование системы предоставления муниципального имущества в аренду на
основе принципов конкурсности и гласности; внедрение системы контрактов с
руководителями муниципальных предприятий. Приоритеты современной программы:
завершение инвентаризации объектов муниципальной собственности; оптимизация
количества и структуры объектов управления; увеличение доходов в городской
бюджет на основе эффективного использования муниципальной собственности;
совершенствование нормативно-правовой базы.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В 1999 году приоритетами были: проведение энергосберегающих мероприятий;
организация повсеместного учета тепловой энергии и водопотребления;
реконструкция локальных сетей; повышение качества обслуживания жилищного фонда;
поэтапный переход на конкурсный принцип отбора подрядчиков. Первоочередной
задачей ставилось формирование экономически обоснованных тарифов, их снижение, а
так же снижение себестоимости самих услуг. Программа 2004 года подразумевает:
создание комфортных и безопасных условий проживания граждан, предоставление
качественных коммунальных услуг; содержание жилищного фонда в соответствии с
установленными нормативами и стандартами; сокращение бюджетного дотирования ЖКХ;
создание конкурентной среды в сфере предоставления коммунальных услуг;
обеспечение адресной социальной защиты.
Здравоохранение
Деятельность системы здравоохранения в 1999-2000 годах определялась следующими
направлениями: реорганизация сети больничных и амбулаторно-поликлинических
учреждений; развитие альтернативных (частных) форм организации медицинской
помощи; разработка системы контроля за качеством медицинской помощи; развитие
скорой, неотложной медицинской помощи; обеспечение мероприятий по охране детства
и материнства. Программа 2004 года включает: обеспечение эффективного
функционирования учреждений здравоохранения; обеспечение доступной медицинской
помощи для всех слоев населения; развитие профилактической направленности
системы здравоохранения и амбулаторно-поликлинической помощи; развитие
материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Образование
В программе 1999 года: сохранение общедоступности образовательных услуг
дошкольных учреждений; создание условий для полноценного дошкольного образования
всех детей; оптимизация сети образовательных учреждений города; обеспечение
вариативности образования; обновление педагогических технологий; расширение
спектра платных услуг. Современная программа подразумевает создание условий для
реализации социальных гарантий граждан на образование; обновление содержания
образования: создание условий для одаренных, творческих и интеллектуально
развитых детей; развитие системы социальной реабилитации: оптимизация
воспитательной работы с подростками и молодежью.
Культура, искусство, спорт
Предыдущая программа включала следующие направления: поддержка материальной базы
учреждений культуры в рабочем состоянии; содействие развитию детского и
юношеского творчества, оказание поддержки юным дарованиям. Приоритеты
современной программы - сохранение единого культурного пространства в городе,
поддержка и развитие культуры и искусства, обеспечение реальных возможностей для
духовного развития горожан. В сфере физкультуры и спорта: формирование здорового
образа жизни населения города; создание условий для успешного выступления
спортсменов на соревнованиях различного уровня.
Социальная защита
В этой области программа 1999 года включала следующие направления: развитие
нестационарных форм социального обслуживания; использование труда инвалидов для
выполнения муниципального заказа; реформирование системы оказания социальной
помощи; осуществление городской семейной политики для нормального развития
ребенка. Приоритеты 2004-2005 годов выглядят так: повышение уровня социальной
защищенности населения города; участие органов местного самоуправления в сфере
соцзащиты на основе принципов адресности, гарантированности, комплексности и
дифференцированности.
Стоит отметить, что современная программа социально-экономического развития
Архангельска, в отличие от документа 1999-2000 годов, включает в себя так же
сферы малого предпринимательства, дорожного строительства и благоустройства
города, молодежной политики, охраны окружающей среды и общественной
безопасности.
При подробном изучении становится ясно, что новая программа носит в значительной
степени концептуальный характер. Почему программа не предполагает насыщенностью
цифрами? По словам директора департамента экономики мэрии, следует очень
осторожно относится к цифрам, связанным с наполнением и расходом городского
бюджета. Ресурсная нагрузка программы выглядит так: около 99 миллионов рублей
планируется потратить в 2004 году и 127 миллионов в 2005. Специалисты
департамента постарались максимально адаптировать документ к бюджетным
возможностям города.
От варианта 1999-2000 годов программу отличает стратегический подход к
планированию и социальная направленность. Если раньше основное внимание властей
было направлено на "латание дыр" и "стабилизацию ситуации", то сегодня, похоже,
аналитики переходят от создания краткосрочных программ к формированию концепций
развития.
|