Пресса Архангельской области
 
179736493 179736493 179736493 -->


Ведомости Поморья
2 июня 2004 (20)
ТРОИЦКАЯ Марфа

Елена БОЙКО, дирижер:

Меня удручает невнимание ваших властей к Архангельскому камерному оркестру

Глядя за ее быстрыми, точными, сильными, как у фехтовальщика движениями, трудно определить женщина это или мужчина.

Взрыв мощной энергии - одно из чудес Елены БОЙКО (Санкт-Петербург). Впервые музыканты Архангельского государственного камерного оркестра были сражены и смущены фонтанирующей энергией руководящего ими дирижера. Елена Бойко единственная женщина-дирижер, которая представляет сегодня Россию на международных конкурсах. Корреспондент "ВП" встретилась с ней и узнала, каково женщине заниматься традиционным мужским делом.

- Почему именно дирижер?

- Это мой сознательный выбор. Занимаясь музыкой, никакая другая профессия даже не пришла мне в голову. Есть традиционные мнения, что это мужская профессия. И женщине выбирать ее, учиться ей гораздо сложнее, чем мужчине, во многом только благодаря этому стереотипу. Я невероятные усилия приложила, чтобы поступить в Санкт-петербургскую консерваторию, где моими учителями были Юрий Симонов и Геннадий Рождественский. Я закончила аспирантуру в консерватории в Москве. На это ушло очень много сил и лет, но это сознательный выбор. Теперь я езжу по городам и играю с разными оркестрами.

- Какое ощущение вы получаете от власти над оркестром?

- Первое ощущение - что ты управляешь космическим кораблем. Похожее ощущение у меня было, когда я впервые села за руль автомобиля, и он поехал. Здесь это ощущение повторяется каждый раз. Но оркестр не машина, это люди, где каждый чувствует музыку по-своему, и все это нужно объединить вместе. Человеческий фактор тоже имеет свое место, но, к счастью, дирижер мало и редко общается с каждым артистом. А во время репетиций показывать характер считается плохим тоном.

- Для вас важен пол музыкантов, которыми вы управляете?

- От пола ничего не зависит. Для меня важно, какой это музыкант. Бывает, у него хорошее образование, хорошая техника, но нет чувства, он не понимает того, что играет. Музыкант должен обладать достаточной глубиной души, только для того, чтобы играть музыку. И, чем больше таких людей в оркестре, тем легче с ними начинать работать.

- Как вы относитесь к тому, что в последнее время звезды шоу-бизнеса поют в сопровождении симфонических оркестров?

- Мне всегда это очень неприятно. Более того, мне неприятен даже синтез, когда Баха или Моцарта украшают синтетическими инструментами. Конечно, я понимаю, что это хоть как-то привлекает к произведениям молодежь, но ведь получается некий фаст-фуд, то есть этого не прочувствовать и не запомнить. Такая музыка не сможет остановить желание убить человека или сделать зло.

- Чему может научить музыка?

- Музыка не может быть злой. Она может описывать зло, рассказывать о нем. Но она учит любви во всех проявлениях.

- Где, по-вашему, вообще проходит грань между шоу-бизнесом и искусством? И всегда ли эти понятия совместимы?

- Бизнес и искусство могут совмещаться только, если бизнес будет поддерживать искусство. Украшать искусство это не может. Также как инстинкт и душа не могут быть совместимы. Это разные понятия. Меня удручает, что даже на канале "Культура" режиссеры программ теперь допускают на трансляции концерта симфонической музыки пускать бегущую новостийную строку или титры. Невозможно слушать музыку и читать эти слова одновременно. Это отвлекает и раздражает. Более того, и трансляция симфонического концерта по телевидению, даже на специализированном канале, теперь редкость: Мы что-то делаем не в ту сторону:

- А что стало с публикой?

- Сейчас стало модным посещать симфонические концерты. И бизнес, и бомонд об этом знают. Публика в зале сменилась в сторону богатых нарядов, тугих кошельков. К сожалению, в связи с этим подорожали и билеты. К сожалению, известность и признание классического музыканта сейчас во многом зависит от того, как хорошо развита его реклама. Там, где есть реклама, есть посещаемость. То есть ходят на звезд.

- Как по вашему, что явилось этому причиной?

- Бирки, ярлыки: Мы живем в обществе потребителей и оттого нам теперь, к сожалению, важна марка, как на джинсах. Мы выбираем это, потому что это - на слуху и престижно, а не по тому, что качественно и хорошо. Люди бояться ориентироваться на свое мнение, потому что не понимают. Чтобы слушателю оценивать музыку нужно трудиться душой, то есть слушать ее, сравнивать, думать.

- Какая социальная роль сегодня отводится музыканту?

- Вопреки расхожему мнению о том, что в России пик их значимости пришелся на послевоенный период, хочу сказать, что музыканты не были в почете и тогда. Есть престижные оркестры, есть не менее талантливые, но с негромкими именами. Так, например, в одной Санкт-Петербургской филармонии два оркестра, но в одном получают 3 тысячи рублей в месяц, а в другом - 50 тысяч. Но они одинаково профессиональны. Я езжу по России и много играю с провинциальными оркестрами, которые находятся в поистине бедственном положении. Но оно зависит и от губернаторов, и от мэров, которые не понимают музыку. И меня удручает невнимание ваших властей к Архангельскому камерному оркестру.

- Вы человек эмоциональный: гнев, страсть, которую вы чувствуете во время концерта, остаются с вами и после него?

- На сцене, конечно, все не оставляешь. Дело не только в том, что потом запись концерта ты просматриваешь, смотришь за техникой, проверяешь, нет ли просчетов. Многое зависит и от самих произведений. Так, например, некоторые рождают полное опустошение. Какие? Я знаю, что Шнитке не оставляет сил вообще. И Шостакович. Ходишь голодный, усталый. При том, что я обожаю их музыку. Самый большой заряд энергии дает: Не знаю, может быть, Бетховен. Иногда идешь по улице, смотришь на человека, он переспрашивает: "Что случилось?", - а ты не понимаешь, ты просто слушаешь музыку:

- А вы вообще интересуетесь какой-либо музыкой, кроме классической?

- Честно сказать, кроме классической ничего не слушаю. Остальное идет в фоновом режиме, как шум машин. Но я, конечно же, знакома с творчеством на эстраде. Мне нравится Пресли, "Битлз" - это мое поколение. Обожаю Аллу Пугачеву, для которой каждая песня, как моноспектакль. Что касается тех, кто выступает на эстраде сегодня, то я их плохо различаю. Но вроде кто-то нравился: Даже не могу вспомнить, кто, значит, не сильно. Мне нравиться голос Криса Ри - замечательный голос.

- Женщина - хитрый дирижер?

- Мне кажется, такого разделения в принципе не может быть. Главное - организованность, ответственность, это, естественно, помимо музыкальных способностей. А также доброжелательность и терпение. Я не дирижер-деспот, я люблю руководить мягко.

- Форма одежды важна?

- Обожаю брюки. Это очень удобно.

- У вас есть семья, дети?

- У меня нет детей. Мне не удалось выкроить необходимое время. Моя специальность оказалась настолько обширной и сложной, что потребовала очень много времени. И все это не дало возможности создать традиционный дом, быт, уют. И это сознательный выбор. Когда ты выбираешь, нельзя говорить: "А что, если:"



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя