Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
14 июля 2004 (26)
ШЕПТУНОВ Алексей

Михаил ГНЕДОВСКИЙ, директор Института культурной политики:

Творческие индустрии могут стать таким же лицом Архангельска, как лес и порт

Сегодня можно и нужно зарабатывать не только на добыче нефти, обработке древесины или, скажем, строительстве аппаратов для производства попкорна, но также посредством интеллекта и сферы культуры. В Архангельске завершился семинар на тему "Творческие индустрии - ресурс развития города", организованный Советом Европы, Институтом культурной политики и администрацией области. В семинаре участвовали авторы и представители проектов из сферы творческой индустрии: например, каргопольский художник Владимир Шевелев, организовавший в своем городе семейное предприятие по обслуживанию туристов; руководители архангельской фирмы "сеВЕРНЫЙ текСТИЛЬ", занимающейся производством авторской одежды на основе северных этнотрадиций, а также члены оргкомитета международного фестиваля "Дни джаза". О месте творческих индустрий в современной жизни и связанных с ними перспективах развития Архангельска корреспондент "ВП" беседует с директором московского Института культурной политики Михаилом ГНЕДОВСКИМ.

- Михаил Борисович, креативные, или творческие, индустрии - не слишком привычное уху словосочетание. Как бы вы сами определили это понятие?

- Прежде всего, это некий новый формат для сферы культуры. Важно понять, что культура - не просто затратная сфера, а фактор экономического развития. Очень долгое время культура вообще существовала под прямым покровительством государства, финансировалась из бюджета - и была государству подчинена. В постсоветское время произошла либерализация и децентрализация не только экономики, но и культуры, и культура волей-неволей оказывается перед необходимостью искать средства - придется либо обращаться к другим источникам финансирования, либо зарабатывать самостоятельно. Это не означает, что вся культура переводится на самофинансирование, - подобное невозможно. Во всем мире такие вещи, как опера, симфонические оркестры, музеи, не могут существовать без государственной поддержки и спонсорских средств. И в то же время бюджеты организаций культурной сферы все больше опираются на внебюджетные средства, в том числе и заработанные самостоятельно. К этому мы приходим и в России, у нас все больше делается ставка на коммерческую состоятельность культурных проектов. И, тем не менее, даже при откровенно коммерческой ориентации, привлечение государственных и спонсорских средств является неким условием выживания. В каком-то смысле можно сказать, что сама технология работы с широкой публикой и выживание за счет продажи культурных продуктов и услуг сопоставимы с технологией отношений с бизнесом - ведь спонсорские средства, по сути, являются не пожертвованиями, а результатом некой сделки между двумя бизнесами. Всякий спонсор, в отличие от дарителя или мецената, видит прямую выгоду от поддержки культурных проектов, потому что это влияет на восприятие его имиджа, способствует рекламе, которая часто более эффективна, чем реклама прямая, и расширяет круг его влияния. А для муниципалитетов, например, развитие коммерческих культурных проектов часто служит залогом социального и экономического развития города. Именно культура во многом формирует инвестиционный климат города - ведь людям, которые создают новые предприятия, приятнее работать там, где им хорошо, они руководствуются соображениями общественной атмосферы и образа жизни. Выбирают город, где им хотелось бы жить, а не только работать. И если деятельность культурных проектов может влиять на развитие города - значит, культура уже выступает с властями не с позиций просителя, а как партнер.

- Говоря о творческих индустриях, часто ссылаются на английский опыт. В чем его значение?

- Начнем с того, что сектор культурных индустрий в английской и американской экономике по темпам своего роста абсолютно обгоняет все остальные. Факт очень красноречивый! Английский опыт важен потому, что в этой стране процесс падения государственного субсидирования культуры просто начался раньше, чем в других странах. Бывшие промышленные города, такие, как Манчестер и Ливерпуль, которые мы знаем как колыбель капитализма и которые долгое время были центром тяжелых индустрий, в 80-90 годы прошлого века их утратили - они переместились в страны третьего мира, где дешевле рабочая сила. Города эти оказались в состоянии очень тяжелого экономического и социального кризиса. И одним из самых продуктивных ответов на него как раз и явились культурные индустрии, которые перевели экономику многих английских городов на рельсы постиндустриального развития. Вместо железа и текстиля Англия стала продавать интеллектуальные, творческие продукты разного рода: дизайн в самом широком спектре, моду, кино, видео, музыкальную индустрию, издательское дело и все традиционные продукты культуры. Кстати, американцы к творческим индустриям причисляют еще и науку. В Англии эти индустрии развиваются в форме так называемых кластеров, которые можно также назвать поселениями творческих профессионалов. Это большие кварталы, как правило, бывшие промышленные зоны. Городские власти обеспечивают их льготами, так как напрямую заинтересованы в их подъеме. Развитие этих индустрий дает городу огромные преимущества в конкуренции городов - ведь сейчас конкурируют уже не страны, а именно города: люди едут, например, не в Чехию, а в Прагу. Те же города, которые держатся за старые отрасли индустрии, в такой конкуренции проигрывают. Само наличие большого творческого сословия в городе создает особые условия для развития всех остальных сфер, повышает коэффициент инновационности и увеличивает приток инвестиций. Россия, по сути, стоит перед альтернативой: либо, подобно странам третьего мира, взять из Европы всю тяжелую промышленность - и они ее нам с удовольствием отдадут, мы уже строим заводы Форда, либо развивать креативные индустрии.

- Обратимся к Архангельску. У города существует вполне определенная, сложившаяся промышленность, бюджетообразующие отрасли. Какую роль у нас могли бы играть творческие индустрии, насколько можно изменить лицо города и его статус среди других городов?

- Архангельск - пример типичной эволюции города, бывшего ранее важнейшим портом и со временем эту роль утратившим. Есть множество примеров, когда подобные города трансформируются именно в направлении творческих индустрий. По сути, это изменение имиджа города в целом. Именно на базе портовых районов или сооружений часто развиваются творческие проекты. Но их развитие нигде в мире не происходит без поддержки властей, и здесь нужна политическая воля местной власти, которая увидела бы смысл и преимущества в развитии этого сектора. Его нужно поддерживать точно так же, как остальные отрасли, а может, даже и больше - все-таки мы имеем дело с тонкими материями. Что касается Архангельска, то здесь очень сильны культурные традиции и наследие, и в этом есть определенная проблема - культурные индустрии в первую очередь касаются современного творчества сегодняшних профессионалов, вплоть до веб-мастеров и дизайнеров. Традиции - это другой полюс культурного аспекта, в вашем городе и области силен консервативный элемент в культуре. Но, на мой взгляд, это не является препятствием - ведь существует такая вещь, как современная интерпретация традиций современным языком, привнесение традиций в современную жизнь. К тому же, как сказал английский эксперт Чарльз Лендри, сегодняшняя классика - это вчерашние инновации. Это значит, что в культуре нельзя держаться только за традиции, ограничивать себя только этими формами, при всей их значимости. Всякое время должно иметь свой стиль, свое лицо. Инновации бывают рискованными, пугающими - рассудит время, что из этого останется, а что исчезнет безвозвратно. В качестве примера можно привести тот же архангельский фестиваль "Дни джаза", который в силу успешности и авторитета, которого он уже добился, обладает неким собственным ощутимым капиталом как фестиваль. И им нужно научиться распоряжаться.

- Представим, что завтра Архангельск в глазах современников превратился из порта и города, связанного с лесной промышленностью, скажем, в туристическую мекку или фестивальный город. Насколько оправдано такое радикальное изменение имиджа города?

- Этот процесс вряд ли будет таким революционным: мы отвернулись от целлюлозы и повернулись к творческим индустриям. Эти направления вполне могут развиваться параллельно. С другой стороны, на примере Англии мы видим, что там действительно был серьезный кризис, они попали в западню собственной цивилизации, а творческие индустрии развивались вынужденно. Они выбрались из кризиса с огромным трудом, и не без гротескных моментов - помните фильм "Мужской стриптиз", где группа молодых рабочих с завода, который был закрыт, создали, чтобы себя прокормить, вот такую креативную индустрию. С одной стороны, фильм комедийный, с другой - очень точно обрисовывает саму ситуацию и реальные события. Россию сырьевая экономика с одной стороны спасает, с другой - тормозит своей экстенсивностью. Пока ресурсы есть, можно жить их проедая, но в отличие от интеллектуальных ресурсов ресурсы подобного рода невосполнимы - когда-нибудь нефть кончится. В российской экономике должны быть альтернативы развития, иначе мы тоже попадем в западню. Сегодня мы стоим перед выбором стратегии развития, и очевидный выбор - опираясь на сырьевую экономику, развивать креативные индустрии. Мы ведь даже товары производим по чужому дизайну. Нужно выходить на мировые рынки со своим интеллектуальным продуктом. Страны, у которых природных ресурсов нет совсем, живут исключительно на этом, причем зачастую живут куда лучше нас.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя