|
Ведомости Поморья
14 июля 2004 (26)
ШЕПТУНОВ Алексей
Михаил ГНЕДОВСКИЙ, директор Института культурной политики:
Творческие индустрии могут стать таким же лицом Архангельска, как лес и порт
Сегодня можно и нужно зарабатывать не только на добыче нефти, обработке
древесины или, скажем, строительстве аппаратов для производства попкорна, но
также посредством интеллекта и сферы культуры. В Архангельске завершился семинар
на тему "Творческие индустрии - ресурс развития города", организованный Советом
Европы, Институтом культурной политики и администрацией области. В семинаре
участвовали авторы и представители проектов из сферы творческой индустрии:
например, каргопольский художник Владимир Шевелев, организовавший в своем городе
семейное предприятие по обслуживанию туристов; руководители архангельской фирмы
"сеВЕРНЫЙ текСТИЛЬ", занимающейся производством авторской одежды на основе
северных этнотрадиций, а также члены оргкомитета международного фестиваля "Дни
джаза". О месте творческих индустрий в современной жизни и связанных с ними
перспективах развития Архангельска корреспондент "ВП" беседует с директором
московского Института культурной политики Михаилом ГНЕДОВСКИМ.
- Михаил Борисович, креативные, или творческие, индустрии - не слишком привычное
уху словосочетание. Как бы вы сами определили это понятие?
- Прежде всего, это некий новый формат для сферы культуры. Важно понять, что
культура - не просто затратная сфера, а фактор экономического развития. Очень
долгое время культура вообще существовала под прямым покровительством
государства, финансировалась из бюджета - и была государству подчинена. В
постсоветское время произошла либерализация и децентрализация не только
экономики, но и культуры, и культура волей-неволей оказывается перед
необходимостью искать средства - придется либо обращаться к другим источникам
финансирования, либо зарабатывать самостоятельно. Это не означает, что вся
культура переводится на самофинансирование, - подобное невозможно. Во всем мире
такие вещи, как опера, симфонические оркестры, музеи, не могут существовать без
государственной поддержки и спонсорских средств. И в то же время бюджеты
организаций культурной сферы все больше опираются на внебюджетные средства, в
том числе и заработанные самостоятельно. К этому мы приходим и в России, у нас
все больше делается ставка на коммерческую состоятельность культурных проектов.
И, тем не менее, даже при откровенно коммерческой ориентации, привлечение
государственных и спонсорских средств является неким условием выживания. В
каком-то смысле можно сказать, что сама технология работы с широкой публикой и
выживание за счет продажи культурных продуктов и услуг сопоставимы с технологией
отношений с бизнесом - ведь спонсорские средства, по сути, являются не
пожертвованиями, а результатом некой сделки между двумя бизнесами. Всякий
спонсор, в отличие от дарителя или мецената, видит прямую выгоду от поддержки
культурных проектов, потому что это влияет на восприятие его имиджа,
способствует рекламе, которая часто более эффективна, чем реклама прямая, и
расширяет круг его влияния. А для муниципалитетов, например, развитие
коммерческих культурных проектов часто служит залогом социального и
экономического развития города. Именно культура во многом формирует
инвестиционный климат города - ведь людям, которые создают новые предприятия,
приятнее работать там, где им хорошо, они руководствуются соображениями
общественной атмосферы и образа жизни. Выбирают город, где им хотелось бы жить,
а не только работать. И если деятельность культурных проектов может влиять на
развитие города - значит, культура уже выступает с властями не с позиций
просителя, а как партнер.
- Говоря о творческих индустриях, часто ссылаются на английский опыт. В чем его
значение?
- Начнем с того, что сектор культурных индустрий в английской и американской
экономике по темпам своего роста абсолютно обгоняет все остальные. Факт очень
красноречивый! Английский опыт важен потому, что в этой стране процесс падения
государственного субсидирования культуры просто начался раньше, чем в других
странах. Бывшие промышленные города, такие, как Манчестер и Ливерпуль, которые
мы знаем как колыбель капитализма и которые долгое время были центром тяжелых
индустрий, в 80-90 годы прошлого века их утратили - они переместились в страны
третьего мира, где дешевле рабочая сила. Города эти оказались в состоянии очень
тяжелого экономического и социального кризиса. И одним из самых продуктивных
ответов на него как раз и явились культурные индустрии, которые перевели
экономику многих английских городов на рельсы постиндустриального развития.
Вместо железа и текстиля Англия стала продавать интеллектуальные, творческие
продукты разного рода: дизайн в самом широком спектре, моду, кино, видео,
музыкальную индустрию, издательское дело и все традиционные продукты культуры.
Кстати, американцы к творческим индустриям причисляют еще и науку. В Англии эти
индустрии развиваются в форме так называемых кластеров, которые можно также
назвать поселениями творческих профессионалов. Это большие кварталы, как
правило, бывшие промышленные зоны. Городские власти обеспечивают их льготами,
так как напрямую заинтересованы в их подъеме. Развитие этих индустрий дает
городу огромные преимущества в конкуренции городов - ведь сейчас конкурируют уже
не страны, а именно города: люди едут, например, не в Чехию, а в Прагу. Те же
города, которые держатся за старые отрасли индустрии, в такой конкуренции
проигрывают. Само наличие большого творческого сословия в городе создает особые
условия для развития всех остальных сфер, повышает коэффициент инновационности и
увеличивает приток инвестиций. Россия, по сути, стоит перед альтернативой: либо,
подобно странам третьего мира, взять из Европы всю тяжелую промышленность - и
они ее нам с удовольствием отдадут, мы уже строим заводы Форда, либо развивать
креативные индустрии.
- Обратимся к Архангельску. У города существует вполне определенная, сложившаяся
промышленность, бюджетообразующие отрасли. Какую роль у нас могли бы играть
творческие индустрии, насколько можно изменить лицо города и его статус среди
других городов?
- Архангельск - пример типичной эволюции города, бывшего ранее важнейшим портом
и со временем эту роль утратившим. Есть множество примеров, когда подобные
города трансформируются именно в направлении творческих индустрий. По сути, это
изменение имиджа города в целом. Именно на базе портовых районов или сооружений
часто развиваются творческие проекты. Но их развитие нигде в мире не происходит
без поддержки властей, и здесь нужна политическая воля местной власти, которая
увидела бы смысл и преимущества в развитии этого сектора. Его нужно поддерживать
точно так же, как остальные отрасли, а может, даже и больше - все-таки мы имеем
дело с тонкими материями. Что касается Архангельска, то здесь очень сильны
культурные традиции и наследие, и в этом есть определенная проблема - культурные
индустрии в первую очередь касаются современного творчества сегодняшних
профессионалов, вплоть до веб-мастеров и дизайнеров. Традиции - это другой полюс
культурного аспекта, в вашем городе и области силен консервативный элемент в
культуре. Но, на мой взгляд, это не является препятствием - ведь существует
такая вещь, как современная интерпретация традиций современным языком,
привнесение традиций в современную жизнь. К тому же, как сказал английский
эксперт Чарльз Лендри, сегодняшняя классика - это вчерашние инновации. Это
значит, что в культуре нельзя держаться только за традиции, ограничивать себя
только этими формами, при всей их значимости. Всякое время должно иметь свой
стиль, свое лицо. Инновации бывают рискованными, пугающими - рассудит время, что
из этого останется, а что исчезнет безвозвратно. В качестве примера можно
привести тот же архангельский фестиваль "Дни джаза", который в силу успешности и
авторитета, которого он уже добился, обладает неким собственным ощутимым
капиталом как фестиваль. И им нужно научиться распоряжаться.
- Представим, что завтра Архангельск в глазах современников превратился из порта
и города, связанного с лесной промышленностью, скажем, в туристическую мекку или
фестивальный город. Насколько оправдано такое радикальное изменение имиджа
города?
- Этот процесс вряд ли будет таким революционным: мы отвернулись от целлюлозы и
повернулись к творческим индустриям. Эти направления вполне могут развиваться
параллельно. С другой стороны, на примере Англии мы видим, что там действительно
был серьезный кризис, они попали в западню собственной цивилизации, а творческие
индустрии развивались вынужденно. Они выбрались из кризиса с огромным трудом, и
не без гротескных моментов - помните фильм "Мужской стриптиз", где группа
молодых рабочих с завода, который был закрыт, создали, чтобы себя прокормить,
вот такую креативную индустрию. С одной стороны, фильм комедийный, с другой -
очень точно обрисовывает саму ситуацию и реальные события. Россию сырьевая
экономика с одной стороны спасает, с другой - тормозит своей экстенсивностью.
Пока ресурсы есть, можно жить их проедая, но в отличие от интеллектуальных
ресурсов ресурсы подобного рода невосполнимы - когда-нибудь нефть кончится. В
российской экономике должны быть альтернативы развития, иначе мы тоже попадем в
западню. Сегодня мы стоим перед выбором стратегии развития, и очевидный выбор -
опираясь на сырьевую экономику, развивать креативные индустрии. Мы ведь даже
товары производим по чужому дизайну. Нужно выходить на мировые рынки со своим
интеллектуальным продуктом. Страны, у которых природных ресурсов нет совсем,
живут исключительно на этом, причем зачастую живут куда лучше нас.
| |