Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Ведомости Поморья
1 сентября 2004 (33)
ЯНОВА Ксения

Александр РАЙ, учитель: Я беру на уроки гитару - и ребята учатся в пять раз лучше

Сегодня, 1 сентября, у школяров, их родителей и учителей праздник - День знаний. В области распахнет двери 471 школа, за парты сядут 141 тысяча юных северян. За лето школы подготовились к их приходу: только на ремонт было потрачено более 80 миллионов рублей. В школах появились новые компьютеры, автобусы, парты, книги. Но проблемы остаются прежними: учителя стареют, молодежь работать в школе не хочет, а еще школам катастрофически не хватает учителей-мужчин. Своими взглядами на школу, современное образование и поколение next с корреспондентом "ВП" поделился преподаватель физики Архангельской школы N 22 Александр РАЙ.

- В своей работе я делаю акцент на стиль общения. Есть традиционные приемы. На мой взгляд, схема российского урока достаточно удачна, и это проверено временем. Поэтому делать из урока нечто ради формы ни к чему, и я не ломаю традиционную схему, но упор делаю на общение, - рассказывает учитель Александр Рай. - Учеба не должна быть испытанием. А у нас! Вспомните начало урока: идет опрос, все прячут головы, трясутся, когда учитель открывает журнал. У меня все по-другому. Я просто разговариваю с детьми. Они могут отвечать сидя, перебивать друг друга, спорить, обсуждать проблему. В споре рождается истина. Ребенок не должен бояться ошибиться, ему важно почувствовать радость общения. Человека надо приучать свободно и искренне высказывать свое мнение, и оно не может быть единственно верным. На моих уроках нет слова "оценка", вернее, это "пять" и в худшем случае - "четыре". Оценка не должна висеть как дамоклов меч.

- То есть вы на уроке дирижер большого оркестра?

- Да, поскольку мой предмет - физика, приходится работать в основном в старших классах. Новый материал выдаю лекционно, приучаю ребят к вузу или техникуму. А чаще всего все новое мы тоже обсуждаем. Ставлю проблему, и ребята предлагают свои версии ее решения, так материал лучше усваивается. Для школьников помладше применяю игровые формы. Оценку вывожу в основном по небольшим зачетам, контрольным. Самое главное для ребенка в школе - взять то, что ему нужно. От школы должно оставаться чувство комфорта. А не так, как у нас зачастую: девочка закончила 9 класс и заявила: "Я больше в школу не ногой!". И ее не переубедить. Так нельзя. К каждому нужен свой подход. Мерить всех рамками - выполнено домашнее задание или нет, ответил ты сегодня на уроке или промолчал - все это примитивно и узко.

- Александр Изентеевич, что еще вам не нравится в российской системе образования?

- У нас неплохая система, не зря на Западе наш опыт перенимают. В прошлом учебном году в нашу школу приезжали шведы, смотрели, что у нас и как. Но мне не по душе все наши бюрократические уловки. Учитель пишет учебные планы, делает конспекты уроков. Да, это важно, но как страдает творчество! С таким раскладом у нас зачастую вырастают стандартные дети. Или план воспитательной работы классного руководителя - ничего более абсурдного я не видел! Вот появилась в городе афиша об интересных гастролях - мы собрались с ребятами и сходили в театр. Подходит ко мне ветеран: "У меня есть отличный юнга, может с детьми встретиться". Да пожалуйста! Отличная погода в кои-то веки у нас на Севере выдалась - мы идем в поход вопреки всем планам! Я беру гитару на уроки, мы пропели 15-20 минут, и ребята после этого учатся в пять раз лучше, на опыте доказано! В школе мы должны дать минимум знаний, остальное - выбор ребенка.

- Родители все чаще отдают детей на курсы, нанимают репетиторов, чтобы ребенок поступил в вуз. Как вы к этому относитесь?

- Сегодня это большая проблема. Уровень знаний для поступления в вуз выше, чем базисная школьная программа.

- Я не раз была на собраниях абитуриентов в вузе, из года в год экзаменаторы говорят, что школьных знаний достаточно.

- Так они сами и стоят у истоков этих школьных программ! Я в школе много лет - недостаточно нашей программы! А курсы - это смотря кто их ведет. У нас, например, в школе они как дополнение к урокам. Я сам веду курсы и уроки, знаю, что недодал на уроке, и дорабатываю на курсах. От репетиторов сегодня никуда не уйти. Это вариант для тех, кому трудно найти себя в классе из тридцати человек. То, что нет преемственности между вузом и школой, опять же недоработка нашей системы образования.

- А такой выход, как частные школы? Вам не хотелось в них поработать?

- Мне хочется работать от души, а в частной школе все еще строже. В обычной школе знания дают не хуже, а в частной просто все красивее, удобнее. Сама идея частных школ неплохая, но было бы хорошо, если бы туда брали не тех, кто может платить, а в первую очередь тех, у кого есть способности. Такая небольшая школка, где собраны дети, которые горячо хотят учиться, у них есть способности. Родители будут платить не репетитору, а этой частной школе. У нас пока не так. В частной школе получается каша из тех, кто может платить и хочет комфорта, и тех, кто хочет учиться. А в результате - это необучаемая масса.

- Учитель - ваша единственная профессия?

- Да, я работаю в 22-й школе с 1989-го года. А начинал я в Ненецком округе, попал после института в геологический поселок Варандей. Профессию выбирал осознанно, прошел в юности вожатскую школу, учился в 50-й школе и вел секцию баскетбола, то есть был навык работы с детьми, желание, а тогда профессия учителя считалась престижной. Нас в потоке было 16 юношей, почти все пошли в школу и работают там до сих пор. Тогда даже о зарплате речи не шло, в те годы на крайнем Севере я получал рублей 700. А сейчас во второй школе почти сорок женщин, а мужчин можно по пальцам пересчитать.

- В семье ребенка воспитывают мама и папа, а в школе, где дети проводят полдня, с ними одни женщины, что вы думает по этому поводу?

- Недостаток мужчин очень сказывается, особенно если физкультуру и труд ведут женщины. Эти дисциплины однозначно мужские. Вообще мужской взгляд школе просто необходим! Общение, подача материала, качество хозяина - из-за недостатка мужчин в этих вопросах наша школа много теряет. А если трудные дети? У меня был такой случай. На перемене один такой ученик решил показать прием карате и ударил ногой в доску, а она оказалась стеклянной и разбилась вдребезги! Что в этой ситуации будет делать дама? Во-первых, надо сделать новую доску, закрепить ее на стене. Все это мне пришлось взять на себя, а ребята помогали. Во-вторых, я завел хулигана к себе в лаборантскую и так крепко выразился (и это нормально!), что иначе просто было нельзя! Мужской взгляд - он порой нужен в простых вроде бы ситуациях. Девушкам всегда хочется слышать мнение о себе. Помню, у меня в Варандее, когда стала популярна джинсовая одежда, девочки спросили мнение о ней. И я сказал, что мне нравится, когда девушка в платье, это так женственно. На другой день они все пришли в платьях. Бывало такое, что со мной девочки делились своими переживаниями.

- К вашему мнению прислушивались?

- Спустя годы я узнал, что мое мнение для них было небесполезным. Я общаюсь со многими выпускниками, даже с теми, кто в Варандее у меня учился. Сам удивляюсь, как многое они запомнили. Сейчас в 22-й школе часто происходит то же самое. Хотя коллектив в основном женский, но отношения у нас добрые. Школа стоит на святом месте. Раньше на перекрестке Поморской и Советских космонавтов был храм, на его фундаменте построена школа. Видимо, поэтому у нас царит особый дух добра, школа очень располагает, притягивает. Те, кто уходят от нас, особенно замечают это.

- Все чаще школьные беды сваливают на то, что дети стали более раскрепощенными...

- Дети сегодня очень интересные. Да, они более свободные, более раскрепощенные, более прагматичные, чем раньше, но это плюс! Они строят планы, ищут свое место в жизни более напористо, чем мы когда-то. Я повторюсь, но здесь важно, чтобы у школ был дифференцированный подход. Надо дать возможность ребятам показать, к чему они тяготеют, и поддержать их, а не строить всех в одну шеренгу. У нас каждый учитель считает свой предмет самым важным и старается сделать по нему все. А это при нашем учебном процессе нереально. Был у меня мальчик - увлеченный, призер крупных олимпиад по физике, он наметил себе физико- технический вуз и развивался в этом направлении. Подходят ко мне коллеги: "Твой олимпиадник по английскому текст не выучил: Твой олимпиадник сочинение вовремя не сдал". Приходится уговаривать, чтобы пошли ему навстречу, просили необходимый минимум и не гоняли, что чего-то он не успел. Этого не хватает нашей школе. Ведь, если все учителя будут требовать свое, на выходе из школы мы получим больного во всех отношениях ребенка. На школьника сегодня падает огромная нагрузка. Если строго придираться ко всему, то дети не получат развития своих индивидуальных особенностей.

- В вашей практике были такие примеры?

- Такие и обратные. У меня был мальчик, который шел на "золотую" медаль. Он увлекался физикой, много занимался, и однажды встал вопрос: медаль или физика. Он выбрал физику, и сейчас этот мальчик профессор, живет в Чикаго. Приезжает летом, мы с ним в сауну ходим, традиция у нас такая. Кто-то имеет тройки по многим предметам, а по одному - отличник. Таких детей у нас много, и именно они чаще добиваются успеха. Это уникальное явление, когда ребенок действительно всезнайка по всем предметам, такой бывает один из десяти тысяч.

- Бытует мнение, что учитель ничего не умеет, кроме как вести уроки и проверять тетради.

- Я не согласен. Мои коллеги постоянно организуют развлекательные шоу, вместе с детьми готовят прекрасные театральные постановки, у меня в школе живет гитара, мы часто поем, летом собираемся коллективом в походы на байдарках. Дети любят, когда мы играем в баскетбол. Команда учителей с командой учеников. Жаль только, что наш труд так низко оплачивается, поэтому многие вынуждены брать дополнительные часы. А легко ли оценить всю прелесть профессии загруженному, утомленному человеку?

- Успеваете побыть с семьей?

- Стараюсь все совмещать. Жена меня отлично понимает, она сама преподаватель в вузе. У нас трое детей. Старший - студент АГТУ, средний учится в школе, младший пойдет в этом году в первый класс. Ездим с учениками в Малые Корелы на лыжах, беру семью. Три раза в неделю ходим с женой и детьми на каток. К нам домой очень часто приходят мои ученики, дети и жена любят с ними общаться. Мы вместе рыбачим. Плохо, что материального достатка не хватает на полноценный отдых, путешествия. Вот есть у меня друзья в Крыму, но мы не можем всей семьей к ним поехать уже не один год.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя