|
Ведомости Поморья
22 сентября 2004 (36)
Алексей Доронин
Лешего бояться - в лес не ходить
"А уж лешие так по лесу и шастают. Страшно, аж жуть" (В.Высоцкий)
Наконец-то в среднюю полосу России пришло настоящее лето. Идут проливные дожди,
но тепло. Наступила грибная и ягодная пора. Но кроме грибов и ягод в лесу людей
могут подстерегать и неприятные сюрпризы.
"Иди к лешему" - эту фразу знает, наверное, каждый. А кто же такой этот самый
леший и как он выглядит?
Леший - лесной дух, поверья о котором появились у славян, живших в окружении
леса и зависимых от него. Конечно, как и все другие духи (водяные, полевые,
кикиморы, русалки, домовые и т.п.) леший может жить в разных местностях,
выглядеть по-разному и иметь разные привычки. Однако общие приметы у него все-
таки есть. Если леший идет по лесу, он - высокий, ростом с дерево, но, выходя на
открытое место (луг или большую поляну) может стать и небольшим, чтобы его не
видно было в траве и даже таким крохотным, чтобы укрыться под листом земляники.
Впрочем, туда он выходит редко, так как не хочет ссориться с хозяином этих мест
- полевиком. Не часто заходит он и в деревни. Там тоже свои хозяева, домашние
духи - домовые, овинники и банники. Особенно не любят лешие деревни, где есть
черные петухи или белые собаки с черными кругами вокруг глаз (по запдным
поверьям, таких собак боятся даже вампиры).
Увидеть лешего непросто. В средней России считалось, что смотреть на него можно
только через правое ухо лошади. Но можно его и вызвать для заключения договора,
как и любую нечистую силу. Для этого надо нарубить молодых березок и сложить их
кругом, так, чтобы верхушки были обращены к середине круга. Затем, встав центр
круга, надо снять крест и крикнуть: "Дедушка!".
Есть и другие способы. Можно, например, накануне Ивана Купала пойти в лес,
срубить осину так, чтобы она упала верхушкой на восток. Потом надо стать на
срубленном пне лицом на восток и перегнуться, чтобы можно было смотреть между
ног и позвать: "Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью
жаровою, покажись таким, как я!"
Облик лешего, в основном, человеческий (хотя он может превращаться в животных и
птиц). Это мужчина (на Ярославщине его так и называют - "мужичок") в красном
кафтане, левая пола которого заткнута за правую, а не наоборот, как было принято
на Руси. Обувь перепутана - левый лапоть надет на правую ногу, правый - на
левую. В общем, все не так, как у людей. Тут, кстати находится параллель с
африканской мифологией. У африканцев в стране мертвых - все белые и ходят спиной
вперед. То есть тоже - все наоборот.
Глаза у лешего зеленые и горят, как угли. По некоторым поверьям, леший -
синеватого цвета, так как кровь у него синяя. Другие считали, что леший -
пучеглазый старик с зеленой бородой и длинными зелеными волосами. На севере
России лешего считали немым, но голосистым; он умел петь, но без слов,
подбадривая себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (так, как шумит
лес в бурю) и затихает только с первым пеньем петуха. Леший не носит шапки,
правого уха у него нет, волосы он зачесывает налево. А в карачаевских и брянских
лесах его видели всегда с огромной дубиной в руках.
Леший - полный хозяин в лесу, ему подчиняются все звери и птицы. И не просто
подчиняются - находятся в крепостной зависимости. На них идет игра в карты. А
лешие (как и водяные) - большие охотники до азартных игр. Так, например в 1843
году в лесах Ветлужского уезда появилось огромное количество белок, которые
куда-то двигались всем стадом. В это время местные жители считали, что вятский
леший проиграл белок вологодскому, и теперь перегоняет свой проигрыш. В Сибири
такая массовая миграция белок была замечена в 1859 году. Тогда считалось, что
компания сибирских леших играла с компанией леших из средней России и после
проигрыша сибирских погнали стада белок через Уральский хребет. Впрочем, играли
лешие и на зайцев, мышей, да и на другую живность.
Лешие не только играют, но и дерутся. Есть легенда о том, как три леших
подрались из-за территории. Двое избили одного, связали и бросили на произвол
судьбы. Его освободил случайный путник. Леший был настолько благодарен своему
спасителю, что, обернувшись человеком, отслужил за него службу в армии.
Так как леший - лесной хозяин, от его расположения зависели те, чья деятельность
была связана с лесом, в первую очередь охотники. Им приходилось задабривать
"дедушку", чтобы тот посылал им зверя и птицу в силки или под выстрел. Охотники
приносили лешему крепко посоленную краюху хлеба или блин. Жертву клали на какой-
нибудь пень. Пермяки угощали лешего табаком. Местами первую добычу оставляли в
лесу, чтобы умилостивить хозяина. Иногда перед охотой прибегали к заговорам.
Вообще, отношения лешего с людьми всегда были сложными. В большинстве поверий
леший не вредит людям, а только проказничает, хотя проказы их довольно злые.
Самая главная из них "обойти" человека, то есть заставить его заблудиться в
лесу, плутать на одном месте. Для этого у лешего есть множество трюков. Может
просто напустить туман в глаза. А может прикинуться заметным деревом, на которое
обычно ориентируются местные путники и сбить кого-то с толку. В другой раз леший
сам обращается в путника или принимает внешность знакомого одурачиваемого им
человека, заводит с ним разговор и сбивает с пути, сам при этом исчезая. От
проказ "лесного хозяина" можно легко отчураться - прежде всего молитвой и
крестным знамением. Есть и другие, народные приемы. Другой метод избежать
наважднеия - носить с собой "лукотку"- очищеный от коры кусок липы. Также,
заблудившемуся рекомендуется присесть на пне, снять с себя и выворотить
наизнанку одежду. Есть только один день в году, когда все методы борьбы с лешим
бессильны. Это - 4 октября (по старому стилю). Тогда лешие бесятся, ломают
деревья, устраивают драки, зря гоняют зверей, чтобы на зиму провалиться под
землю и снова появиться весной.
"Хозяева леса" есть не только у славян. У народов Дальнего Востока - ульчей,
ороков и манчжур - этот персонаж выступает в виде тигра - самого грозного в тех
краях зверя. По местным поверьям, тигр командует всеми лесными тварями - зверями
и птицами. Вступает он и в интимную связь с женщинами, от которой нередко
появляются дети.
Вообще, отношения с женским полом у лесных духов разнятся от местности к
местности. Иногда они воруют девушек из сел. По некоторым поверьям, они иногда
убегают к ним сами и через несколько лет возвращаются домой очень богатыми.
Иногда лешие похищают заблудившихся женщин. Есть, по некоторым поверьям, и жены
у леших - лешачихи, лешуни. Они живут с ними в лесных деревнях, как обычные
люди. Отличительный признак лешачих - очень большая грудь, которую им приходится
забрасывать за спину при стирке и уборке. Живут лешие - в человеческом облике -
и в людских деревнях, женатые. Хозяйства не ведут - все съестное им приносят из
леса.
Ворует леший и детей, особенно, если мать проклянет дите при родах. Вместо него
тогда леший подкладывает "лесное детище" - больное и беспокойное. Если заклятого
ребенка удастся окрестить до похищения , то леший придет за ним по истечении
семи лет и попытается сманить его в лес. На это ему дается только одна минута в
сутки. В лесу же проклятые живут недолго и быстро умирают.
Так есть ли "хозяин леса" на самом деле? Каждый может попробовать убедиться сам.
Если не боится, конечно.
| |