Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
22 сентября 2004 (36)
МОЧАЛОВА Александра

Поезд выборов тронулся...

Новому составу областного Собрания предстоит утверждать представленную президентом России кандидатуру нового губернатора

"Поезд под названием выборы тронулся", - сообщил журналистам 15 сентября председатель избирательной комиссии Архангельской области Александр Яшков. Ближайшие три месяца пройдут под знаком выборов депутатов областного Собрания, назначенных на 19 декабря: выдвижение кандидатов, сбор подписей, предвыборные программы, дебаты и агитация под всевозможными личинами.

На этих выборах, видимо, в последний раз, будет использована смешанная система: 31 место в областном Собрании получат одномандатники и 31 - депутаты по пропорциональной системе от политических партий, объединений и блоков. По данным управления Минюста по Архангельской области участвовать в выборах имеют право 32 региональных отделения политических партий. Последний день регистрации кандидатов - 4 ноября. Окончательные списки будут известны 13 ноября.

На следующий день после регистрации кандидат или партия могут начать сбор подписей и агитацию. По одномандатным округам необходимо собрать 1 процент от общего числа голосов избирателей - в разных округах это от 300 до 500 голосов. По единому избирательному округу требуется не менее 10 тысяч подписей. Вместо этого можно внести избирательный залог (15 процентов от предельной суммы избирательного фонда): 45 тысяч рублей по одномандатному, 1 миллион 50 тысяч рублей - по единому избирательному округу. Без сбора подписей и внесения избирательного залога в выборах могут участвовать партии, вошедшие в Госдуму: "Единая Россия", КПРФ и ЛДПР.

Агитация в СМИ возможна только с 19 ноября. Новшеством является то, что избирательный блок или объединение обязаны не позднее, чем за 10 дней до дня голосования опубликовать свою предвыборную программу.

Кандидат не имеет права подкупать избирателей, вручать им подарки, в период избирательной кампании он должен прекратить благотворительность.

Все упоминания о деятельности кандидата, предприятия, где он работает, должны оплачиваться из избирательного фонда. Если рекламная кампания в СМИ была оплачена раньше, избирательная комиссия рекомендует приостановить сотрудничество с кандидатом на время предвыборной кампании.

Общие итоги выборов будут установлены к 29 декабря.

По одномандатному избирательному округу при явке более 20 процентов избирателей будет избран кандидат, набравший простое большинство голосов. К распределению депутатских мандатов будут допущены списки кандидатов от партий, получивших по пять процентов голосов избирателей. Их должно быть не менее двух и в совокупности они должны получить не менее 50 голосов избирателей.

По-видимому, новому созыву депутатов облсобрания предстоит утверждать кандидатуру следующего губернатора: срок полномочий Киселева истечет на девять месяцев раньше, чем депутатских. Сегодня мы публикуем две точки зрения на то, чем может обернуться для Архангельской области реформа государственной власти, предложенная президентом России Владимиром Путиным.

Александр ИВАНОВ, депутат Собрания депутатов Архангельской области, председатель планово-бюджетной комиссии:

Лет через восемь мы поймем, зачем нам власть и кто в этой власти нам нужен

- Какие последствия предложенные Путиным нововведения по назначению губернаторов и по пропорциональной системе выборов депутатов будут иметь для политических партий, из которых состоит областное Собрание?

- Архангельское областное собрание пока состоит не из партий, а из депутатов- одномандатников, которые только тяготеют к каким-либо партиям. У нас есть одна фракция - "Единая Россия", она включает примерно треть депутатов. Для этой трети никаких изменений, думаю, не будет. А остальные депутаты будут поляризоваться между идеологиями. Собственно, и политическим партиям, в конце концов, придется заняться идеологическим обоснованием самих себя. У той же "Единой России" единственная идеология - быть во власти.

- Смогут ли оппозиционные политические партии повлиять на исход голосования по внесенной президентом кандидатуре?

- Высокие слова об оппозиции, тем более конструктивной, в России только слова. У нас свое изобретение: с экранов телевизоров люди с умным выражением лиц костят действующую власть, а потом тем же инструментом по произнесению слов вылизывают у власти известное место. Денег хотят. К тому же я уверен, что еще до внесения президентом кандидатуры губернатора она будет согласована с главными игроками на политической сцене. С олигархами, с политической элитой, с сильнейшими из муниципалов, даже с депутатами. Совсем не обязательно, что это будет сделано формально, достаточно встреч, полунамеков. Депутатам останется только легитимизировать губернатора. Это чистая формальность.

- Не проще тогда просто назначать губернаторов?

- Конституция требует, чтобы руководитель субъекта был легитимно избран. Избирать его может не непосредственно народ, а депутаты, так же избранные народом. Другое дело, кто будет назначать кандидатуры. Президент просто сказал: "А давайте я назначу". Все согласились. В конце концов, президента мы тоже выбирали.

- Но по каким-то критериям региональные парламентарии будут решать, подходит этот кандидат или нет?

- Так же, как выбирают себе подругу. Потому что кроме публичной позиции у каждого есть внутреннее ощущение, им чаще всего и руководствуются в момент голосования. Плюс процентов тридцать партийной дисциплины. В России нет выборов политика по серьезным аргументам, потому что нет политической культуры. Пока мы выбираем не политика, а актера, которого через определенное время начинаем мочить. Этим, в первую очередь, вызвана конструкция, предлагаемая президентом: народ серьезно относиться к выборам никак не хочет. Еще лет 8-12, то есть 2-3 четырехлетних созыва депутатов областного Собрания пройдет, прежде чем мы поймем, для чего нам власть и кто в этой власти нам нужен. И вот тогда региональные элиты потребуют регулировок. И вот тогда мы поговорим, будет ли законодательная власть определять исполнительную. Сейчас отношения между ними строятся "по дружбе".

- Можно ли ожидать усиления роли федеральных политических партий?

- Если большинство депутатов будет избираться по партийным спискам, пропадут отвязные депутаты, выразители интересов народа. Это значит, что партиям придется стать более вменяемыми и функцию носителей интересов групп людей взять на себя. Сейчас все партии внутри Садового кольца. Там черпают свои интересы, там их и реализуют.

- Какие изменения в областном законодательстве можно спрогнозировать?

- Пока только технические. Необходимо будет изменить устав области, по которому сейчас губернатор избираем всеобщим голосованием. Уйдет документ, регламентирующий процедуру выборов, появится документ, регламентирующий процедуру утверждения.

- Утвердили бы вы на второй срок действующего архангельского губернатора?

- В нашей области ситуация особенная. Надо бы, чтобы президент как можно скорей, еще до истечения полномочий Николая Киселева, предложил нам другую кандидатуру. Киселев, я подчеркиваю, хороший, порядочный человек, но он случайное лицо в политике.

Вадим ТРЕСКИН, директор по развитию центра социологических и маркетинговых исследований "Форис":

При назначении сверху фаворит в любой момент может стать изгоем

- Какие последствия предложенные Путиным нововведения по назначению губернаторов и по пропорциональной системе выборов депутатов будут иметь для политических партий, из которых состоит областное Собрание?

- Ближайшие выборы в архангельское областное Собрание депутатов пройдут по смешанной системе. По партийным спискам туда пройдут, по прогнозам, 4-6 партий. То есть там будут их представители. Однако фракция, скорее всего, сохранится только одна - "Единая Россия". Она должна получить по партийным спискам порядка 14 мест плюс места по одномандатным округам. Остальные партии веса иметь не будут. То есть большинство решений будут приниматься подковерно, а не публично. Если только региональное отделение "Единой России" не поймет, что выгоднее не захватывать всю власть, а иметь оппозицию, хотя бы для того, чтобы хорошо готовить документы. Нововведения президента закрепляют этот сценарий. Только придется говорить не "большинство решений", а "все решения".

- То есть, вы прогнозируете усиление роли федеральных политических партий?

- Для этого вся реформа и предназначена. Это проявление воли, которая транслируется на всю страну последние пять лет. Губернатора, фигура которого сейчас является компромиссом между местными центрами принятия решений, будут определять федеральные структуры, финансово-промышленные группы федерального уровня.

- Какие изменения в областном законодательстве можно спрогнозировать?

- Депутаты следующего созыва должны профессионально подойти к своей работе. Они должны заложить грамотную процедуру утверждения губернатора. Это будет последняя возможность стратегически решить ситуацию. Почему этим летом федеральный центр вдруг "забыл" об уменьшении количества субъектов федерации? Не потому ли, что нашел путь решить все разом? Не договариваться с региональными элитами, а поставить нужных руководителей, а потом по экономическому принципу соединить субъекты? Наша область окружена регионами-донорами, поэтому для нас вопрос стоит так: к кому нас присоединят, и куда мы будем ездить решать свои проблемы? Демократический отлив утащит за собой всех, кто ратовал за самобытность регионов, поэтому надо постараться вбить колышки, чтобы во время следующего прилива было за что уцепиться.

- Не создается ли у вас впечатления, что эти реформы грозят смешением разных ветвей власти?

- Это именно так и выглядит. Вместо парламента предлагается создать Общественную палату, контролирующую исполнительную власть. Почему тогда надо было фактически уничтожать российский парламент? Предлагаемые реформы напоминают советскую систему, при которой решения шли сверху, а местные Советы их только "приглаживали". Но такая система хорошо работает только в богатой стране с отлаженными механизмами распределения. Моя гипотеза такова: реформы вызваны тем, что кажется, что в стране много денег и их можно правильнее распределять, если ни с кем не советоваться. Однако нефть - легкие деньги, вслед за приливом будет отлив. В условиях кризиса, экономического спада выживает децентрализованная управляющая система. Внятные люди внизу поддержат, если люди наверху потеряют контроль за ситуацией. Такой системе, между тем, не дают шансов в рамках предлагаемой системы развиваться. Думается, правда, что инстинкт самосохранения не допустит ее тотального слома.

- По каким признакам региональные парламентарии должны определять, годится ли кандидат в губернаторы от президента или нет?

- Архангельской области всегда хорошо жилось при варяге, стороннем руководителе. Он не связан клановыми принципами. Если местная элита к этому готова, пусть утверждает. Сейчас главная проблема российских губернаторов - их клановость. Их представители готовы в кресло областного руководителя посадить кого угодно, только не представителя конкурентов.

-Почему бы тогда просто не назначать губернатора?

- Федеральная власть хитра. Она хочет втянуть местную элиту в ответственность, если что, всегда будет возможность сказать: "Мало ли кого мы нашли? Вы не отказались!" Архангельским элитам нужно научиться внятно формулировать свои интересы и договариваться. И помнить, что при авторитарной модели управления фаворит в любой момент может стать изгоем. Соответственно, законы и процедуры надо писать такие, чтобы не больно было падать при "выходе из доверия", соломку стелить на случай размолвок с федеральным центром.

- Как считаете, действующего губернатора Николая Киселева депутаты облсобрания утвердят на второй срок?

- В кулуарах политтусовок обеих столиц, на которых бывал в последнее время, я слышал, что уже подготовлены 89 менеджеров, которые готовы встать у руля всех регионов страны. Это уже полугубернаторы. С другой стороны, если действующий губернатор сможет взять под контроль процессы в области и будет правильно распределять финансовые потоки из центра, у него есть шанс. Выход для него в таком случае - сделать регион незаметным. Второй вариант - найти в области точки роста, предложить собственную повестку дня. При ее успешном осуществлении центр также не будет возражать против успешного руководителя. В таком случае надо делать успешное дело и не забывать кричать громче.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя