|
Ведомости Поморья
22 сентября 2004 (36)
КУРАЕВ Андрей
Как относиться к исламу после Беслана?
Произошедшее в Беслане - не просто преступление. Это религиозное преступление.
Ритуальное убийство. Убийство детей, совершенное с молитвой и во имя веры
террориста. С криком "Аллах акбар!" террорист убивает людей, принося их в жертву
своей религиозной идее.
Поэтому оценка этих, говоря юридическим языком, "деяний" не может подниматься
выше той планки, которую подчеркнул патриарх Алексий в своем послании к
президенту В.В. Путину в связи с массовой гибелью заложников в Беслане от 3
сентября: сатанизм ("Сбросив все маски, терроризм явил свое сатанинское лицо:
поправ все святое, Бога не боясь и людей не стыдясь, так называемые "борцы за
свободу" подняли свои обагренные невинной кровью руки на детей"):
История преподносит неожиданные сюрпризы. Ну, кто бы мог подумать, что в начале
XXI века судьба человечества окажется в руках богословов? А это и в самом деле
так - правда, с тем уточнением, что речь идет о богословах мусульманских.
Исламская умма (церковь) устроена иначе, чем православная или католическая
церковь. Умма управляется учеными; личное образование значит больше, чем
прохождение через церемонию посвящения. Голос ислама - это голос улемов,
знатоков богословия (от арабского "алим" - знаток религии). Эти люди, не менее
12 лет своей жизни посвятившие изучению Корана, получают право на его публичное
истолкование. И от них сегодня зависит, как будет истолкована кораническая
заповедь джихада. От них зависит, приложат они высокое имя шахида (мученика) к
террористам, взрывающим себя вместе с детьми "неверных", или же назовут
террористов террористами, самоубийцами и убийцами детей...
"Использование на российской территории женщин в качестве шахидок рекомендовали
ваххабитские улемы из Саудовской Аравии"
Исламские лидеры России политкорректно считают, что терроризм от имени ислама
есть прежде всего терроризм и потому по сути своей есть антимусульманская
деятельность. Но есть и иная позиция: "Конкретно использование на российской
территории женщин в качестве шахидок разрешили и даже рекомендовали религиозные
авторитеты - ваххабитские улемы (ученые) из Саудовской Аравии, а на практике
реализовал ваххабитский эмиссар - саудовский "амир" Абу-аль-Валид". А
ваххабитский улем Салман аль-Ода, внедряющий через интернет идею о соответствии
канонам ислама самоубийственных терактов в Чечне, являлся до недавнего времени
деканом в саудовском исламском университете "Умм аль-Кура", расположенном в
Мекке.
Хотя бы поэтому телеинъекции на тему "У терроризма нет национальности и
религии", каждый раз с предсказуемой очевидностью вспыхивающие после очередного
теракта, просто глупы. Не инопланетяне же, в конце концов, взрывают наши
самолеты и школы! С этим "политкорректным" тезисом можно было бы согласиться,
если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты
захватят школу и расстреляют в ней детей... То даосы взорвут самолет... То
христиане подорвут кинотеатр... Вот в этом случае можно было бы ограничиться
повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих
подлецов... Но ведь все очевидно не так.
Может быть, терроризм - это следствие искаженного понимания Корана. Но ведь
именно Корана, а не книги о Винни-Пухе. И у истоков этого искажения стоят
ученейшие исламские мужи (улемы), а не безграмотные арабские скинхеды. Исламский
мир роднят с миром террора не плохие ученики, а отменные и популярные учителя! И
если власти Саудовской Аравии только в мае 2003 года были вынуждены отстранить
от должностей 1710 человек из духовенства - значит, проблема не в одиночках. При
таких масштабах террористическая проповедь - это болезнь уже всего исламского
сообщества. И еще одна причина ответственности всего мусульманского мира за
своих подонков в том, что изряднейшая часть мусульманского мира считает
террористов не подонками, а героями.
Мир ислама ответствен за исламский терроризм - хотя бы тем, что отказывается
увидеть эту свою ответственность
В итальянской газете La Stampa об этом с горечью писал отнюдь не итальянец, а
мусульманин - Ибрахим Рефат: "Эхо бесланской трагедии едва доходит до арабского
мира. Его почти не слышно. Известие об ужасающем количестве жертв ушло с первых
полос газет и занимает лишь второе место в выпусках новостей после традиционных
сюжетов о церемониях в королевских дворцах. Вопреки тому, что происходит в
Европе, события, как эта бойня в Беслане, не очень будоражат сознание масс.
Конечно, были кое-какие критические выступления, например, шейха Аль-Азхара,
лидера суннитов, который в пятницу обвинил террористов в том, что они используют
ислам в качестве прикрытия. И все же исламские теологи в последние дни больше
были заняты изданием фетв на тему: можно или нельзя убивать западных заложников
в Ираке. В арабском и исламском мире большинство по-прежнему отказывается
задуматься и проанализировать произошедшее. Единственным интеллектуалом, который
порвал круговую поруку, был директор канала Al Arabiya Абдель Рахман ар-Рашед. В
статье в издающейся в Лондоне арабской газете Al-Sharq al-Awsat он выступил с
повинной: "Давайте скажем горькую правду: все террористы в мире - мусульмане.
Мы, мусульмане, не сможем обелить наш имидж, если не признаем этот постыдный
факт".
Однако такие слова уходят в пустоту, потому что арабские лидеры никогда не
признают, так же как никогда не признают исламское духовенство и сами
интеллектуалы, что зло заключается в фанатизме, который разъедает арабское
общество. Элита, до сих пор отрицающая, что 11 сентября устроили арабы, не может
этого сделать. И, следовательно, не признают это и простые обыватели
ближневосточных городов, свыкшиеся с проявлениями насилия, которое налагает
отпечаток на их повседневную жизнь. Разум этих людей уже пропитан бредовыми
речами имамов, которые призывают отвергнуть "другого", немусульманина, называя
его просто "неверный", "кафир". А ближневосточные СМИ, включая государственные,
в свою очередь, способствовали расширению масштабов этого этноцентризма,
изображая злоключения арабов и мусульман как единственную форму несправедливости
на этой земле. По их мнению, жертвы живут только в Палестине, Ираке, Кашмире и
Чечне. А палачи, подстрекаемые "сионистами", живут только на Западе.
Но все же важно отметить, что не все мусульмане сегодня - террористы. Об этом
тоже нельзя забывать. Как и о том, что среди детей, погибших в бесланской школе,
было немало мусульман. Оттого и на "школьном кладбище" соседствуют кресты и
столбы. С точки зрения террористов, бесланские дети были плохими мусульманами -
неваххабитами (ваххабизм объявляет "неверными" мусульман иных толков).
Не в терроризме виноват ислам, а в том, что недостаточно яростно защищает свою
святыню - Коран
Фанатизм и нечувствие к чужой беде - болезнь исламского мира, мусульман. Но эта
их болезнь оборачивается болью для нас, их соседей по планете (да уже и по
улице). Поэтому и приходится нам пробуждать чувство сопричастности, вины и
ответственности в мусульманах. Не в терроризме виноват ислам, а в том, что
недостаточно яростно защищает свою святыню - Коран - от фанатичных
перетолкований.
И еще одна вина исламского мира заключается в том, что он позволяет использовать
себя. Мало сказать, что в исламских университетах ковалась идеология "Аль-
Каиды". Заказ-то на эту "ковку" поступил из региона, от которого Ближний Восток
весьма удален. А потому можно сколько угодно долбать ракетами по афганским
пещерам, иракским домам и чеченским лесам, но мозг, управляющий исламским
терроризмом, это нимало не затронет - по той причине, что этот мозг находится за
пределами исламского мира. Я убежден, что стратегическое планирование терактов,
совершаемых от имени ислама, совершается в западном мире.
Силы, равно ненавидящие и мусульман, и христиан, пробуют стравить нас друг с
другом. Нет, не думайте, что я сейчас заведу речь о евреях. Говорить о том, что
Израиль контролирует исламский терроризм, допустимо только в сумасшедшем доме.
Речь идет об архитекторах "нового мирового порядка".
"Новый мировой порядок" - это удивительное сочетание неслыханной ранее свободы и
неслыханного ранее контроля. В истории бывали островки вольницы и ледники
тирании. Но чтобы и то, и другое сосуществовало одновременно и применительно к
одним и тем же людям - такого еще не было. Новый мир глобализации предоставляет
людям абсолютную свободу в передвижении, в смене работы, в бизнесе, в выборе
мировоззрения, в определении собственного стиля жизни. Есть знаменитая цитата
Жака Аттали, который был в начале 90-х годов президентом Всемирного банка,
сказавшего, что общество будущего - это общество намадов (кочевников), т.е.
людей, которые не связаны ни семейными, ни религиозными, ни профессиональными
привязанностями, ни корнями, но, как и деньги, свободно перемещаются туда, где
это выгоднее, не имея никаких пристрастий.
Но все это в сочетании с абсолютным же контролем за каждым твоим шагом и с
установлением неотвратимой ответственности за неверные шаги. Миллионы видеокамер
наружного наблюдения, постоянный электронный учет каждой покупки и каждого
передвижения, отслеживание телефонных разговоров, электронной почты и контактов
превращают всех жителей "цивилизованных стран" в пожизненных участников
"реалити-шоу".
"Этим тараном были снесены основы христианского общества"
Этот поворот означает отход от той идеологии, которая вела западный мир
последние три столетия. Идеология просвещения и либерализма утверждала, что
права человека выше всего. Под лозунгом борьбы за индивидуальную свободу
разрушалось все сверхиндивидуальное. Этим тараном были снесены опоры
христианского общества. Поэтапность действий нам хорошо знакома: "Весь мир
насилья мы разрушим... а затем мы наш, мы новый мир построим". После замены
прежних конструкций наступает пора подумать о фиксировании и увековечивании
новых.
Когда люди всерьез укрепляются у власти, тогда у них начинают меняться некоторые
представления... Люди, которые пришли к власти под лозунгами прав человека,
сегодня осуществляют поворот в другую сторону: свою наконец-то обретенную власть
надо "зацементировать", увековечить. А чтобы увековечить власть новых
"ценностей" и элит, надо выбить из людей тот дух диссидентства, который прежде
эти самые новые элиты и насаждали в массах. Как же убедить западного обывателя
отказаться от столь возлюбленной им личной свободы? Надо среди его прав выделить
самое главное право - "право на жизнь". И пояснить, что именно этот "король"
оказался под вечным шахом. А значит, пришла пора приносить жертвы. Чтобы человек
почувствовал угрозу своей жизни - эта угроза должна подышать ему в лицо. Для
этого надо ее создать и предъявить миру. И когда страх начинает пронизывать все
поры общества, тогда можно сказать: "Люди, мы можем вас спасти! Но, для этого
позвольте надеть на всех вас ошейники!" В 80-е годы это делалось с помощью мифа
о всесилии наркомафии: кредитные карточки нужно вводить вместо денег, чтобы не
было "черной наличности", которую потом самолетами увозят наркобароны в
Латинскую Америку. А в 90-е годы образ врага сменился: теперь это не наркобароны
из Латинской Америки, а исламские террористы. А вывод все равно тот же самый:
все равно давайте избавляться от наличных денег, давайте жить под видеокамерами,
давайте превратимся в легко наблюдаемые (а впоследствии и в легко управляемые)
объекты.
Угроза из Колумбии заменена угрозой из Аравии. Угроза экстраординарная - и меры
для ее устранения должны быть необычными: раз враг может оказаться везде и
врагом может стать любой, то нужна тотальная слежка за всеми.
Так что среди грехов мусульманских террористов есть еще и грех слепоты: они не
заметили, в чьих руках они стали марионетками.
Прошу отметить модальность моей речи: я говорю об этом не как о факте, а как о
моем ощущении. Доказательств этому тезису у меня нет. Кроме, пожалуй, одного:
отсутствие терактов в США после 11 сентября 2001 года. Именно США более всего
досаждают исламскому миру. Значит, именно туда и должны были бы быть направлены
стрелы ответного гнева. Но нет - за морем все спокойно.
А вот Россию медленно, но верно превращают в прифронтовое государство,
защищающее встревоженную Европу от растревоженного исламского мира. И президент
уже произнес это слово: "война". А на войне как на войне: на войне не бывает
атеистов. Что бы ни замышляли архитекторы "нового порядка", у Бога свой план. И
может быть, Россия, которая в 90-е годы выбор между тележвачкой и верой сделала
в пользу жвачки, теперь, в военных условиях, все же поймет необходимость
обретения веры.
КУРАЕВ Андрей, диакон, профессор Московской духовной академии
("Известия", 15 сентября с.г. Публикуется в сокращении)
| |