Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Ведомости Поморья
29 сентября 2004 (37)
ШЕПТУНОВ Алексей

Товарищ, не отвлекайте президента!

Игорь БУТМАН, джазмен, лауреат Государственной премии РФ: Товарищ, не отвлекайте президента!

Он приехал в Архангельск в форме олимпийской сборной России - еще совсем недавно его квартет выступал для наших спортсменов в Афинах. Саксофонист с мировым именем, один из лучших инструменталистов планеты, Игорь БУТМАН стал, пожалуй, самым ожидаемым гостем нынешних "Дней джаза". По собственному признанию, впервые он побывал в Архангельске в составе оркестра Олега Лундстрема, где был тогда самым молодым музыкантом. Затем приезжал в рамках культурной программы фестиваля "Созвездие", а на "Днях джаза-2004" Игорь Бутман впервые представил архангельским слушателям свой биг-бенд.

- Игорь Михайлович, как вам нынешние "Дни Джаза"?

- Архангельский фестиваль, силами Фонда развития джаза, развивается, завоевывает все больший авторитет, я знаю, что многие музыканты мечтают сюда попасть. И мне известно, как тяжело сделать настоящий праздник, фестиваль высокого качества. Музыка вообще должна быть высокого качества, должна нести какое-то послание - только тогда воспитывается публика. Уровень "Дней джаза" растет: организация, аппаратура - все очень здорово. Думаю, через какое-то время фестиваль станет одним из лучших в стране.

- Менялось ли со временем ваше отношение к джазу? Ведь когда-то эта культура была очень связана с "чуждой" идеологией, была чуть ли не подпольной. Сегодня же это скорее часть стиля жизни новых буржуа:

- С того момента, как я полюбил джаз, с 15 лет, у меня никогда не менялось к нему отношение. Оно лишь стало со временем еще более трепетным. Хочется играть для всех людей! Я абсолютно не считаю, что это искусство для буржуа. Нынешние буржуа еще 10-20 лет назад были либо студентами, либо партийными или комсомольскими работниками, которые в принципе-то джаз поддерживали. Джаз всегда был какой-то разменной монетой, хотя никогда по-настоящему не имел отношения к политике: например, отношения с Америкой хорошие - джаз в фаворе. Потом эту музыку пытались официально противопоставить року, и т.д. Да, это определенный образ жизни, но откуда он взялся? От негритянских рабов, от бедноты Нью-Орлеана, где смешались креолы, евреи, цыгане, ирландцы и другие нации. Так что джаз, как и музыка вообще, не буржуазен по своей природе - да, его слушают богатые люди, но сути искусства это не меняет. У джаза есть и несостоятельные поклонники.

- Многие сейчас к вам относятся все больше как к удачливому продюсеру, которому удалось многого добиться, быть принятым в высоких сферах, нежели как собственно музыканту. Вас это не пугает?

- Я не считаю, что это плохо! Например, Куинси Джонс - замечательный продюсер, он до сих пор записывает замечательные пластинки, но он, например, продюсировал Майкла Джексона, еще массу интересных людей. То, что меня принимали Клинтон, Ельцин и Путин, это оценка, прежде всего, как я думаю, моего мастерства. Когда мы оркестром Лундстрема выступали перед Клинтоном, он сказал: это самый старый оркестр. А про меня - что это лучший в мире саксофонист. Люди, которые сегодня пришли на этот концерт, пришли не на продюсера, а на музыканта. А те музыканты, которые не умеют играть, пускай относятся ко мне как к продюсеру! Пожалуйста, возьмите инструмент и выйдете со мной на джем-сейшн, я готов вызвать любого на хороший творческий поединок!

- А что вам сегодня интереснее - заниматься музыкой, вашим "Ле Клубом" или чем- то другим?

- Мне нравится заниматься всем: и музыкой, и клубом, и фестивалями, мы активно ездим на гастроли. А еще совсем недавно мы с квартетом, например, записали джазовые вариации музыки из русских мультфильмов.

- Мое личное знакомство с вашим творчеством началось с альбома группы "Аквариум" "Радио Африка". Вы что-то можете вспомнить о времени вашего сотрудничества с питерскими рок-музыкантами?

- На мою судьбу очень повлиял Сергей Курехин - мы много вместе музицировали, разговаривали, спорили, он тогда был одним из духовных лидеров всей этой тусовки, дружил и с Гребенщиковым, и с Цоем, и именно он привел меня тогда в студию. Я был еще очень молодым человеком, увлекался роком, но никогда не хотел играть его на саксофоне. Рок надо играть на гитаре - я, например, до сих пор люблю Deep Purple! Записи с "Аквариумом" - альбомы "Табу" и "Радио Африка" - вообще были моим первым опытом работы в студии, хотя я просто выполнял миссию сессионного саксофониста. Сережа Курехин прыгал вокруг нас и радовался жизни, Боря был спокойнее, мы пили много кофе - мне от него как-то даже стало плохо, - и атмосфера вокруг была потрясающей.

- Как вы пришли к созданию биг-бенда? Чем вас заинтересовала эта музыкальная форма?

- Я пришел к этому совершенно спокойно. Я долго общался с гениальным музыкантом и аранжировщиком Виталием Долговым, мы начали думать о том, чтобы сделать биг- бенд, который бы по понедельникам играл в "Ле Клубе". Я не пишу аранжировки сам - их сделал Долгов, у нас с ним отличный альянс, я набрал очень хороших музыкантов, сам стал лучше как саксофонист, играя в этом бенде. Для меня показателем качества того, что мы делаем, является то, что наш биг-бенд поразил самого Уинтона Марсалиса - причем мы существовали тогда только пятый месяц. Он пригласил нас в Нью-Йорк, сделали отличный концерт, который получил отличную прессу. В прошлом году мы открывали сезон в нью-йоркском "Линкольн-Центре" - это тоже о чем-то говорит. Вообще, Марсалис - не только мой друг, но и мой кумир и в плане музыки, и в бизнесе.

- А Государственную премию, полученную вами из рук президента Путина, можно рассматривать как признание джаза в нашей стране на государственном уровне?

- Конечно, но Гаранян, например, получил эту премию за два года до меня. Думаю, это просто оценка того, что я делаю - мы много выступали, много ездили по миру, это невозможно не заметить. Опять же, в "Коммерсанте" написали, мол, Бутман получил премию за продюсирование. Ребята, да вы только послушайте, как играет наш оркестр!

- Кстати, как вам Билл Клинтон в качестве саксофониста?

- Для президента он играет нормально. Он знает несколько тем, он импровизирует, но, конечно, он не профессиональный саксофонист - он, собственно, никогда и не хотел им быть. Это все равно, что спрашивать, хороший ли дзюдоист Путин - сейчас, кстати, уже пишут, что он мастер спорта международного класса, хотя еще года три назад он был кандидатом в мастера. В любом случае замечательно, что наши политические деятели, помимо болтовни, умеют что-то такое, что приближает их к нам, простым людям, что-то человеческое.

- Общение с великими мира сего вам что-то дало?

- Конечно! Это дает позитивную энергию, с ними просто интересно находиться рядом. Ведь то, что они занимают такие высокие места, означает, что в них есть некие внутренние силы, это очень непростые люди. Хотя с тем же Клинтоном мы разговаривали о саксофонных мудштуках и тростях - это было потрясающе. А с Владимиром Владимировичем мы разговаривали просто о современной ситуации, хотя были и смешные эпизоды. На одном приеме, например, когда мы все стояли в очередь, чтобы сказать несколько слов президенту, один "балерун" подошел к нему и говорит: Владимир Владимирович, вы забываете Мариинский театр! Он ему отвечает недоуменно: да не забываю я театр! Нет, вы забываете! Да нет, вроде, не забываю!.. В общем, подошел я, отодвинул его и сказал: "Товарищ, не отвлекайте президента!" Вообще, мы с ним достаточно тепло общались, хотя интересно было бы поговорить подольше, спросить, как, что, почему нельзя исправить некоторые вещи в нашем обществе. Мы же все чего-то ждем от президента!

- А вот интересно, кстати, какую музыку президент Путин слушает дома, для души:

- Этого я, конечно, не знаю. Но то, что у него есть наши пластинки - в этом я уверен!

(Репортаж с "Дней Джаза-2004" читайте на 21 стр.)

Справка "ВП":

Игорь Михайлович БУТМАН родился в Ленинграде 27 октября 1961 года. В 11 лет он начал играть на кларнете в обычной питерской музыкальной школе, в 1981 году окончил Ленинградское музыкальное училище имени Мусоргского (ученик Геннадия Гольштейна). Затем играл на альт-саксофоне в ансамбле Давида Голощекина, в 1982- 1983 годах стал лидером саксофонной группы в оркестре Олега Лундстрема. В 1987 году учился в школе Беркли в Бостоне, где получил диплмы концертного саксофониста и композитора. К концу 80-х Игорь Бутман считался лучшим тенор- саксофонистом СССР. Его приглашали сыграть гастролирующие в России американские супер-звезды джаза, такие, как Дейв Брубек, Чик Кориа, Пэт Гэри Бертон, Луис Беллсон и Гровер Вашингтон, Джордж Бенсон, Рэй Чарльз, Уинтон Марсалис. В марте 1999 года Бутман организовал свой биг-бенд, в котором играют лучшие музыканты России. Весной 2002 года Игорем Бутманом совместно с Ларисой Долиной была создана концертная программа "Карнавал джаза", за которую Бутман получил Государственную премию России. Сегодня Игорь Бутман еще и артистический директор джазового клуба "Le Club", который американский журнал "Down Beat" включил в число ста лучших джазовых клубов мира. Помимо музыки он ведет телепрограмму "Джазофрения" на канале "Культура".



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя