|
Ведомости Поморья
29 сентября 2004 (37)
ШЕПТУНОВ Алексей
Товарищ, не отвлекайте президента!
Игорь БУТМАН, джазмен, лауреат Государственной премии РФ:
Товарищ, не отвлекайте президента!
Он приехал в Архангельск в форме олимпийской сборной России - еще совсем недавно
его квартет выступал для наших спортсменов в Афинах. Саксофонист с мировым
именем, один из лучших инструменталистов планеты, Игорь БУТМАН стал, пожалуй,
самым ожидаемым гостем нынешних "Дней джаза". По собственному признанию, впервые
он побывал в Архангельске в составе оркестра Олега Лундстрема, где был тогда
самым молодым музыкантом. Затем приезжал в рамках культурной программы фестиваля
"Созвездие", а на "Днях джаза-2004" Игорь Бутман впервые представил
архангельским слушателям свой биг-бенд.
- Игорь Михайлович, как вам нынешние "Дни Джаза"?
- Архангельский фестиваль, силами Фонда развития джаза, развивается, завоевывает
все больший авторитет, я знаю, что многие музыканты мечтают сюда попасть. И мне
известно, как тяжело сделать настоящий праздник, фестиваль высокого качества.
Музыка вообще должна быть высокого качества, должна нести какое-то послание -
только тогда воспитывается публика. Уровень "Дней джаза" растет: организация,
аппаратура - все очень здорово. Думаю, через какое-то время фестиваль станет
одним из лучших в стране.
- Менялось ли со временем ваше отношение к джазу? Ведь когда-то эта культура
была очень связана с "чуждой" идеологией, была чуть ли не подпольной. Сегодня же
это скорее часть стиля жизни новых буржуа:
- С того момента, как я полюбил джаз, с 15 лет, у меня никогда не менялось к
нему отношение. Оно лишь стало со временем еще более трепетным. Хочется играть
для всех людей! Я абсолютно не считаю, что это искусство для буржуа. Нынешние
буржуа еще 10-20 лет назад были либо студентами, либо партийными или
комсомольскими работниками, которые в принципе-то джаз поддерживали. Джаз всегда
был какой-то разменной монетой, хотя никогда по-настоящему не имел отношения к
политике: например, отношения с Америкой хорошие - джаз в фаворе. Потом эту
музыку пытались официально противопоставить року, и т.д. Да, это определенный
образ жизни, но откуда он взялся? От негритянских рабов, от бедноты Нью-Орлеана,
где смешались креолы, евреи, цыгане, ирландцы и другие нации. Так что джаз, как
и музыка вообще, не буржуазен по своей природе - да, его слушают богатые люди,
но сути искусства это не меняет. У джаза есть и несостоятельные поклонники.
- Многие сейчас к вам относятся все больше как к удачливому продюсеру, которому
удалось многого добиться, быть принятым в высоких сферах, нежели как собственно
музыканту. Вас это не пугает?
- Я не считаю, что это плохо! Например, Куинси Джонс - замечательный продюсер,
он до сих пор записывает замечательные пластинки, но он, например, продюсировал
Майкла Джексона, еще массу интересных людей. То, что меня принимали Клинтон,
Ельцин и Путин, это оценка, прежде всего, как я думаю, моего мастерства. Когда
мы оркестром Лундстрема выступали перед Клинтоном, он сказал: это самый старый
оркестр. А про меня - что это лучший в мире саксофонист. Люди, которые сегодня
пришли на этот концерт, пришли не на продюсера, а на музыканта. А те музыканты,
которые не умеют играть, пускай относятся ко мне как к продюсеру! Пожалуйста,
возьмите инструмент и выйдете со мной на джем-сейшн, я готов вызвать любого на
хороший творческий поединок!
- А что вам сегодня интереснее - заниматься музыкой, вашим "Ле Клубом" или чем-
то другим?
- Мне нравится заниматься всем: и музыкой, и клубом, и фестивалями, мы активно
ездим на гастроли. А еще совсем недавно мы с квартетом, например, записали
джазовые вариации музыки из русских мультфильмов.
- Мое личное знакомство с вашим творчеством началось с альбома группы "Аквариум"
"Радио Африка". Вы что-то можете вспомнить о времени вашего сотрудничества с
питерскими рок-музыкантами?
- На мою судьбу очень повлиял Сергей Курехин - мы много вместе музицировали,
разговаривали, спорили, он тогда был одним из духовных лидеров всей этой
тусовки, дружил и с Гребенщиковым, и с Цоем, и именно он привел меня тогда в
студию. Я был еще очень молодым человеком, увлекался роком, но никогда не хотел
играть его на саксофоне. Рок надо играть на гитаре - я, например, до сих пор
люблю Deep Purple! Записи с "Аквариумом" - альбомы "Табу" и "Радио Африка" -
вообще были моим первым опытом работы в студии, хотя я просто выполнял миссию
сессионного саксофониста. Сережа Курехин прыгал вокруг нас и радовался жизни,
Боря был спокойнее, мы пили много кофе - мне от него как-то даже стало плохо, -
и атмосфера вокруг была потрясающей.
- Как вы пришли к созданию биг-бенда? Чем вас заинтересовала эта музыкальная
форма?
- Я пришел к этому совершенно спокойно. Я долго общался с гениальным музыкантом
и аранжировщиком Виталием Долговым, мы начали думать о том, чтобы сделать биг-
бенд, который бы по понедельникам играл в "Ле Клубе". Я не пишу аранжировки сам
- их сделал Долгов, у нас с ним отличный альянс, я набрал очень хороших
музыкантов, сам стал лучше как саксофонист, играя в этом бенде. Для меня
показателем качества того, что мы делаем, является то, что наш биг-бенд поразил
самого Уинтона Марсалиса - причем мы существовали тогда только пятый месяц. Он
пригласил нас в Нью-Йорк, сделали отличный концерт, который получил отличную
прессу. В прошлом году мы открывали сезон в нью-йоркском "Линкольн-Центре" - это
тоже о чем-то говорит. Вообще, Марсалис - не только мой друг, но и мой кумир и в
плане музыки, и в бизнесе.
- А Государственную премию, полученную вами из рук президента Путина, можно
рассматривать как признание джаза в нашей стране на государственном уровне?
- Конечно, но Гаранян, например, получил эту премию за два года до меня. Думаю,
это просто оценка того, что я делаю - мы много выступали, много ездили по миру,
это невозможно не заметить. Опять же, в "Коммерсанте" написали, мол, Бутман
получил премию за продюсирование. Ребята, да вы только послушайте, как играет
наш оркестр!
- Кстати, как вам Билл Клинтон в качестве саксофониста?
- Для президента он играет нормально. Он знает несколько тем, он импровизирует,
но, конечно, он не профессиональный саксофонист - он, собственно, никогда и не
хотел им быть. Это все равно, что спрашивать, хороший ли дзюдоист Путин -
сейчас, кстати, уже пишут, что он мастер спорта международного класса, хотя еще
года три назад он был кандидатом в мастера. В любом случае замечательно, что
наши политические деятели, помимо болтовни, умеют что-то такое, что приближает
их к нам, простым людям, что-то человеческое.
- Общение с великими мира сего вам что-то дало?
- Конечно! Это дает позитивную энергию, с ними просто интересно находиться
рядом. Ведь то, что они занимают такие высокие места, означает, что в них есть
некие внутренние силы, это очень непростые люди. Хотя с тем же Клинтоном мы
разговаривали о саксофонных мудштуках и тростях - это было потрясающе. А с
Владимиром Владимировичем мы разговаривали просто о современной ситуации, хотя
были и смешные эпизоды. На одном приеме, например, когда мы все стояли в
очередь, чтобы сказать несколько слов президенту, один "балерун" подошел к нему
и говорит: Владимир Владимирович, вы забываете Мариинский театр! Он ему отвечает
недоуменно: да не забываю я театр! Нет, вы забываете! Да нет, вроде, не
забываю!.. В общем, подошел я, отодвинул его и сказал: "Товарищ, не отвлекайте
президента!" Вообще, мы с ним достаточно тепло общались, хотя интересно было бы
поговорить подольше, спросить, как, что, почему нельзя исправить некоторые вещи
в нашем обществе. Мы же все чего-то ждем от президента!
- А вот интересно, кстати, какую музыку президент Путин слушает дома, для души:
- Этого я, конечно, не знаю. Но то, что у него есть наши пластинки - в этом я
уверен!
(Репортаж с "Дней Джаза-2004" читайте на 21 стр.)
Справка "ВП":
Игорь Михайлович БУТМАН родился в Ленинграде 27 октября 1961 года. В 11 лет он
начал играть на кларнете в обычной питерской музыкальной школе, в 1981 году
окончил Ленинградское музыкальное училище имени Мусоргского (ученик Геннадия
Гольштейна). Затем играл на альт-саксофоне в ансамбле Давида Голощекина, в 1982-
1983 годах стал лидером саксофонной группы в оркестре Олега Лундстрема. В 1987
году учился в школе Беркли в Бостоне, где получил диплмы концертного
саксофониста и композитора. К концу 80-х Игорь Бутман считался лучшим тенор-
саксофонистом СССР. Его приглашали сыграть гастролирующие в России американские
супер-звезды джаза, такие, как Дейв Брубек, Чик Кориа, Пэт Гэри Бертон, Луис
Беллсон и Гровер Вашингтон, Джордж Бенсон, Рэй Чарльз, Уинтон Марсалис. В марте
1999 года Бутман организовал свой биг-бенд, в котором играют лучшие музыканты
России. Весной 2002 года Игорем Бутманом совместно с Ларисой Долиной была
создана концертная программа "Карнавал джаза", за которую Бутман получил
Государственную премию России. Сегодня Игорь Бутман еще и артистический
директор джазового клуба "Le Club", который американский журнал "Down Beat"
включил в число ста лучших джазовых клубов мира. Помимо музыки он ведет
телепрограмму "Джазофрения" на канале "Культура".
| |