Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Ведомости Поморья
29 сентября 2004 (37)
РАЗУМОВСКИЙ Ян

Школа не может существовать отдельно от общества

Лидия ЕЛЬКИНА, директор департамента образования, культуры и спорта мэрии Архангельска: Школа не может существовать отдельно от общества

1 сентября 2005 года все школы Архангельска начнут занятия по новому учебному плану. Это всего лишь один шаг в рамках модернизации системы российского образования. Школы меняются стремительно, реагируя на новые стандарты современного общества. О том, какие изменения уже есть, и что изменится в архангельских школах в самое ближайшее время корреспонденту "ВП" рассказала директор департамента образования, культуры и спорта мэрии Архангельска, заслуженный учитель РФ Лидия ЕЛЬКИНА.

- Лидия Васильевна, что подразумевает термин "модернизация образования"?

- Модернизация - это обновление. Говоря о модернизации образования, мы подразумеваем прежде всего создание механизма устойчивого развития системы образования в России. Есть и соответствующий приказ Министерства образования N393 от 11 февраля 2002 года: "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".

- Чем же вызвана необходимость модернизации?

- В первую очередь изменившимися условиями, новыми запросами общества, иной экономической ситуацией. Кроме того, роль образования определена задачами перехода к правовому демократическому государству. Школа всегда была, есть и будет в центре частной и общественной жизни. И конечно все социальные явления на школе отражаются как ни на каком другом общественном институте. Школа не может существовать отдельно от общества.

- Как любая концепция, модернизации образования должна включать определенные приоритеты:

- Они, безусловно, есть. Во-первых, в самой концепции одним из приоритетов названа воспитательная работа. С 1992 года задачи воспитания в российском законе "Об образовании" прописаны не были. Но школа не должна работать сама по себе и идти параллельно с семьей. Если мы хотим, чтобы восторжествовала нравственность, то она должна прививаться и культивироваться одновременно и в семье, и в школе.

Во-вторых, немалую роль в концепции занимает доступность и бесплатность образования. За последние три года, кстати, в городе сделано много для обеспечения именно доступности образования. Конечно это вариативность образования: у нас есть инновационные школы, гимназии, лицеи. Ведется углубленное преподавание предметов. Нельзя не упомянуть и о постоянно развивающемся коррекционном поле города. В Архангельске появились два новых коррекционных центра: Центр психолого-педагогической и коррекции, и Центр педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам. Третий год на базе этой школы N 5 работают классы для слабовидящих детей. Функционирует школа- интернат N1 для детей с патологией опорно-двигательного аппарата. Активно развивается школа интернат N3 - для слабослышащих глухих детей. 1 сентября открылся класс для детей с нарушением речи на базе школы N9. И, наконец, мы никуда не вывозим тубинфицированных детей и подростков. Для них - своя школа- интернат. Все это и есть обеспечение доступности образования.

Говоря о доступности образования нельзя так же не упомянуть систему обеспечения школ учебниками. Есть ведь семьи, которые не могут буквально всем обеспечить своего ребенка. Им надо помочь, что мы и делаем. Только к 1 сентября нынешнего учебного года за счет бюджета приобретено учебников на сумму 3 900 000 рублей.

- Как насчет бесплатности образования - насколько это актуально в современных рыночных условиях?

- Я считаю, что сегодня можно говорить и о бесплатности образования. Потому что родители не платят ни за коммунальные услуги, ни за труд учителей. Понятно, что школа нуждается в родительской поддержке, в сотрудничестве и внимании. Ведь финансирование образовательных учреждений нормативам не соответствует.

Еще один приоритет концепции - переход на профильное образование. Профиль предполагается на старшей ступени общего образования - это 10-11 классы. Цель - определенная специализация подготовки учащихся старших классов школы, ориентированная на индивидуализацию обучения. Сегодня в рамках Архангельска - это углубленное изучение отдельных предметов, создание условий для дифференциации обучения старшеклассников, равный доступ к получению образования всех категорий школьников.

Плановый переход на профильное образование начнется 1 сентября 2006 года при условии готовности образовательных учреждений. В рамках локального эксперимента подобные классы есть в 23 школах города.

- Какое внимание концепция модернизации уделяет здоровью школьника?

- На примере Архангельска отвечу - особое. Вся начальная школа перешла на программу четырехлетнего образования. Для первоклассников обязательна пятидневная учебная неделя. Серьезные изменения идут по линии организации питания детей. Кроме того, в школах введена должность заместителя директора по технике безопасности и здоровью.

- Модернизация подразумевает и техническое переоснащение?

- Безусловно. В этом году мы закупили большую партию школьной мебели. Если три года назад на мебель из городского бюджета выделялось 159 тысяч рублей, то сейчас только столы, парты и стулья мы закупили на 1,5 миллионов.

Можно гордиться, что все школьные библиотеки Архангельска обеспечены компьютерами. Это очень хорошее подспорье в образовательном процессе. Мы так же работаем над созданием единой электронной сети библиотек Правда, это тема будущего, но хочется надеяться, что недалекого.

За последние годы удалось приобрести новые автобусы для подвоза детей - их сегодня уже девять. Радует, что и администрация школ и родители стали по-другому относится к текущему ремонту. Учебные заведения у нас выглядят достаточно презентабельно. Совместными усилиями и департамента, и руководителей образовательных учреждений делается много для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно.

- Какую роль в концепции модернизации играет эксперимент по единому государственному экзамену?

- Многие, кстати, смотрят на тему модернизации образования сквозь призму единого государственного экзамена. На самом деле ЕГЭ - еще один приоритет концепции модернизации, который подразумевает объективность оценки ученика. К ЕГЭ можно относиться по-разному. Я думаю, что как норму жизни его станут воспринимать еще достаточно не скоро. Но все равно это движение вперед, стремление выработать единые подходы к оценке знаний учащихся. Теперь у нас есть реальная возможность совмещения государственной итоговой аттестации в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в вузах. Архангельские школьники весной 2005 года будут сдавать до 9 экзаменов в форме ЕГЭ.

- Насколько сильно в условиях модернизации изменяются учебный план и вообще сами стандарты образования?

- Новый базисный учебный план вступает в действие поэтапно с 1 сентября 2005 года. Он уже утвержден на уровне Министерства. Так же утверждены государственные стандарты, о которых идет так много полемики. Обновление есть и очень приличное. Например, в плане изучения иностранных языков подразумеваются абсолютно новые формы работы с детьми. Такие как: посещение дискотеки, клуба, кафе с обязательным общением на иностранном языке. Это необходимо еще и потому, что заметно укрепляются детские международные контакты.

В течение текущего учебного года наш информационно-методический центр будет работать со всеми учителями-предметниками. Нужно подготовить педагогов к требованиям новых стандартов.

- Как в Архангельске обстоят дела с педагогическими кадрами?

- Кадровая напряженность в Архангельске сходит на нет. Но это не должно нас расслаблять, ведь 28,9 % педагогов - люди в возрасте от 41 до 50 лет. Сегодня нельзя сказать, что молодежь не идет в школу. Только в нынешнем году в архангельские общеобразовательные учреждения пришли 72 молодых специалиста. Я думаю, их было бы еще больше, но в школах просто нет вакансий. В городе не хватает лишь учителей физкультуры и ОБЖ. (обеспечение безопасности жизнедеятельности). Сложно найти место в школе математику, укомплектованы образовательные учреждения учителями русского языка, литературы, иностранных языков.



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя