|
Ведомости Поморья
29 сентября 2004 (37)
МОЧАЛОВА Александра
Глянцевый обман
Этим письмам место в мусорном баке
В очередной раз обнаружила в почтовом ящике толстый конверт от компании "Пост-
шоп". На конверте загадочная надпись: "Конфиденциально. Официальное уведомление
о присуждении крупнейшего приза". Внутри- десять бумажек: конверт, чтобы
отправить свой ответ, различные постеры фирмы "Пост-шоп" и самое главное -
"Личная форма подтверждения на получение 500 тысяч рублей". Хорошая полиграфия,
куча цифр банковских счетов, печати, поздравления и подписи заморских глав
компании. Бонусы: подарки и еще деньги, 15 или 50 тысяч рублей. Фото прежних
счастливых победителей. Плюс "настоятельная рекомендация" не афишировать свой
выигрыш: "Такая сумма может породить немало зависти".
Условия получения приза несложные: ответить в течение 10 дней и заказать товар
из прилагающегося каталога. Предлагаются всевозможные "распрямители мозгов": от
пластыря стройности до пластыря от морщин, который якобы омолодит вас на 10 лет
за пару минут; от измерителя жира в организме до браслета, защищающего вашу
ауру. Цены небольшие: от 300 до 600 рублей.
Думаю, большинству из вас знакомы эти названия: "СпортАкадемТорг", "Клуб Почта
Русь", Клуб "XXI век", "Еврошоп", "Пост-шоп", "Riders Digest". Все мы там когда-
нибудь "выигрывали" миллионы. Предварительно, конечно, надо было заказать что-
нибудь из каталога: книги, бытовую технику, посуду:
Что касается "Пост-шопа", то интернет наводнен гневными письмами в его адрес.
Вот характерное:
"Я Ваш клиент с 1998 года. Бред, до сих пор не могу понять, каким образом Вам
удается меня так лохотронить? Ведь знаю, сто процентов знаю, что Вы обманываете,
и ловлюсь, снова посылая деньги и заказывая всякую белибердень. Вы же до сих пор
не выслали трижды мною заказанные предметы, а требуете еще заказать...", -
возмущается некая Фаина Лазарева.
Некоторым "везет" чуть больше: заказ все-таки приходит. Китайский ширпотреб
низкого качества. Продажи по почте - лучший способ сбыта некачественного товара.
- Такого рода мошенничество хорошо ложится на русское желание халявы, "авось".
Мы более спонтанны, чем многие народы, - считает руководитель психологической
службы Северного государственного медицинского университета Владимир Кузнецов. -
Плюс наше архетипическое стремление к избранности. Сильный довод "за": я ничего
не теряю. Потом мы получаем феномен мнимого обладания. Если приз - машина, то
человек в своей голове уже ездит в этой машине, все круто, ему завидуют. Если
это деньги - он уже расписал, на что их потратит. Особенно сильно это
проявляется у женщин. Расстаться с воображаемым обладанием сложнее, чем с чем-
то, что уже есть. Тем более, для начала с вас никто не требует больших сумм,
сценарий развивается пошагово. Все знают, что это обман, но логика в этот момент
отключается. Усилием воли ее надо включить. Самый действенный способ - задать
себе вопрос: "Кому это выгодно?"
Как такие компании уходят от своих обещаний? Путей много. Один из них приводит
Pravda.ru. Для получения выигрыша вам обычно присваивают "личный номер". И где-
нибудь мелко - приписка, которую никто не замечает: "Вы получите деньги, если
срочно пришлете в фирму "Пост-шоп" купон на подписку с вклеенным дубликатом
изображения штампа, который оставляет оттиск Вашего Личного номера". Даже если
кто-то поймет эту надпись, ваш личный номер и оттиск с печати, на которой он
набран, никогда не совпадут. Оттиск-то даст отраженную цифру. И вам это покажут,
если вы обратитесь за выигрышем.
Действуют и еще примитивнее. Несмотря на то, что крупно, ярко вы везде
величаетесь единственным победителем, где-нибудь мелко будет прописано: при
соблюдении всех условий вы считаетесь "победителем первого уровня". А этих
"уровней" может быть сколько угодно. Причем, условия каждого последующего будут
более жесткими. В конце концов, вы сами откажетесь продолжать.
Некоторые наивные жертвы обмана задаются вопросом: "Откуда они про меня знают?"
Основной путь, как считают эксперты, - ворованные базы данных правоохранительных
органов, например, ГИБДД или паспортной службы. Если вы хоть раз заказали по
почте грампластинку или книгу, вас навсегда имеют в виду. Третий вариант, как ни
странно - добровольная помощь ваших друзей и родственников. Многие фирмы просят
в своих рассылках указать адреса ваших лучших друзей, которых вы желали бы
"осчастливить" получением каталога.
Как можно наказать этих лохотронщиков? К сожалению, почти никак. Уж больно
грамотно составлены документы. Вы сами соглашаетесь на условия розыгрыша. В 1998
году комиссией Министерства по антимонопольной политике рассматривалось дело по
признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении компании "Еврошоп",
сообщает Pravda.ru. Компания обвинялась в рекламировании незарегистрированной
лотереи и злоупотреблении доверием граждан. МАП наложило на "Еврошоп" штраф в 83
тысячи рублей. Однако даже во время тяжбы фирма не прекратила своей работы.
| |