|
|
Ведомости Поморья
Русский Север - родина российского туризма В этом году туристическая сфера Архангельска отмечает 40-летие своего существования. В преддверии праздников корреспондент "ВП" встретился с настоящим ветераном северного туризма, экс-председателем Совета по туризму Архангельской области Сергеем СПИРИНЫМ. Оказывается, местный туризм существует уже третий век и начинался он с паломничества по святым местам. - Туризму нашей области уже третий век. Исследователь Борис Фадеев считает, что организованный туризм появился в 95-97 годах XIX века. В одном своем выступлении Фадеев заявил: туризм зародился на Русском Севере в виде паломничества по 33 церквям. Маршрут шел из Москвы и Петербурга через Ярославль, Сольвычегодск, Вологду, Архангельск и Соловки. Получается, что Русский Север - родина российского туризма. Мы, кстати, пытались в свое время этот путь повторить, но удалось только частично: от Вологды до Ярославля. - Северная энциклопедия утверждает, что в 20-30-е годы прошлого века наша молодежь увлекалась поездками по местам боев Гражданской войны, партизанских отрядов. Путешествовали, правда, тогда с другими целями и интересами. 1935 год - начало первых туристских организаций. Именно в этом году при школах Архангельска появились летние туристические базы. А в 1939 году была создана первая туристская организация области: станция юных туристов. Просуществовала она только до Великой Отечественной войны. После войны вновь возобновили работу по развитию туризма. - В то время туристов уже было достаточно много, и в первую очередь в Северодвинске. На Севмаше была создана секция, они стали делать серьезные многодневные походы. В 1952 году такая секция спортивного туризма появилась в Архангельском пединституте. В 1956 году появилась областная секция туризма - по нынешним понятиям это как федерация. В то же время в Архангельске прошел первый областной туристический слет. В 1965-м создан областной Совет по туризму. Чуть позже прибавилось "по туризму и экскурсиям". - При Совете сформировалось два хозяйства. Во-первых, это Соловецкая турбаза. На Соловках, прямо на территории Кремля, действовала своя маленькая спортивная база "Труд". С появлением Совета ее отдали в качестве приданого. Одновременно в Архангельске было создано экскурсионное бюро. Его цель: экскурсионное обслуживание людей, привлечение их к здоровому образу жизни. Чтобы не доводили себя до санатория. - Конечно, нет! Но тем не менее проводились слеты, учебные мероприятия. Вообще, туризм даже в те годы был достаточно доходным делом. Все доходы шли на полное развитие самих хозяйств. Мы на свои деньги строили турбазы и гостиницы. Думаю, это показательно. И опять парадокс: в туристической сфере было очень престижно работать, но малодоходно. Зарплаты низкие. - Главный интерес - это, конечно, Соловки. Туда приезжали те же москвичи и говорили: господи, к вам попасть - три года в очереди надо стоять. Такой был спрос. Можно было собрать весь советский пассажирский флот на линию Соловки- Архангельск. Архипелаг посещало около 20 тысяч человек в год. - Туристы со всей России с удовольствием ездили на маршруты с активным способом передвижения. Мы собирались в Малых Корелах, а оттуда - или байдарки, или ялы (десятиместная гребная шлюпка. - Г.Д.). На ялах плавали по Северной Двине, по Онеге, Ваймуге. На Сийских озерах в те времена был построен очень хороший летний приют. Зимой действовал маршрут "Северная тайга" - многокилометровый лыжный поход. Специально для него в лесах строились избы. Были группы, которые объехали весь Союз, прошли все маршруты и с удовольствием приезжали к нам. Такие команды, кстати, очень стимулировали наше развитие. Нам приходилось искать новые трассы, маршруты, строить новые избы, турбазы. Было много интересных маршрутов на турпоездах. - Представьте себе двенадцать купейных вагонов, три вагона-ресторана, администрация, туристы - и все это едет по стране. Я вообще никогда не любил на поезде ездить, но от поездки на туристическом поезде получил огромное удовольствие. Это совершенно другая атмосфера, другие ощущения! По сути, это настоящая гостиница на колесах. - Около 30 лет. Уже не молодежь, взрослые люди, и подавляющее большинство - научная элита, интеллигенция. - Всегда был. Но попасть они сюда практически не могли - закрытая пограничная зона, под боком Северодвинск со своими заводами. Как только границы открылись, мы начали развивать активные отношения с городами-побратимами - Слупском, Портлендом. Но есть и обратная тенденция - как только весь мир стал открытым, туристический поток со всех уголков России в Архангельск почти иссяк. Пик развития областного туризма пришелся на середину 80-х, а спад начался одновременно с перестройкой. - Я считаю, у нас огромные возможности. Есть множество нетронутых мест: Онежский, Каргопольский районы, Кенозерский национальный парк. Множество исторических и архитектурных памятников, масса красивейших рек и озер, культура, сувениры... Значит, и маршруты можно создать замечательные! Взять тот же сельский отдых. Такие организации в Архангельской области уже действуют, а начали мы сельский туризм еще в конце 80-х годов. Договорились с председателем колхоза деревни Патракеевка. Есть там полузаброшенная деревенька Куя. Из нее хотели сделать центр сельского туризма: уютные деревенские домики, пристань для байдарок и лодок, красивейшие места, гостеприимные северные хозяйки, коровы (чтобы молоко свежее давали). Помешала развитию та же перестройка. Все развалилось. Но для сельского туризма в нашей области есть все! Да еще и затраты на этот вид деятельности требуются минимальные. Потом, рыбалка и охота - очень перспективные отрасли. - Нас, как всегда, подводит инфраструктура. Нужны дороги, оборудование, гостиничные комплексы совершенно иного уровня. Требования возросли, и нужно им соответствовать. У нас есть все возможности развивать туризм - от паломничества и сельского отдыха до конгрессных туров. |
Ведомости Поморья: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |