Пресса Архангельской области
 


Ведомости Поморья
25 января 2006 (2)
КАНДЫБО Вера

Александр Качаев, заслуженный артист России: Люди соскучились по такому искусству

Для руководителя оркестра Государственного академического Северного русского народного хора Александра КАЧАЕВА 2006 год начался весьма приятно - 1 января он встретил в финском городе Рованиеми, где нашего земляка наградили медалью "За вклад в искусство Лапландии". 16 лет жизни архангелогородца и потомственного донского казака Качаева неразрывно связаны с Северным русским народным хором, где он не только "руководитель оркестра", но и "ведущий баян". А финская медаль не стала для музыканта первой наградой - с 1999 года Александр Качаев носит звание заслуженного артиста России.

Желание работать в народном хоре у Александра Качаева "возникло как-то естественно": с детства он играл на баяне. Окончил музыкальную школу, потом музыкальное училище, затем поступил в консерваторию.

- Учился на первом курсе, когда Брежнев издал указ, чтобы в армию забирали из высших учебных заведений, - рассказал Александр корреспонденту "ВП". - Два года отслужил в армии, потом вернулся и закончил консерваторию. В принципе, я сразу же хотел работать в подобном коллективе. Правда, в казачьем - я же казак донской, родился в Волгоградской области. Наверное, поэтому ближе было то искусство - казачьи песни, зажигательные танцы... После консерватории написал письмо в Кубанский казачий хор, но мне никто не ответил. Наверное, надо было туда ехать, добиваться: А со мной парень учился в консерватории - он был из Северодвинска, работал в "Сиверко" - на баяне играл. Вот он мне говорит: "Слушай, а давай напиши письмо - у нас есть Северный хор, я отвезу". Он отвез, и мне написали: приезжай. Я уже 16 лет здесь работаю, и мне нравится.

- А сейчас музыканты из других регионов приезжают работать в Северный хор?

- Сейчас из других регионов люди не приезжают. Архангельск считается провинцией, к тому же здесь особой перспективы для артистов нет. Проблема еще и в том, что своих талантливых музыкантов в городе тоже найти очень сложно. Конечно, Архангельск - это очень самобытный край и, наверное, здесь много сохранилось истинно фольклорного, народного, но, к сожалению, уже сейчас найти здесь истинных гармонистов очень сложно. И не только гармонистов, но и музыкантов вообще. Негативно сказывается и то, что в Архангельске нет высших музыкальных заведений, а из консерваторий сюда не едут. Не едут даже те, кто здесь закончил, допустим, училище и поступил в консерваторию: как правило, если они талантливы, они там и остаются. Раньше процентов тридцать артистов Северного хора (не только музыкантов, но и певцов, танцоров) набирали из разных регионов России.

- Что прельщало?

- Во-первых, подобных коллективов было немного - допустим, таких хоров, как наш, было по всей стране, если не ошибаюсь, всего двенадцать. Во-вторых, зарплата была на уровне. В-третьих привлекали заграничные командировки. Раньше ведь за границу выезжали только артисты, даже, наверное, чиновники не могли выехать - только если примазаться к какому-либо коллективу. Раньше планировали, что будет в следующем году - какие города, все выступления были по числам расписаны, все гораздо стабильнее было. Полгода хор точно находился на гастролях. А теперь придем на работу, а нам скажут - вот завтра выступаем там-то, надо играть то-то. Да и в финансовом плане тоже проблемы есть.

- Но за границу часто ездите?

- В принципе, не очень часто. В последнее время ездим в основном в Финляндию. Но финны очень практичны, и они стараются не брать большой состав. Поэтому выезжаем в основном маленькими группами.

- А как получилось, что вас наградили за вклад в искусство Лапландии?

- У Северного хора с финским ансамблем танца "Римппаремми" совместный проект начался с 2002 года. В принципе, мы уже где-то три проекта с ними сделали. Заключаются они в том, что финские и наши музыканты и танцоры разрабатывают общие концертные номера и выступают с ними. Финны очень трепетно относятся к подрастающему поколению. Например, у ансамбля "Римппаремми" есть серия концертов, с которыми они выступают в школах. Вообще, в состав этого финского ансамбля входит несколько групп: от шестилетних детей до профессиональных музыкантов. Они заботятся о преемственности поколений. К тому же население Рованиеми - примерно 40000 человек. И получается так, что руководитель ансамбля знаком практически с каждым жителем. Можно сказать, что творчество этого ансамбля охватывает всех горожан, жизнь каждого прямо или косвенно связана с "Римппаремми": кто сам танцевал, у кого дети занимаются... Финны очень бережно относятся к своей культуре. И вот они нас приглашают, чтоб показать своим детям, какая русская культура... Совместные концерты проходят в основном в Финляндии, хотя и в Архангельске были подобные выступления.

- Как успехи финских музыкантов в приобщении к нашей культуре?

- Конечно, для них это непросто. Если брать музыкальную сторону, у нас другая техника, слишком много вариаций - для них это сложновато, но они все-таки справляются. В любом случае, наши музыканты гораздо выше в профессиональном плане.

- Чем запомнились выступления в Финляндии?

- Говорят, что северные люди немножко замороженные в плане эмоций. Но, наверное, финны еще более сдержаны, чем мы: если они чуть-чуть похлопали, значит, это вообще большой фурор. А до 2002 года я работал еще и со шведами. К ним приезжаешь - даже удивляешься. Во-первых, у них больших залов вообще нет (наверное, потому что городки очень маленькие). И даже когда маленькие залы наполнены меньше половины, они восхищаются: столько много людей пришло! (Смеется). Где же там много? То ли дело у нас заполняемость!

- Где хор принимают лучше - за границей или на родине?

- Особенно хорошо принимают нас на фестивалях - аплодируют, и свистят, и ногами топают - бывает и такое. Допустим, во Францию ездили - люди на концерте чуть ли не плакали. Мы показывали "Северную свадьбу" - там есть сцена венчания, и хоровая группа очень красиво поет. Французы нашего языка не понимают, но, наверное, на эмоциональном уровне очень чутко почувствовали.

Мы и по Северо-Западу ездим - тоже очень хорошо принимают. Мне очень понравилось, когда в Пскове выступали - яблоки мешками несли, цветами засыпали. Просто, мне кажется, люди соскучились по такому искусству.

- Есть номер, который особенно вам дорог?

- Наверное, всегда дорого то, в создании чего ты участвовал изначально. Репертуар Северного хора очень большой и разнообразный. Исполняя его, мы, конечно, получаем большое удовольствие, но, понимаете, это все было создано до нас. А по-настоящему родным человек всегда считает то, что делалось с его участием, с его помощью, когда он соприкасался с процессом творчества. Например, я участвовал в создании рекрутской постановки: делал обработки, даже музыку писал - и поневоле мне кажется, что это что-то мое, родное, естественно, я отношусь к этому материалу более трепетно.

- Вы пишите песни?

- Да, пишу. Я очень много работаю с Аллой Сумароковой и, можно сказать, это ее заслуга, что я пишу песни. Она все время меня подталкивает, заставляет. Как ни удивительно, но самыми удачными были первые песни. Самая первая была написана на стихи Людмилы Дербиной, и символично то, что она называется "Милый Север". Мне нравится песня "Мама моя мамушка", может быть потому, что я очень тепло отношусь к своей маме.

Конечно, мои песни - это отклик на стихи, я не могу писать по заказу, хотя были и такие опыты, даже гимн одной организации написал.

- Может быть, вы еще и танцуете?

- Вопросы у вас интересные (смеется). Нет, я не танцую. Хотя: Сейчас само время требует того, чтобы мы меняли застойные привычки. Если раньше оркестр только играл, все делалось статично, то сейчас мы начинаем исполнять какие-то роли, придумывать типажи, приходится играть в спектаклях, естественно, музыкальных. Например, в "Русской свадьбе" я танцевал (если можно так сказать) - прыгал вместе с балетом, бегал с гармошкой, на ходу еще и играл. Но я тогда был помоложе - это было лет шесть назад.

Справка "ВП"

Днем рождения Государственного академического Северного русского народного хора считается 8 марта 1926 года. Именно в этот день в Великом Устюге состоялось первое выступление фольклорного ансамбля народных певиц, который организовала Антонина Колотилова.

С 1931 года история коллектива неразрывно связана с Архангельском.

Поначалу хор создавался как этнографический коллектив, но затем условия сценической жизни потребовали организационной и творческой перестройки: появилась танцевальная группа, баянисты.

В 1940 году хор был реорганизован в профессиональный государственный ансамбль Северной песни и пляски.

В 1952 году в составе хора была организована оркестровая группа.

В 1960 году Антонина Колотилова передала руководство коллективом Нине Мешко, которая и по сей день является руководителем Северного хора.

За высокое мастерство и чистоту стиля в 1976 году хору было присвоено почетное звание академического.

В 2006 году Государственный академический Северный русский народный хор отмечает свое 80-летие.

Блиц

- Любимый город?

- Архангельск.

- Где хотели бы побывать?

- В Японии.

- Любимый поэт?

- Рубцов.

- Любимая песня?

- Сложно сказать. Народные.

- Главный конкурент Северного хора?

- Никто не сможет петь так, как Северный хор!

- Женщина должна быть:

- Даже не знаю. Наверное, дипломатичной.

- Чай, кофе, что-нибудь покрепче?

- Кофе пью каждый день.

- Счастье - это?

- Душевное спокойствие.

КАНДЫБО Вера, ГОЛЕНИЩЕВ Алексей (фото)



Ведомости Поморья:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя