

 |
Ведомости Поморья
25 января 2006 (2)
КАНДЫБО Вера
Александр Качаев, заслуженный артист России: Люди соскучились по такому искусству
Для руководителя оркестра Государственного академического Северного русского
народного хора Александра КАЧАЕВА 2006 год начался весьма приятно - 1 января он
встретил в финском городе Рованиеми, где нашего земляка наградили медалью "За
вклад в искусство Лапландии". 16 лет жизни архангелогородца и потомственного
донского казака Качаева неразрывно связаны с Северным русским народным хором,
где он не только "руководитель оркестра", но и "ведущий баян". А финская медаль
не стала для музыканта первой наградой - с 1999 года Александр Качаев носит
звание заслуженного артиста России.
Желание работать в народном хоре у Александра Качаева "возникло как-то
естественно": с детства он играл на баяне. Окончил музыкальную школу, потом
музыкальное училище, затем поступил в консерваторию.
- Учился на первом курсе, когда Брежнев издал указ, чтобы в армию забирали из
высших учебных заведений, - рассказал Александр корреспонденту "ВП". - Два года
отслужил в армии, потом вернулся и закончил консерваторию. В принципе, я сразу
же хотел работать в подобном коллективе. Правда, в казачьем - я же казак
донской, родился в Волгоградской области. Наверное, поэтому ближе было то
искусство - казачьи песни, зажигательные танцы... После консерватории написал
письмо в Кубанский казачий хор, но мне никто не ответил. Наверное, надо было
туда ехать, добиваться: А со мной парень учился в консерватории - он был из
Северодвинска, работал в "Сиверко" - на баяне играл. Вот он мне говорит:
"Слушай, а давай напиши письмо - у нас есть Северный хор, я отвезу". Он отвез, и
мне написали: приезжай. Я уже 16 лет здесь работаю, и мне нравится.
- А сейчас музыканты из других регионов приезжают работать в Северный хор?
- Сейчас из других регионов люди не приезжают. Архангельск считается провинцией,
к тому же здесь особой перспективы для артистов нет. Проблема еще и в том, что
своих талантливых музыкантов в городе тоже найти очень сложно. Конечно,
Архангельск - это очень самобытный край и, наверное, здесь много сохранилось
истинно фольклорного, народного, но, к сожалению, уже сейчас найти здесь
истинных гармонистов очень сложно. И не только гармонистов, но и музыкантов
вообще. Негативно сказывается и то, что в Архангельске нет высших музыкальных
заведений, а из консерваторий сюда не едут. Не едут даже те, кто здесь закончил,
допустим, училище и поступил в консерваторию: как правило, если они талантливы,
они там и остаются. Раньше процентов тридцать артистов Северного хора (не только
музыкантов, но и певцов, танцоров) набирали из разных регионов России.
- Что прельщало?
- Во-первых, подобных коллективов было немного - допустим, таких хоров, как наш,
было по всей стране, если не ошибаюсь, всего двенадцать. Во-вторых, зарплата
была на уровне. В-третьих привлекали заграничные командировки. Раньше ведь за
границу выезжали только артисты, даже, наверное, чиновники не могли выехать -
только если примазаться к какому-либо коллективу. Раньше планировали, что будет
в следующем году - какие города, все выступления были по числам расписаны, все
гораздо стабильнее было. Полгода хор точно находился на гастролях. А теперь
придем на работу, а нам скажут - вот завтра выступаем там-то, надо играть то-то.
Да и в финансовом плане тоже проблемы есть.
- Но за границу часто ездите?
- В принципе, не очень часто. В последнее время ездим в основном в Финляндию. Но
финны очень практичны, и они стараются не брать большой состав. Поэтому выезжаем
в основном маленькими группами.
- А как получилось, что вас наградили за вклад в искусство Лапландии?
- У Северного хора с финским ансамблем танца "Римппаремми" совместный проект
начался с 2002 года. В принципе, мы уже где-то три проекта с ними сделали.
Заключаются они в том, что финские и наши музыканты и танцоры разрабатывают
общие концертные номера и выступают с ними. Финны очень трепетно относятся к
подрастающему поколению. Например, у ансамбля "Римппаремми" есть серия
концертов, с которыми они выступают в школах. Вообще, в состав этого финского
ансамбля входит несколько групп: от шестилетних детей до профессиональных
музыкантов. Они заботятся о преемственности поколений. К тому же население
Рованиеми - примерно 40000 человек. И получается так, что руководитель ансамбля
знаком практически с каждым жителем. Можно сказать, что творчество этого
ансамбля охватывает всех горожан, жизнь каждого прямо или косвенно связана с
"Римппаремми": кто сам танцевал, у кого дети занимаются... Финны очень бережно
относятся к своей культуре. И вот они нас приглашают, чтоб показать своим детям,
какая русская культура... Совместные концерты проходят в основном в Финляндии,
хотя и в Архангельске были подобные выступления.
- Как успехи финских музыкантов в приобщении к нашей культуре?
- Конечно, для них это непросто. Если брать музыкальную сторону, у нас другая
техника, слишком много вариаций - для них это сложновато, но они все-таки
справляются. В любом случае, наши музыканты гораздо выше в профессиональном
плане.
- Чем запомнились выступления в Финляндии?
- Говорят, что северные люди немножко замороженные в плане эмоций. Но, наверное,
финны еще более сдержаны, чем мы: если они чуть-чуть похлопали, значит, это
вообще большой фурор. А до 2002 года я работал еще и со шведами. К ним
приезжаешь - даже удивляешься. Во-первых, у них больших залов вообще нет
(наверное, потому что городки очень маленькие). И даже когда маленькие залы
наполнены меньше половины, они восхищаются: столько много людей пришло!
(Смеется). Где же там много? То ли дело у нас заполняемость!
- Где хор принимают лучше - за границей или на родине?
- Особенно хорошо принимают нас на фестивалях - аплодируют, и свистят, и ногами
топают - бывает и такое. Допустим, во Францию ездили - люди на концерте чуть ли
не плакали. Мы показывали "Северную свадьбу" - там есть сцена венчания, и
хоровая группа очень красиво поет. Французы нашего языка не понимают, но,
наверное, на эмоциональном уровне очень чутко почувствовали.
Мы и по Северо-Западу ездим - тоже очень хорошо принимают. Мне очень
понравилось, когда в Пскове выступали - яблоки мешками несли, цветами засыпали.
Просто, мне кажется, люди соскучились по такому искусству.
- Есть номер, который особенно вам дорог?
- Наверное, всегда дорого то, в создании чего ты участвовал изначально.
Репертуар Северного хора очень большой и разнообразный. Исполняя его, мы,
конечно, получаем большое удовольствие, но, понимаете, это все было создано до
нас. А по-настоящему родным человек всегда считает то, что делалось с его
участием, с его помощью, когда он соприкасался с процессом творчества. Например,
я участвовал в создании рекрутской постановки: делал обработки, даже музыку
писал - и поневоле мне кажется, что это что-то мое, родное, естественно, я
отношусь к этому материалу более трепетно.
- Вы пишите песни?
- Да, пишу. Я очень много работаю с Аллой Сумароковой и, можно сказать, это ее
заслуга, что я пишу песни. Она все время меня подталкивает, заставляет. Как ни
удивительно, но самыми удачными были первые песни. Самая первая была написана на
стихи Людмилы Дербиной, и символично то, что она называется "Милый Север". Мне
нравится песня "Мама моя мамушка", может быть потому, что я очень тепло отношусь
к своей маме.
Конечно, мои песни - это отклик на стихи, я не могу писать по заказу, хотя были
и такие опыты, даже гимн одной организации написал.
- Может быть, вы еще и танцуете?
- Вопросы у вас интересные (смеется). Нет, я не танцую. Хотя: Сейчас само время
требует того, чтобы мы меняли застойные привычки. Если раньше оркестр только
играл, все делалось статично, то сейчас мы начинаем исполнять какие-то роли,
придумывать типажи, приходится играть в спектаклях, естественно, музыкальных.
Например, в "Русской свадьбе" я танцевал (если можно так сказать) - прыгал
вместе с балетом, бегал с гармошкой, на ходу еще и играл. Но я тогда был
помоложе - это было лет шесть назад.
Справка "ВП"
Днем рождения Государственного академического Северного русского народного хора
считается 8 марта 1926 года. Именно в этот день в Великом Устюге состоялось
первое выступление фольклорного ансамбля народных певиц, который организовала
Антонина Колотилова.
С 1931 года история коллектива неразрывно связана с Архангельском.
Поначалу хор создавался как этнографический коллектив, но затем условия
сценической жизни потребовали организационной и творческой перестройки:
появилась танцевальная группа, баянисты.
В 1940 году хор был реорганизован в профессиональный государственный ансамбль
Северной песни и пляски.
В 1952 году в составе хора была организована оркестровая группа.
В 1960 году Антонина Колотилова передала руководство коллективом Нине Мешко,
которая и по сей день является руководителем Северного хора.
За высокое мастерство и чистоту стиля в 1976 году хору было присвоено почетное
звание академического.
В 2006 году Государственный академический Северный русский народный хор отмечает
свое 80-летие.
Блиц
- Любимый город?
- Архангельск.
- Где хотели бы побывать?
- В Японии.
- Любимый поэт?
- Рубцов.
- Любимая песня?
- Сложно сказать. Народные.
- Главный конкурент Северного хора?
- Никто не сможет петь так, как Северный хор!
- Женщина должна быть:
- Даже не знаю. Наверное, дипломатичной.
- Чай, кофе, что-нибудь покрепче?
- Кофе пью каждый день.
- Счастье - это?
- Душевное спокойствие.
КАНДЫБО Вера, ГОЛЕНИЩЕВ Алексей (фото)
|  |