|
Вельск-инфо
18 июня 2003 (25)
Инф.
О гербе города Вельска
Автор вельского герба - А.А. Волков
В сборнике материалов конференции "Геральдика": 10 лет восстановления
Геральдической службы России" (СПб., 2002) Заслуженный художник Российской
Федерации и заслуженный член Всероссийского Геральдического общества М. К.
Шелковенко в своем докладе "О некоторых особенностях знакового обозначения
административно-территориальной принадлежности в российских городских гербах"
пишет: "Для всех привычным делом стали ссылки на книгу П. П. фон Виклера "Гербы
городов, губерний и посадов Российской империи", опубликованную в 1900 г., для
которой он использовал копии рисунков из ПСЗ (Полного Собрания Законов
Российской империи - О.С.), опубликованных в 1843 г. И многие привычно ссылаются
на Винклева как на первоисточник, содержащий точные изображения и точные
сведения о гербах (одно можно сказать определенно: он добросовестно скопировал
даже ошибки, содержащиеся в Приложении к ПСЗ)". По словам М. К. Шелковенко, надо
с большой осторожностью относиться к опубликованным Винклером гравюрам и
особенно к сопровождающим их описаниям и датам. Далее автор доклада "О некоторых
особенностях знакового обозначения административно-территориальной
принадлежности в российских городских гербах" М. К. Шелковенко пишет, что герб
города Вельска Вологодской губернии датирован у Винклера 20 октября 1760 годом,
в то время как все гербы Вологодской губернии были утверждены 2 октября 1781 (?)
года.
Здесь мы хотим поправить М. К. Шелковенко и сделать уточнение. Известно, что с
открытием 6 августа 1780 года Вологодского наместничества Вельский посад был
переименован в город Вельск, а гербы Вологодского наместничества согласно XX
тому Полного Собрания Законов Российской империи были Высочайше утверждены
Указом N 15.069 - 2 октября 1780 (!) года с резолюцией Екатерины II на сенатском
докладе "Быть по сему". Все гербы Вологодского наместничества были сочинены, а
"кои уже были прежде" переработаны герольдместейром Статским Советником
А.А.Волковым.
Ошибка художника Гесса
Третьим в докладе Сената "О гербах городам Вологодского наместничества", - после
гербов Вологды и Тотьмы, значится герб города Вельска. Какие же идеи были
приняты Волковым при составлении первого вельского герба? Ответ мы, в частности,
найдем в его описании, приведенным в ПСЗ: "Дегтем наполненная бочка в золотом
поле, в знак того, что обыватели того города оным производят знатный торг". В
верхней части вельского герба был помещен наместнический герб. В ней в червленом
(красном - О. С.) поле помещалась "часть из герба Вологодского Наместничества;
выходящая из облака рука (десница - О.С.), держащая золотую державу с серебряным
мечом" (рис. 1). Далее в докладе Сената сказано: "Сие внесено и во все гербы, в
первую часть щита принадлежащие Вологодскому Наместничеству". Это значит, что
первая часть щита не являлась собственным гербом города Вельска и принадлежала
наместничеству. Таким образом, она лишь обозначала административно-
территориальную принадлежность и соподчиненность города. При переходе города и в
состав другого наместничества, высочайшим указом менялась верхняя часть герба. В
начале XIX века к наместническому гербу в верхней части уездного герба не
придавалось иного значения, кроме как к условному знаку административной
подчиненности.
Особое внимание следует обратить на то, как изображают наместнический герб. Если
внимательно прочитать его описание, то мы заметим, что цвет одеяния (рукава - О.
С.) в описании наместнического герба не указан, и его изображают голубым или
синим, а меч описан серебряным без указания на цвет рукоятки меча и эфеса).
В действительности, если обратиться к рисункам вологодских гербов в ПСЗ, то мы
увидим, что цвет одеяния не обозначен специальной (геральдической) штриховкой, а
меч изображен без эфеса. Следует заметить, что в геральдике признаком меча
является длина его лезвия, а также прямая перекладина - эфес, отделяющая лезвие
от рукоятки.
При знакомстве с первоисточниками, хранящимися в Российском Государственном
Историческом Архиве (РГИА) Санкт-Петербурга, выяснилось, что цвет одеяния
вначале был зеленым, а затем стал бирюзовым (возможно, при перерисовках цвет
одеяния восприняли за голубой цвет). К тому же, меч имел - золотой эфес ! (рис.
2). Таким образом, в использованные прежде изображения наместнического герба еще
в 1843 г. закралось несколько грубых ошибок, появившихся при создании рисунков
городских гербов Вологодского наместничества для Приложения к ПСЗ. Рисовавший
герб города Вельска художник К. Неs (Гессъ, Геесъ?) изобразил одеяние без
геральдической штриховки, а меч - без эфеса. Эти ошибки в 1900 г. повторил в
своей книге П. П. фон Винклев, а за ним и все последующие издания. К тому же, в
указе Екатерины II об этих деталях вообще нет ни слова, как не говорится и о
цвете бочки (возможно, подразумевалось, что она натурального цвета).
Несостоявшаяся реформа: смолокуренная печь вместо бочки
Возвращаясь вновь к наместнической части герба города Вельска, стоит обратить
внимание на следующий факт. Утвердившаяся при Екатерине II двухчастная фирма
городского герба подвергалась в то время постоянной критике знатоков
геральдической науки как неправильная и не отражающая принципа городского
самоуправления. Следует сказать, что в европейской геральдике верхняя часть, но
меньшего размера, занимаеая 1/3 щита, называется термином "глава". Такая часть с
эмблемой наместнического герба является допустимой.
В начале 50-х гг. XIX века Николай I для того, чтобы привести все российские
городские гербы в соответствие с общепринятыми европейскими нормами геральдики и
выработать для России геральдический кодекс, привлек из Швейцарии иностранного
специалиста по нумизматике и геральдике Бернгарда (Бориса Васильевича) Кене
(Koehne, Kohne) на роль "Главного геральдика-преобразователя". Уже при
Александре II, 23 июня 1856 года на него возложили "пересмотреть все губернские
и прочие местные гербы и представить проектные рисунки тем из них, кои по
неправильности их составления требуют исправления или изменения" (РГИА, Ф. 1343,
оп. 15, д. 122, л. 3). К чести своей, барон Б. В. Кене (1817-1866) справился с
этой задачей и разработал общие правила российской геральдики, которые были
утверждены Александром II Высочайшим указом 4/16 июля 1857 года (ПСЗРИ, т.
XXXII, N 32037, С. 580-581). В соответствии с установленными правилами, из всех
городских гербов предписывалось изъять верхние наместнические части; изображение
городской эмблемы в нижней части щита распространить на весь гербовый щит, а
принадлежность города к той или иной губернии обозначать в особом прямоугольнике
- "вольной части", в верхнем углу щита, свободном от изображений. В "вольной
части" надлежало помещать изображение герба губернии, которое автоматически
заменялось при переходе города в состав другой губернии или области.
Для того чтобы ввести в городской герб "вольную часть" с гербом губернии или
области, необходимо было в начале разработать и узаконить гербы всех российских
губерний и областей, которым отводилось обязательное место в "вольной части"
городского герба. Для этого в 1858 году руководителю Гербового отделения Б. В.
Кене было "поручено дальнейшее изготовление городских гербов оставить впредь до
особого разрешения" (РГИА ф. 1343, сп. 15, д. 122, л. 2). Гербовое отделение в
составе трех человек под руководством Б. В. Кене незамедлительно приступило к
пересмотру существующих городских гербов. Уже 31 октября 1858 года был
разработан проект герба Вологодской губернии с Высочайше утвержденными в 1857 г.
украшениями (РГИА, ф. 1343, оп. 15, д. 145, л. 3, 4, 56), который значительно
позднее при Александре III (в 1878 г.) получил Высочайшее утверждение (ПСЗРИ, т.
LIII, N 58684, л. 27).
В 1859 году согласно Высочайше утвержденным правилам для Вологодской губернии
Коллежский советник Б. В. Кене разработал проекты городских гербов, и исполнил
их художник Гербового отделения А. Федеев. Кене изменил герб уездного города
Вельска и предложил взамен старой эмблемы - бочки, изобразить "золотую для
делания смолы печь". Описание проекта нового герба уездного города Вельска от 22
сентября 1859 года гласило: "В червленом поле золотая для делания смолы печь, с
тремя золотыми же пламенями, выходящими из печи. В вольной части герб
Вологодской губернии. Щит увенчан серебряною башенною короною о трех зубцах. За
щитом два накрест положенные золотые молотка, соединенные (красной - О. С.)
Александровскою лентою..." (рис. 3). Изменения коснулись и многих других гербов
вологодских городов. Так, например, Кене изменил старый герб города Грязовца, в
гербе которого изображена "машина, употребляемая для крашения полотен". В
записке Управляющего Гербовым отделением от 15 сентября 1859 года, Б. В. Кене
писал: "как таковая фигура находится в числе геральдических, то Управляющий...
полагает изобразить в гербе сем золотой столб между двух серебряных Византийских
монет в означении промысла сего города" (РГИА. ф. 1343, оп. 15, д. 145, л. 24-
а).
Олег СВИРИДЕНКО
| |