Вельск-инфо
16 июня 2004 (30)
Игорь ЗВЯГИН
Корабельные мастера
Сотни лет кузнецы и литейщики жили здесь со времен Петра I - знаменитые
корабельщики, соломбальские мастера.
М.Скороходов
В январе 1733 года в Соломбалу был назначен корабельным мастером Ричард Козенц,
известный по строительству 70-пушечных кораблей в Воронеже и Таврове, 66- и 90-
пушечных кораблей в Петербурге. Он заложил два 54-пушечных корабля "Северная
звезда" и "Город Архангельск". Летом 1735 года оба корабля были спущены на воду.
Были заложены новые корабли.
А на смену Ричарду Козенцу пришли его ученики - корабельные мастера Василий
Иванович Батаков и Потап Гаврилович Качалов.
В 1783 году впервые был заложен на стапелях Соломбальской судоверфи 74-пушечный
корабль "Ярослав". Это событие открыло новый этап в Соломбальском
кораблестроении, связанный с деятельностью мастеров Михаила Дмитриевича Портнова
и Андрея Михайловича Курочкина.
За постройку 74-пушечного корабля "Сильный" он был награжден бриллиантовым
перстнем. Им были построены линейные корабли "Орел", " Не тронь меня", "Сисой
Великий", "Иезекииль", "Азов", фрегаты "Диана", "Быстрый", "Крейсер" - всего 87
кораблей.
В августе 1825 года лоцман Пустошный провел первое испытание парового судна,
построенного мастером Курочкиным А.М.
Много сделали для парусного флота честные, энергичные, прекрасно знающие
корабельное дело ученики Курочкина А.М. Василий Артемьевич Ершов и Федор
Тимофеевич Затуляев.
Владимир Артемьевич Ершов - практик-строитель - построил 15 линейных кораблей, 7
фрегатов, 5 транспортов. Принимал участие в постройке линейного корабля "Азов".
Загуляев Ф. Г. корабельному делу отдал 54 года жизни. Построил 61 корабль. Ему
принадлежит несколько нововведений в конструкции кораблей.
В апреле 1848 года, при незначительном уровне воды, он спустил на воду 74-
пушечный корабль "Память Азова". Спусковые полозья отделились, как только
корабль сошел на воду. Уже через час корабль был под кранами для установки мачт.
Ранее для этого требовались даже несколько дней.
Судостроительное предприятие того времени, называвшееся "Архангельское
Адмиралтейство", включало в свой состав: водяную пильную мельницу в Ширше,
якорный завод, литейную мастерскую, токарню и несколько кузниц.
В устье речки Курьи был смонтирован деревянный корабельный кран, с помощью
которого устанавливали мачты. На берегу Соломбалки были расположены канатные
заводы, отчего эта часть корабельной стороны называлась Прядильным островом.
Были возведены эллинги и сухой док (длиной 31,32 метра и шириной 9,72 метра).
В мае 1826 года в Соломбале был спущен на воду линейный корабль "Азов",
прославившийся в Наваринском сражении. В достройке и вооружении корабля
принимали участие капитан I ранга Михаил Петрович Лазарев и Павел Степанович
Нахимов.
"С пяти часов утра до девяти часов вечера бывал на работе, - писал П.С. Нахимов
своему другу, - после должен был идти отдать отчет обо всем капитану, откуда
возвращался не ранее 11 часов, часто кидался в платье на постель и просыпал до
следующего утра. Таким образом протекал почти каждый день, не включая
праздников".
Игорь ЗВЯГИН, председатель клуба военных моряков, г. Вельск
|