

 |
Вельск-инфо
20 апреля 2005 (16)
Виталий СТРУГОВЕЦ
122-й закон отменил призыв в армию
С 1 апреля начинается призыв в Вооруженные силы. Но проводить его, как удалось
выяснить "РК", по большому счету, некому. Хотя на самом деле исполнителей полно:
после указа президента поставят задачи руководителям силовых ведомств, военным
комиссарам всех уровней... И пошло-поехало. Но призыв, как известно, начинается
с призывной комиссии. Таковых, в соответствии с базовым в данной сфере законом
"О воинской обязанности и военной службе", - две. Районная комиссия и призывная
комиссия субъекта Федерации. Основная нагрузка в обеспечении исполнения
гражданами "священной обязанности", ложится, понятно, на первую. Так вот именно
ее - районную комиссию - и некому создавать. А виноват в создавшейся ситуации
все тот же пресловутый 122-й закон, более известный как закон о монетизации
льгот.
Поясним, до принятия 122-го закона призывные комиссии всех уровней создавались
решением глав соответствующих администраций. Они же были ответственными и за
проведение призыва. То есть именно на глав администраций районов и субъектов
Федерации возлагалась обязанность обеспечить призывные комиссии всем
необходимым: транспортом, помещением, специалистами и т.д. 122-й закон, проведя
разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами местного
самоуправления, проведение призыва на военную службу отнес, конечно, к
федеральному уровню. И внес соответствующие изменения в действующее
законодательство. При этом из правового поля полностью выпали районные призывные
комиссии. Вернее, сам факт их создания. Действующая с 1 января редакция закона
"О воинской обязанности и военной службе" определяет, что призывные комиссии
субъекта Федерации создаются "решением главы органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации". Относительно же районных комиссий - пропуск.
Фиксируется лишь, что возглавить их должен руководитель органа местного
самоуправления. А создать?
"На сегодняшний день, если следовать букве закона, действительно, никто не
вправе создать районную призывную комиссию", - подтвердил "РК" парадоксальность
сложившейся ситуации председатель подкомитета по вопросам воинской обязанности и
военной службы Комитета ГД по обороне генерал-майор Николай Безбородов.
"Утверждение кем бы то ни было персональных составов районных призывных комиссий
по существу оказалось невозможным, - продолжает депутат. - Поэтому и
деятельность любой районной призывной комиссии, персональный состав которой
утвержден лицом, не имеющим на это соответствующих полномочий - а их
законодательно сегодня не имеет никто - на грани легитимности".
Но ладно бы речь шла только о создании районной призывной комиссии, как таковой.
В думском комитете по обороне считают, что 122-й закон разрушил всю систему
проведения призыва. Ранее, повторимся, обеспечение проведения призыва
возлагалось на глав исполнительной власти. Сегодня этим должны заниматься
военные комиссары. Уточним, именно военком должен обеспечить привлечение к
работе комиссии необходимых специалистов - от медиков до психологов и
сотрудников милиции, договариваться о предоставлении транспорта, помещений, об
организации питания, наконец. Да, бюджет-2005 выделил военкомам на эти цели
существенные суммы - порядка 4 млрд. рублей. Однако, по оценке минобороновских
финансистов, этих денег на проведение двух призывных компаний - весенней и
осенней - явно не достаточно. "Подводный камень" еще и в том, сообщили "РК"
минобороновские источники, что военкоматы все затраты на проведение призывной
компании должны вести "в пределах фактической стоимости". Но, скажите, какая
автоколонна предоставит машины "по фактической стоимости"? Ведь у транспортных
компаний вполне объяснимые задачи - получить от этого дела прибыль. Ждать
расчета долго никто не собирается. А кроме этого, потребуется на контрактной
основе, а не по распоряжению главы местной исполнительной власти, как раньше, -
решать вопросы с медиками, психологами, сотрудниками милиции...
"Мы поднимали эти вопросы во время обсуждения в Госдуме 122-го закона. Однако
позиция комитета по обороне не была принята во внимание", - сообщил "РК" генерал
Николай Безбородов. В принципе и для Минобороны эти проблемы оказались не
новостью. "Аналогичная ситуация у нас сложилась и с работой районных приписных
комиссий, которые действуют с января по март", - сообщили "РК" в военном
ведомстве. Впрочем, в МО России считают, что весенний призыв "может пройти на
автомате, по устоявшимся правилам", а вот с осенним стоит ждать серьезных
проблем.
Словом, монетезация льгот отрицательно повлияла еще и на призыв. "Для
исправления сложившейся ситуации в комитете по обороне уже разработан и внесен в
Госдуму соответствующий законопроект. К сожалению, нам не удалось его принять до
начала весеннего призыва", - признался "РК" депутат Николай Безбородов.
Виталий СТРУГОВЕЦ, "Русский курьер", 31 марта
|  |