Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
25 января 2006 (4)
Наталья РЕПИНА

Форштадтские зарисовки

Памяти незабвенной Юлии Михайловны Ипатовой-Миничевой посвящается:

(Продолжение. Начало в "В-И" N 50, 51 за 2005 год)

Рождество

Михайло Архипович перед Сочельником обрядил лошадь и поехал в лес за елкой. Выбрав самую пушистую и высокую ель, вырубил ее и положил в сани. Потом, отойдя в сторону, вырубил еще одну маленькую елочку своим ребятишкам. Выкурил самокрутку и двинулся в город.

Осматривать лесную красавицу высыпала вся большая семья Генейдов. Хозяин велел отнести елку в залу, установить и нарядить ее. А господа с детьми отправились на вечернюю службу в церковь.

Юлечка вышла из людской и подошла к большому окну господского дома. Прилипнув лбом к стеклу, она даже в темноте смогла разглядеть новогоднюю гостью. Развесив пушистые ветви, елка была необыкновенно хороша, и напоминала сказочное дерево. На мгновенье Юлечке показалось, что елка кланяется ей, нарочито демонстрируя свои разноцветные гирлянды и игрушки: Но тут подошла Апроксинья Родионовна и позвала ее домой.

- Юлечка, пойдем. Отец нам тоже елку привез, станем ее украшать.

Юлечка с неохотой оторвалась от окна и побежала за матерью. Они быстро шли мимо тесно сдвинутых домов по узким улочкам города. По обеим сторонам улицы стояли трактиры, чайные и различные лавки. На вывесках были нарисованы огромные булки и калачи, кружки с пивом или дымящиеся щи. Из больших господских домов лился яркий свет. По вымощенной булыжником мостовой пробегали ломовые сани, на пролетках быстро проезжали господа. Экипажи с трудом разъезжались на узкой мостовой, и грубые возницы нещадно лупили своих взмыленных лошадей. Вот уже Апроксинья Родионовна с Юлечкой дошли до чайной, которая располагалась напротив базарной площади (теперь павильон рынка). Перед чайной стояло много свободных пролеток, и лошади, засунув морду в торбы, жевали овес, дожидаясь очередного путника. Воробьи целыми стаями прыгали у них под ногами и клевали рассыпанный овес. Апроксинья Родионовна и Юлечка вошли в чайную. Здесь горели лампы, потому что окна задернули темными занавесками. Было сильно накурено. Повсюду за столами сидели извозчики - огромные краснорожие мужики в синих сборчатых поддевках, а то и в тулупах. Они уписывали щи, пили чай с бубликами и шаньгами, засунув свои огромные рукавицы и шапки за пазуху. В углу на деревянном помосте сидел слепой большеротый парень и играл на гармонике. Апроксинья Родионовна с Юлечкой с минуту смотрели на него, на то, как он растягивает гармонику, одновременно раскачиваясь на стуле. Держась за руки, мать и дочь подошли к стойке, за которой стоял толстый рябой старик в ситцевой рубахе в горошек. Стойка была завалена шаньгами, рыбниками, пирогами с черникой, брусникой, с требухой, с яйцами, с луком. Там стояли блюда с киселем: овсяным, клюквенным, черничным. Брусника: моченая и пареная, блюда с пряниками, леденцами, изюмом, тут же кувшины с медом и деревенским пивом. Здесь же была рыба: сушеная, вареная, вяленая и соленая. Мясо в разнообразии. Соленые огурчики и квашеная капуста.

- Иван Петрович, нет ли моего благоверного здесь? - робко обратилась Апроксинья Родионовна к хозяину заведения.

- Ушел, еще давеча ушел - ответил Иван Петрович

- Благодарствую. С праздником, с рождеством Христовым Вас!

С этими словами мать и дочь двинулись к выходу. "Идем скорее", - тянула Апроксинья Родионовна Юлечку.

На улице падал снег. Пушистые белые снежинки ложились на землю, на дома, на прохожих.

- Это хорошо, когда снег густо на Сочельник идет. Богатый год будет, - рассуждала вслух Апроксинья Родионовна.

Придя домой и не застав мужа, она собрала детей, и все вместе они отправились на вечернюю службу.

Вернувшись из церкви, Апроксинья Родионовна сначала затопила печь, а потом допоздна управляла по хозяйству и стряпала еду. Утром вся семья уселась завтракать пирогом, состоявшим из трех слоев каши, мяса и творога, а сверху пареной брусники. И шаньги у матери получились праздничные: пышные, вкусные - из пшеничной муки высшего сорта. Дети дули на горячий чай и пили его из блюдечек, помаленьку откусывая сахар."Юлечка, - обратилась Апроксинья Родионовна к дочери, - вечор барыня пригласила тебя на Рождество. Кухарка Матрена испекла такой большущий крендель, что он еле уместился в печи. А на сладкое у господ приготовлено мороженое - самое вкусное мороженое на свете с орехами, клубникой и апельсиновыми корочками".

Счастливая Юлечка принялась собираться на праздник Рождества. Уж очень хотелось попробовать необыкновенного мороженого, да и на настоящей елке она еще не была ни разу.

- Подумаешь, елка, - говорил Паша Маняше и Любочке, - ну и пусть Юлька идет на праздник свои крендели трескать, а мы устроим воробьиные похороны. Верно, Маняша? - Маленькие Маняша и Любочка закивали белокурыми головками.

- Давай, не обижайтесь на сестру. Ее господа любят, потому и пригласили. А вам я сейчас сахарных петушков дам - успокаивала детей Апроксинья Родионовна.

- Мама, а что я подарю господам? - спросила Юлечка. Все придут с подарками, а я? Может мне подарить им свою шелковую коробочку?

У Юлечки ничего красивее, чем эта коробочка, не было. Ее подарила ей соседка Генейдов - чиновница. Как-то раз у чиновницы сбежал белый ангорский кот. Всей округой искали его трое суток по всем дворам. А Юлечка его нашла совершенно случайно. Развешивая с матерью белье на чердаке, она увидела кота, который пулей выскочил из-за печной трубы, весь черный от сажи. Юлечка поймала его и отнесла хозяйке, а в награду получила красную коробку. Красивая вещица была обтянута шелком, по углам висели кисточки, а на крышке топорщился лиловый бант. Когда-то в этой коробке было дорогое печенье. И сладкие крошки за-стряли в уголках и в дырочках бумажной кружевной салфетки. Крошки Юлечка вытрясла на ладошку и съела, а в коробочке стала хранить все свои богатства: белую фарфоровую баночку из-под мази, пустой флакон, синее стеклышко, большую черную пуговицу и несколько кружевных платочков.

- Нет, Юлечка, пустые коробки не дарят - возразила Апроксинья Родионовна.

- А если с кисточками?

- Все равно не стоит.

- А как же тогда я без подарка пойду, - сокрушалась девочка, - а вдруг Генейдиха рассердится?

- Ничего не рассердится. Давай, собирайся, тебя там ждать не будут.

Мать одела девочке длинное темное платье, перешитое из старого господского, подаренное Апроксинье за хорошую службу. Юлечка натянула теплые черные чулки, что привез с ярмарки отец, и начала шнуровать высокие башмаки, недовольно ворча, когда не сразу попадала в дырочки.

Когда Юлечка была готова, Апроксинья Родионовна, посмотрев на дочь, одобрительно сказала: "Одета, как дай Бог всякому. Смотри, веди себя как воспитанная. За столом не жадничай и ни с кем не дерись".

(Потом много-много лет спустя, отправляя нас с сестрой и братом в гости, Юлечка напутствовала так же: "Ведите себя как воспитанные".)

Юлечка бежала на праздник со всех ног, не замечая прохожих. Скорей, скорее бы на праздник! Скорее бы увидеть красавицу елку. Ей казалось, что сама она сегодня необыкновенно нарядная и красивая, а оттого ей очень хотелось, чтобы все радовались Рождеству вместе с ней.

Приблизившись к дому Генейдов, мать одернула дочку и та чинно, "как воспитанная", поднялась вслед за ней по широкой лестнице. Сняв с Юлечки пальтишко и платок, поправила сбившиеся волосы и воротничок платья.

- Оставайся с Богом. Вечером за тобой зайду.

В это время из дверей вы-шла Юлечка Большая. Поздоровавшись с Апроксиньей Родионовной, взяла тезку за руку и повела в большую залу. Дети уже собрались и сидели вдоль стены, с интересом разглядывая друг друга. Тут были дети господ Генейдов, Неклюдовых, Соболевых, Макаровских, Леонтьевских. Все были празднично одеты: в кружевах, бризжечках, бантиках. А у одной девочки было целых шесть голубых бантов: один шикарный - на голове, два поменьше - на плечиках, большой - на поясе и два малюсеньких - на лаковых туфельках. Юлечка оробела от такой красоты. У нее не было ни одного банта, и только сейчас она заметила, что башмаки у нее, хоть и начищены, но слишком велики и грубо сшиты, а платье гораздо длиннее, чем у всех девочек. Оглядываясь по сторонам, она искала исчезнувшую куда-то Юлечку Большую и, не найдя, скромно присела в уголке между волосатой пальмой и большущей чайной розой.

Из столовой вышла шумная толпа малышей и гувернанток.

- Дети, - сказала дама с розой в прическе, - сейчас мы будем водить хоровод. Вставайте вокруг елки и беритесь за руки.

Юлечка Большая села за рояль и стала играть. Все дети радостно захлопали в ладоши и начали вставать в круг. Вместе со всеми вышла и Юлечка.

Потом снова вышла та же дама и объявила, что сейчас каждый может прочитать стихо-творение. Все снова захлопали в ладоши. Первой на середину зала вышла маленькая девочка и, теребя кушак своего платья, пролепетала себе под нос что-то о небесном ангеле, который летел по небу и пел тихую песню. Потом один за другим стали выходить другие дети. Все читали быстро и очень неразборчиво. Один мальчик, выйдя в центр, сначала долго молчал и отворачивался, а гости хлопали в ладоши и кричали:

- Ну, давай, Гога! Ну!!!

Наконец, Гога решился и, быстро пробубнив что-то про Рождество и елку, стремглав бросился на свое место.

- Дети, давайте играть в фанты, - распорядилась дама с розой.

Гости расселись на стульях. Юлечка Большая, на правах хозяйки, подошла к Гоге:

- Барыня прислала сто рублей. Черного и белого не покупайте. О желтом даже не вспоминайте, "Да" и "нет" не говорите. Головою не мотайте, что хотите, покупайте. Смеяться тоже нельзя - выпалила она скороговоркой.

Гога запыхтел от удовольствия, что его спросили первым.

- Какого цвета у Вас носки?

- Зеленые.

- Не врите, они у Вас белые!

- Юлечка, что у Вас за выражения!? - воскликнула дама с розой.

- Гы-ы, - засмеялся Гога.

- Ага, попался! С тебя штраф - радостно закричала Юлечка.

Гоге пришлось вытащить из кармана перочинный ножик и отдать его Юлечке. Обойдя так человек десять, Юлечка Большая сложила все фанты в вазу, а потом стала вытаскивать по одному и спрашивать: "Что делать этому фанту?" Дама с розой завязала себе глаза шелковым шарфом, уселась в кресло и стала назначать фантам задание.

- Этому фанту проскакать три раза на одной ножке вокруг рояля.

- Этому спеть песенку.

- Этому станцевать польку и т.д.

Закончив с заданиями, дети принялись играть в "Золотые ворота", в "Быстрый скок", в "Мыши и кот" и другие игры:

Наконец, всех пригласили к праздничному столу. Уставленный огромными тарелками с пирогами и пирожными, он казался сказочным. В центре красовался огромный крендель, вазы просто ломились от козуль, орехов, конфет и других сладостей. В больших мисках стояла белоснежная кутья. На Сочельник хозяин дома всегда бросал горсть кутьи в потолок. Сколько зернышек долетит до потолка - столько и будет богатства этому хозяину в новом году.

Юлечке Маленькой досталась сахарная фигурка оленя, которая была так хороша, что девочка боялась ее даже попробовать. Потом подали мороженое: Такой вкуснятины Юлечка еще никогда не ела!

А когда дети расходились по домам, каждому дали подарок в холщовом мешочке с цветными ленточками. Юлечка тоже получила мешочек с красно-зеленым шнурком:

Засыпая, Юлечка вспоминала красавицу елку. А ночью ей приснился чудесный сон: будто она танцует в красивом атласном платье с бантиками, а на ногах ее - розовые лаковые туфельки. А рядом с ней кружатся ее сестры: Оленька, Маняша и Любочка. А Паша в шерстяной синей матроске, размахивает саблей из настоящего белого сахара! И даже елка кружится и покачивает ветвями в такт музыке:.

Наталья РЕПИНА (МАКАРЬИНА)



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя