|
Вельск-инфо
11 октября 2006 (46)
Любовь Кошелева
Портрет в домашнем интерьере
Когда я сама была школьницей, не только я, а все мое поколение очень уважительно
и настолько трепетно возвышенно относилась к учителю, что считали его святым
человеком: мудрым и знающим, терпеливым и добрым, строгим , но справедливым.
Казалось, что наши учителя необыкновенные, не едят и не пьют, питаются святым
духом и живут какой-то своей особенной жизнью, непохожей на нашу. Когда однажды
пришла на дом к своей учительнице (впервые), была смущена тем, что она дома в
халатике и в тапочках. Это открытие приблизило ко мне учительницу, сделало ее
земным обычным человеком, и от этого она стала мне роднее, проще и доступнее. Мы
с ней изредка, но переписываемся до сих пор, обмениваемся поздравительными
открытками. Возраст. Сдают глаза даже в очках. Но ни одно мое письмо не оставила
без ответа. Спасибо ей.
Вот и сейчас, готовя эту зарисовку, мне захотелось побывать дома у своей
героини, в окружающей ее обстановке, в кругу семьи, там, где она готовится к
урокам, вынашивает новые идеи, строит планы на будущее. И я напросилась в гости
на правах нашего длительного знакомства и взаимной симпатии друг к другу. Может
это и мелочи, но железная дверь подъезда с кодовым замком была настежь
распахнута, радушно приглашая войти. В тот самый момент, когда я хотела нажать
кнопку звонка, из квартиры, нужной мне, вышел сам хозяин и любезно пригласил
войти в дом, сам же, уже одетый, заспешил куда-то по своим делам. Может и не
нарочно, но два часа нашей беседы с хозяйкой прошли на одном дыхании, и никто
не помешал, ни разу не отвлек. А сама хозяйка, Сухопарова Римма Ивановна,
встретив меня в прихожей, повела сразу же знакомиться с домом. Первое
впечатление - обилие света. Второе - удивление (сразу же в гостиной красовался
на видном месте велотренажер).
Спальня обдала свежестью голубизны, девичья светелка, что одной, что другой
дочери - солнечной бархатистостью, а кухня нежной алостью цветущего шиповника.
Четыре комнаты, четыре гаммы и все в нежно-светлых тонах. По обстановке, по
мягким игрушкам, что обжились в каждой комнате, по цветам на подоконнике
чувствовалось царствие женской души. Каждая вещь в любой из комнат любовно и
бережно хранила прикосновение женских рук, их тепло и заботу. Иначе и быть не
могло. В доме три женщины, три грации, три пары умелых и заботливых рук: Риммы
Ивановны и ее двух дочек - школьниц Ирины и Оксаны, почти совсем уже взрослых.
Ознакомившись с интерьером, присели к столику в одной из комнат. Я было хотела
достать блокнот и ручку, но с первой же фразы разговор перешел в непринужденную
беседу с взаимным интересом друг к другу. Непонятно, кто у кого брал интервью.
Записывать что-либо было бы нелепо. Поэтому и рассказ мой о Римме Ивановне
построен, в основном, на своих личных впечатлениях от нашей беседы и ее
характеристики, что любезно предоставили мне в школе.
Ответ на первый вопрос "Почему стала учительницей?" был в какой-то степени
ожидаем.
Кем же еще могла стать тихая скромная сельская девушка, которая не сводила
больших светлых глаз со своей первой учительницы, ловила каждое ее слово и
движение. Нравилось в ней все, как говорила, смеялась, как писала мелом на
доске, ставила отметки в тетрадях. Нравилось ей ходить в школу, и сама школа,
маленькая двухкомплектная, где на двух колонках в одном классе сидят и
первоклашки, и третьеклассники, тоже нравилась. И даже то, что школа находилась
в семи километрах от дома и ей приходилось жить в интернате, не омрачало радости
учения. На мой вопрос: "Не обижали"? - с удивлением в голосе ответила: "Нет. Что
вы! Жили одной дружной семьей. У первоклашек тут же были старшие братья и
сестры, из одной деревни ребята, почти родственники, да и жестокости такой в то
время не было, о которой сейчас часто слышим по телевидению. Наоборот, старшие
заботились о младших, помогали и в быту, и в приготовлении уроков".
В семье их было 4 девочки, две из них стали учительницами начальных классов.
Путь к мастерству был долгим и нелегким, и усложняла его, пожалуй, сама Римма
Ивановна, своей излишней самокритичностью, неуверенностью в своих силах, каким-
то паническим страхом перед ответственностью за умы и души детей. Познавая свою
будущую профессию в теории и на практике, еще в Устюгском педучилище
засомневалась в себе как в педагоге: "Столько надо знать и уметь! Смогу ли я
научить? Справлюсь ли?" И сомнение в себе было настолько сильным, что, приехав
по распределению в дальнее село, попросила не свой класс, как учительница, а
место воспитателя в интернате. Но, видимо, предначертано было свыше стать Римме
Ивановне именно учительницей и именно у малышей. Всегда находились люди,
помогавшие ей найти и открыть себя как педагога, потихоньку подталкивали и вели
вперед к цели, в любой школе, где довелось ей поработать. Поступила на заочное
отделение в пединститут им. Ушинского в г. Ярославле. Там познакомилась со своим
будущим супругом.
Первый год совместной жизни жили порознь. Не хотелось бросать свой класс
(выпускной) посреди учебного года. Поэтому чаще навещал свою половинку в Котласе
Анатолий Константинович. А потом уже "ниточка за иголочкой" перебралась в Кулой.
Рождение дочек - тоже важный этап в жизни.
И не заметила, как сама стала наставницей, опытным педагогом, мастером своего
дела. За 25 лет научилась проводить уроки на высоком научном и методическом
уровне, активно участвовать в организации методической работы в школе:
методических неделях, выставках, конкурсах методических разработок. Почему
именно за 25 лет? Ведь это стаж ее работы. А опыт пришел гораздо раньше, если 8
лет уже руководит Методическим объединением учителей начальных классов, 9 лет
уже работает по творческой программе "Родничок", разработанной ею на основе
использования национально-регионального компонента в учебно-воспитательном
процессе. Стала Римма Ивановна за это время лауреатом районного конкурса
"Учитель года-2000", она победитель в номинации "Опыт и мастерство". Она призер
районного конкурса методических разработок. Творческая комплексная программа
"Родничок" утверждена отделом учебных заведений Северной железной дороги (1995
г.). Выступила с защитой этой программы (1996 г.) на семинаре учителей начальных
классов школ Северной железной дороги.
Читая ее характеристику, слушая ее эмоциональный рассказ о своей работе, листая
прекрасно оформленные альбомы, как-то и не поверилось мне, когда она вдруг
вскользь, будто удивляясь самой себе, вдруг обронила: "А ведь я совсем хотела
уйти из этой профессии на механический завод кем угодно, даже не особо
представляя себе, а что я буду там делать? Ведь ничего я не умею. Но с надеждой
на то, что чему-то научат. И ведь вовсе не потому, что эта профессия не
понравилась, а все от мучительного сомнения в своих силах".
И когда я спросила, какие качества, на ее усмотрение, должны быть главными в
человеке, чтобы он состоялся как педагог, она, даже не задумываясь особо, сразу
ответила: "Прежде всего любовь к детям, умение понимать их, быть добрым, и,
конечно же, много знать, читать, самой развиваться как личности".
Вот поэтому на ее уроках работают все, и всем интересно, и сильным, и слабым
ученикам. Каждому даст задания по силам, поставит проблему, но и покажет пути ее
решения, даст возможность самостоятельно справиться с задачей. Отсюда уважение и
любовь к учительнице, к предмету, к самому процессу обучения, к знаниям, к
школе. А ребята и их родители действительно очень уважают и любят свою
учительницу. Первоклашки, по заявлению мам, хотят учиться именно у нее.
Успеваемость в классах Риммы Ивановны - 100%, а качество знаний - 55%. Это
высокий показатель. И квалификационная категория у нее тоже высшая. Она с
радостью делится своим опытом, своими находками и открытиями, методическими
навыками и педагогическими хитростями со своими коллегами. Дети и их родители -
единый сплоченный коллектив, что помогает в формировании сознательной
дисциплины, в решении возникающих проблем, проведении различных праздников,
конкурсов, походов. Многие ребята в классе ведут личные дневники. Но ни-кто без
разрешения в них не заглядывает. В дневниках дети делятся мыслями, чувствами,
впечатлениями, учатся анализировать поступки, делать выводы. Ее ученики
оформляют альбомы со своим "родословным древом" с фотографиями, рисунками,
схемами.
Разглядывая фотографии ее учеников, сделанные на праздниках, уроках, в походах,
заметила общее выражение столь разных детских лиц. Все лица дышали покоем и
уверенностью. Чувствовалось, что им очень хорошо и спокойно с Риммой Ивановной.
Наверное, это самая лучшая из всех заслуженных ею наград.
На мой вопрос, что хотелось бы изменить в современной школе, от чего отказаться,
Римма Ивановна, как и многие мои бывшие коллеги, ответила: "Слишком много
бумажной работы, всякой отчетности, порой надуманной и ненужной, которая реально
работу учителя не отражает".
В какой-то степени тяготит сбор денег на содержание школы, обязательная
посещаемость детей на дому, обязательная отчетность в этом. Не очень приятная
миссия - быть незваным гостем. Радует, что в школу вернулась пятидневка. Еще
один день для семьи - просто подарок.
Хотелось, чтобы учебники были хорошие, стабильные, как раньше, когда издавало
"Просвещение".Учебник был помощником не только ученику, но и молодому неопытному
учителю.
Зря отказались от октябрят, пионеров, комсомольцев. Надо было как-то перестроить
работу, видоизменить, переименовать, но не отказываться. Эти организации
сплачивали ребят, объединяли, воспитывали. Не нужно было отказываться и от
школьной формы. Она подтягивала ребят, украшала, но не делила на богатых и
бедных.
О многом мы переговорили с Риммой Ивановной за чашкой чая, нашлось много общего,
вместе удивлялись, какие теперь другие дети, как надо успевать в ногу со
временем.
С детей разговор перешел на мужей. И столько благодарных слов я услышала от
Риммы Ивановны в адрес ее мужа Анатолия Константиновича! Какой заботой и
вниманием он окружил своих трех женщин в доме. Все сделано для облегчения быта
милых женщин, чтобы им было удобно и уютно. Римма Ивановна говорит, что с годами
их отношения стали мудрее, они стали бережнее, теплее и нежнее относиться друг к
другу.
Оказывается, Анатолий Константинович умеет прекрасно готовить, красиво оформить
приготовленные блюда, сервировать стол. Он умеет во всех мелочах дарить радость
и покой, тепло и уют. В этом и есть женское счастье: крепкий тыл и надежное
плечо, рачительный хозяин и любящий муж, нежный друг и заботливый отец, добрый
и чуткий, понимающий и берегущий.
И цветет нежным румянцем лицо моей собеседницы, плещется из глаз ласковое сияние
радости.
А вы знаете, что означает ее имя? Римма - красивая, румяная, яблоко. По всему
видно: золотое, волшебное яблочко досталось Анатолию Константиновичу. И пусть
радует его эта находка своими красками души и светом, молодит и вдохновляет на
новые рыцарские подвиги ради нее одной, единственной, любимой и неповторимой.
Счастья вам!
| |