Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
3 ноября 2006 (53)
Сергей Малов

Сведения о бюджете должны публиковаться немедленно

В большинстве муниципальных образований Вельского района в штате отсутствуют юристы

Прошел календарный год после проведения прошлой осенью выборов в органы местного самоуправления, на которых были избраны (хоть и не всенародно, с заведомо низким порогом явки избирателей) главы и депутаты муниципальных образований первого уровня власти - самые близкие к народу. Сегодня мы продолжаем серию публикаций о путях и вехах, а также "подводных" камнях этого закона и затронем тему соблюдения законности в поселениях. Наш сегодняшний собеседник - Наталья Владимировна Максимова, старший помощник прокурора Вельского района, курирующая это направление в прокуратуре района.

- Наталья Владимировна, как идет реформа местного самоуправления, если рассматривать ее в правовом поле?

- Действительно, реформа местного самоуправления осуществляется методом проб и ошибок. Основные нарушения при принятии правовых актов органами местного самоуправления происходят по причине незнания представителями исполнительной и представительной ветвей власти действующего законодательства Российской Федерации и неумения применять данные нормы на практике. Судите сами, на сегодняшний день только несколько муниципальных образований имеют в своем штате юристов, в основном к ним относятся крупные муниципальные образования - МО "Вельский муниципальный район", МО "Вельское", МО "Муравьевское", МО "Кулойское". В большинстве сель-ских муниципальных образований данные специалисты отсутствуют, что косвенно и является причиной издания правовых актов, противоречащих действующему федеральному законодательству.

В соответствии со ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" одним из предметов надзора прокуратуры является надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления.

При осуществлении данного надзора за 9 месяцев 2006 года прокуратурой района было выявлено 68 противоречащих закону правовых актов органов местного самоуправления, на которые прокурором были принесены протесты. Большинство муниципальных образований приняли с нарушением действующего законодательства Положение об административной комиссии, Положение о муниципальном долге, Положение о самообложении граждан.

Также прокуратурой Архангельской области в августе 2006 года были оспорены в судебном порядке Уставы 13 муниципальных образований Вельского района в части установления размеров арендной платы и полномочий представительного органа по расходной части бюджета. Требования прокуратуры были удовлетворены, Уставы приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

- Муниципальные правовые акты, как мне известно, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

- Действительно, в соответствии со ст.15 Конституции РФ, ст.47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в порядке, определенном Уставом муниципального образования. Следовательно, правовой акт, устанавливающий в отношении гражданина какую-либо обязанность или наделяющий его каким-либо правом, считается не вступившим в законную силу и не подлежит применению до его опубликования (обнародования) в установленном порядке. В частности, в силу закона правовые акты, устанавливающие новые виды, размеры и порядок уплаты налогов и сборов вступают в силу только с момента опубликования. Также статьей 36 Бюджетного кодекса РФ за-креплен принцип гласности, согласно которому подлежат обязательному опубликованию в открытой печати утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении, полнота предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов местного самоуправления. Кроме этого, Бюджетный кодекс предусматривает, что решение о бюджете подлежит немедленному опубликованию в средствах массовой информации. В связи с несоблюдением органами исполнительной власти сроков опубликования принятого решения о бюджете на 2006 год, прокурором района в адрес 5 глав муниципальных образований были внесены представления об устранении нарушений закона. Также подлежат официальному опубликованию сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Но в большинстве муниципальных образований этого не происходит. В основном, главы муниципальных образований ссылаются на отсутствие в бюджетах средств на данные цели. По причине нехватки бюджетных средств не исправило ситуацию и наделение федеральным законом N131-ФЗ от 06.10.2003 года муниципальных образований правом учреждать печатные средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Для того чтобы сельские муниципальные образования могли не опубликовывать в средствах массовой информации, а обнародовать правовые акты на стендах в специально отведенных для этого местах, необходимо вносить соответствующие изменения в Уставы поселений. Прокуратура района в текущем году неоднократно принимала меры прокурорского реагирования в отношении администрации МО "Вельский муниципальный район" по факту неопубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, в частности, решения "О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов учреждений, финансируемых из местного бюджета, работающих и проживающих в сельской местности и рабочем поселке Кулой в МО "Вельский муниципальный район", "Положения о порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих администрации МО "Вельский муниципальный район", "Положения о денежном содержании муниципальных служащих МО "Вельский муниципальный район".

- В каком нормативном правовом акте прокуратурой района в этом году было выявлено больше всего положений, противоречащих действующему федеральному законодательству?

- К такому правовому акту можно отнести Положение "О самообложении граждан", принятое муниципальными образованиями в соответствии со ст. 56 Закона N131. Прокурором района в 2006 году было принесено 12 протестов на решения представительных органов городского и сельских поселений, утвердивших данный нормативно-правовой акт. В частности, в нарушение закона Положениями о самообложении граждан были утверждены примерные перечни мероприятий, на которые могут расходоваться средства самообложения, несмотря на то что вопросы введения и использования разовых платежей граждан должны решаться на местном референдуме (сходе граждан). Таким образом, утверждая примерный перечень мероприятий, на которые могут расходоваться средства самообложения граждан, глава администрации органа местного самоуправления превысил свои полномочия.

Также в указанных Положениях было установлено, что платежи по самообложению, не внесенные в установленный срок, взыскиваются администрацией муниципального образования в порядке, установленном федеральным законодательством для взыскания не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей. При издании данного правового акта представительным органом местного самоуправления не было учтено, что согласно статье 56 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ, средства самообложения граждан не являются налогом или сбором, а являются добровольными разовыми платежами граждан. Местными налогами и сборами признаются, согласно п.4 ст.12 Налогового кодекса РФ, налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Таким образом, администрация муниципальных образований не наделена полномочиями по принудительному взысканию средств самообложения граждан, поскольку по своей сути эти платежи должны вноситься гражданами соответствующего поселения только на добровольной основе.

Кроме этого, в данных Положениях было закреплено, что решение администрации муниципального образования по взысканию средств самообложения может быть обжаловано в десятидневный срок в Совет депутатов, решение которого является окончательным. В названной части правовой акт также являлся незаконным, так как указанные положения в части ограничения права на обжалование только в представительный орган местного самоуправления нарушают право граждан на обращение в суд, гарантированное Конституцией РФ и действующим федеральным законодательством РФ.

На сегодняшний день большинство протестов рассмотрены и удовлетворены, Положения "О самообложении граждан" приведены в соответствие с действующим законодательством.

- Какие полномочия, переданные на муниципальные образования, чаще всего исполняются не должным образом?

- В основном эти полномочия связаны с обеспечением населения услугами по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Много нареканий к исполнению главами поселений полномочий по содержанию и ремонту дорог общего пользования. В четвертом квартале 2006 года запланированы проведение проверок состояния дорог в г. Вельске, пос. Кулой и других населенных пунктах района. В текущем году по результатам совместных проверок с ГИБДД ОВД Вельского района, администрацией МО "Вельский муниципальный район" главы МО "Вельское" В.Г.Шерягин и МО "Кулойское" М.А.Межуев привлечены к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ "Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог" и им назначены наказания в виде штрафа.



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя