Вельск-инфо
22 февраля 2006 (8)
Виктор ЕРГИН
Повысятся ли тарифы в Вельском районе?
15 февраля 2006 года в департаменте информации и общественных связей
администрации области состоялась пресс-конференция на тему "О предельных
индексах максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги
коммунального комплекса". В пресс-конференции приняли участие директор
департамента по тарифам Владимир Блинов и его заместитель Валерий Хвостов.
Общение с журналистами традиционно уложилось в один час.
Инфляция и тарифы
Как известно, в прошлом году инфляция составила больший процент, чем ожидалось.
Об этом говорил и Президент, общаясь с журналистами. Очевидно, борьба с
инфляцией будет главной политической задачей на 2006 год.
Ну, действительно, всё вроде бы в стране хорошо, денег "девать некуда", долги
отдаём раньше срока, а вот с инфляцией до сих пор справиться не можем. А ведь
это вопрос и нашего с вами кошелька, уважаемые читатели. Цены должны расти не
произвольно, а в разумных экономически обоснованных пределах. Вот об этих
пределах и шла речь на пресс-конференции.
Блинов: "Наша с вами встреча вызвана следующими факторами. В конце 2005 года на
федеральном уровне был принят ряд законодательных актов в сфере регулирования
тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Как показал экономический анализ,
основной причиной инфляции в 2005 году явились тарифы на жилищно-коммунальные
услуги в Российской Федерации. И чтобы ограничить рост этих инфляционных
процессов, Правительство РФ, Министерство экономического развития, Федеральная
служба по тарифам приняли решение об оптимизации тарифов на 2006 год. Всё это
сделано в рамках законодательного поля".
Предельные индексы для всех регионов установила Федеральная служба по тарифам.
Они предусматривают:
- предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги
организаций коммунального комплекса (водоснабжение, водоотведение, вывоз твёрдых
бытовых отходов);
- предельный максимальный уровень роста тарифов на тепловую энергию (за
исключением так называемой "комбинированной выработки" электрической и тепловой
энергии);
- предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и
предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Итак, давайте посмотрим, насколько больше мы будем платить за услуги ЖКХ в 2006
году. При этом участники пресс-конференции обращали внимание на то, что эти
индексы являются предельно максимальными. То есть выше этого нельзя, ниже -
можно.
Жилье
Начнём с последнего - как отмечалось на пресс-конференции, самого важного и
сложного момента. Индекс для Архангельской области установлен по оплате жилья -
129%. По коммунальным услугам - 120%. То есть плата за жильё не должна превысить
прошлогоднюю более чем на 29%. Плата за коммунальные услуги не должна превысить
прошлогоднюю (2005 год) более чем на 20%. При этом было отмечено на пресс-
конференции, что суммарный платёж граждан за жилое помещение и за коммунальные
услуги не должен превысить в 2006 году 120%. То есть:
плата за жильё + коммунальные услуги (декабрь 2005) 100%
плата за жильё + коммунальные услуги (декабрь 2006) 120%
10 февраля прошла коллегия департамента по тарифам, после чего департамент
выпустил своё постановление, согласно которому:
1. Все муниципальные образования должны привести свои тарифы в соответствие с
предъявляемыми требованиями (в течение месяца).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления привести их в такое
соответствие, чтобы суммарный платёж граждан за жильё и коммунальные услуги не
превышал 120%.
В этом же постановлении департамент установил в заданных рамках предельные
индексы для каждого МО.
"Вельск-инфо": "Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с ростом тарифов в
Вельском районе в 2006 году".
Ответ: "По Вельскому району следующая ситуация: жилищные услуги в Вельском
районе в 2006 году возрастут на 123%. Что касается коммунальных услуг, то они
увеличатся на 117,8%. Суммарный платёж не должен превысить 118%".
То есть, в принципе, всё в пределах, установленных ФСТ (Федеральной службой по
тарифам).
Между тем, как показал мониторинг, проведённый департаментом, цены по оплате за
жильё в области в 2005 году колебались от 100% до 401%. При этом в девяти
муниципальных образованиях размер платы за жилое помещение превышает 129%.
Наибольший рост отмечен в тех муниципальных образованиях, где тарифы не
пересматривались несколько лет. Это понятно. Если тариф старый, то, повышая его
в несколько раз, ты превышаешь предел.
Рост коммунальных услуг по области колеблется от 100 до 129%. При этом в трёх
муниципальных образованиях (Ленский район, Приморский район, Соловки)
наблюдается превышение предельного индекса, установленного Федеральной службой
по тарифам, напомню, для коммунальных услуг - 120%.
Тепло
По теплу ситуация следующая. Индекс для Архангельской области по теплу в среднем
установлен - 115%. Фактически в среднем по области этот рост составил 113,1%.
При этом в двенадцати муниципальных образованиях рост тарифов на тепло превысил
115%.
Существенный рост тарифов на тепловую энергию в некоторых муниципальных
образованиях, как отмечалось в материалах, которые получили журналисты,
объясняется неблагоприятными природными и экономическими условиями, в частности,
удалённостью и труднодоступностью некоторых районов, использованием дорогих
видов топлива (мазут, дизельное топливо), ограниченностью сроков завоза топлива
и т.д.
То есть понятно. Те районы, которые по росту цен на тепло превышают 115
процентов, должны будут привести свой тариф в соответствие с предельным
индексом.
Товары и услуги
По товарам и услугам ЖКХ, о которых речь шла выше, предельный индекс для
Архангельской области в среднем установлен в размере 120%.
Фактически ситуация здесь соответствует этому индексу. Однако опять же пересмотр
тарифов в районах области осуществляется неравномерно. Например, в Ленском
районе тарифы на водоснабжение не пересматривались с 2003 года, в результате в
этом году их пришлось повысить сразу в полтора раза. По идее тарифы должны
пересматриваться ежегодно, однако нерасторопность некоторых глав МО и приводит к
таким ситуациям, когда цены на услуги ЖКХ резко повышаются.
Дополнения
Очень интересные дополнения в ходе пресс-конференции сделал Валерий Евгеньевич
Хвостов, заместитель директора департамента.
1. Всего граждане платят в области за услуги ЖКХ, в целом, ежегодно более 4
миллиардов рублей.
2. В 9 муниципальных образованиях в результате принятых решений платежи за
коммунальные услуги снизятся на 70 миллионов рублей.
3. Если платежи за услуги ЖКХ обременительны для гражданина, то он может
воспользоваться правом на субсидии. В областном бюджете на это выделяются
специальные деньги.
И последнее. Как отметил Валерий Хвостов, в целом по области ситуация с тарифами
на услуги ЖКХ не так уж и плоха, если сравнивать с другими регионами. Суммарный
рост всех платежей в этой сфере составил по области 110%, тогда как по России
средний суммарный показатель - 117,5%.
Транспорт
Хотя цены на услуги транспорта и не были темой пресс-конференции, обойти эту
тему было невозможно по одной простой причине - с 15 февраля цена за проезд в
общественном (и не только) транспорте в Архангельске увеличилась с 6 до 8
рублей. Мы не будем никак комментировать этот факт, а дадим для наших читателей
официальную информацию, которую распространил департамент по тарифам:
"Предельный максимальный уровень тарифа на перевозки пассажиров всеми видами
общественного транспорта в городском сообщении в размере 6 рублей, установленный
Постановлением главы администрации области от 7 июня 2004 г. N 84, не
пересматривался в течение полутора лет.
За этот период времени инфляция на рынках платных услуг, оказываемых населению,
составила более 30%.
Цены на бензин, дизельное топливо увеличились на 50%, смазочные материалы в 2,2
раза.
Тарифы на пассажирские перевозки, как правило, устанавливаются с учётом
платёжеспособного спроса населения.
За полтора года заработная плата по области в целом увеличилась на 34,2%.
Принятое департаментом решение об увеличении тарифа на перевозки пассажиров в
городском сообщении соответствует росту доходов населения области и уровню
фактически сложившейся инфляции.
Установленные постановлением департамента тарифы на перевозки пассажиров
автомобильным транспортом в городском сообщении являются предельно
максимальными.
В зависимости от финансового состояния перевозчиков, протяжённости рейсов и
длины поездки, а также конкуренции на рынке данных услуг, предприниматели вправе
снизить тариф самостоятельно.
Кроме того, органы местного самоуправления для автотранспортных предприятий,
находящихся в муниципальной собственности, вправе устанавливать фиксированные
тарифы".
В целом, как было отмечено на пресс-конференции, государство в перспективе
должно уходить с этого рынка. То есть цена за проезд должна определяться на
основе соотношения спроса и предложения. С этим согласиться можно, но с одним
условием: государство должно думать о незащищённых категориях граждан. Для этого
должны быть социальные проездные билеты или социальные талоны. Честно говоря,
было очень неприятно, что Сергей Николаевич Колотилов и его администрация
оказались нерасторопны в данном вопросе. Часть ответственности лежит и на
руководстве Вельского АТП. На наш вопрос об оценке с их стороны деятельности
новоиспечённого председателя Ассоциации автотранспортников области А.Ф.
Чистякова областные чиновники ответить отказались...
|