|
Вельск-инфо
8 февраля 2006 (6)
Николай ВАСИЛЬЕВ
50 чудаков
"Ностальгия по настоящему:"
У Юрия Дегтева в жизни были знаковые события, встречи, которые и предопределили
его никогда неиссякаемое увлечение музыкой.
Он помнит, как в четыре годика играл во дворе дома, где жил с семьей, на детской
гармошке. В это время мимо проходил особо музыкально восприимчивый взрослый
дядя, услышал игру карапуза, зашел к его родителям и сказал: "Из этого парня
надо обязательно делать музыканта". Кем он был, этот неизвестный прохожий? Но
глядел он как в воду. Слова его маленький Юра запомнил сам. Они стали
своеобразным поддерживающим лейтмотивом в уже не прекращавшемся после "делании"
из себя музыканта.
Потому не случайно поступление, когда пришел срок, в Вельскую музыкальную школу.
Успешно сдал все экзамены, успешно учился. В музыкалке преподаватели
неоднократно предлагали продолжить образование дальше. Но профессиональным
музыкантом Юрий стать не захотел. Музыка и так больше не отпускала от себя. При
любом житейском раскладе, при любых поворотах судьбы.
Шли семидесятые - расцвет вокально-инструментальных ансамблей. Четыре группы
стали особенно любимы им: "Песняры", "Синяя птица", "Веселые ребята" и "Ариэль".
В любом поселке рождались тогда творческие объединения из четырех-пяти человек
вокруг соло-, бас- и ритм-гитар да ударных. Кому больше везло, обзаводился еще и
клавишным инструментом. В то время это были чаще всего так называемые "ионики".
В Вельске такие ансамбли существовали почти в каждом районе города. Место под
солнцем чрезвычайно популярных групп нужно было еще и завоевать. Таланта и
терпения хватало не каждому. А вот престижа и почета - на всю округу, если уж ты
основательно садился за ударные или брал в руки гитару.
Юра стал играть в вельских ВИА сразу после школы. Стал руководить ансамблем в
Доме культуры на Лесобазе. Тут и созрело желание закончить еще и музыкальное
училище в Архангельске. В это время работал и в клубе, и в детском саду. За-
звали работать в музыкальную школу. В середине 80-х создал ансамбль и при ПТУ-
45. Талантливые ребята под руководством Юрия Дегтева брали первые места среди
училищ области.
Перешел на постоянную преподавательскую деятельность в музыкальной школе, а там
и директором стал. "Жизнь заставила уйти с должности директора, - выверенно
говорит мой собеседник. - Пошла перестройка. Мужику надо семью кормить. На
зарплату директора школы этого нельзя было сделать. Многих сорвало с насиженных
мест. Пришлось и мне искать лучшей доли".
Но музыкальных инструментов не выпускал из рук и в эти смутные годы. А играет
Юрий на разных инструментах, любимые из которых баян, аккордеон, гитара. Научить
играть на последней просило много мальчишек. Юра не отказывал.
Прошли самые тяжелые перестроечные годы. Вернулся к профессиональной музыкальной
деятельности. Поработал в Доме детского творчества, учил и мальчишек, и
девчонок, но всегда было особенно жаль расставаться с только что, казалось бы,
оформляющимся до приличного уровня коллективом. Ребята кончали школу,
разъезжались на учебу, работу, и ансамбль нужно было создавать заново.
А тут ностальгия по песне 70-х вновь объединила в один коллектив тех,
кто когда-то, в середине 70-х, играл с Юрой на Лесобазе. И ансамбль стал
называться соответственно "Ностальгия".
Прекрасный вокал, широкий мелодизм, продуманные талантливые и выстраданные
аранжировки, достойные уважения стихотворные тексты песенников не могли не
вернуться к людям. Вновь зазвучали Пахмутова и Тухманов, Зацепин и Журбин,
Лученок и Мулявин: "Поющие гитары" и "Ариэль", "Цветы" и "Самоцветы", "Синяя
птица" и "Сябры" вновь стали собирать полные залы. "Для меня нет тебя
прекрасней", "Звездочка моя ясная", "Беловежская пуща", "В мой вагон вошла она"
- миллионы россиян словно вернулись в года своей молодости, ностальгически
упиваясь замечательными мелодиями 70-80-х годов. Они возвращали людям утраченную
ими чистоту, согревали души, дарили надежду, пробуждали лучшие воспоминания.
Эпоха всепоглощающей пошлости, казалось, в такие моменты отступала:
Вельская "Ностальгия" одаривала такими мгновениями своих земляков, выступая на
концертных площадках, на свадьбах и днях рождения, в ресторанах, клубах, на
фестивалях. Музыканты "Ностальгии" и расставаясь на время, оставались друзьями,
дружили семьями. Как поется - "музыка нас связала". Главным застрельщиком идеи
вернуть "Ностальгии" второе дыхание выступил бас-гитарист Сергей Поспелов, а
желание возродить коллектив было всеобщим. Многое упиралось в проблемы
финансирования. Нужно было приобрести достаточно дорогостоящие инструменты.
Деньги друзья нашли, купили гитары, ударную установку, микрофоны: Стали
собираться после работы и много-много репетировать: ведь перерыв-то оказался
немаленьким. Три-четыре репетиции на неделе при семьях, работе, поисках денег
совсем непросто. Сложно было начинать, все вспомнить. Но желание и энтузиазм
победили. Все готовы были играть, совершенствовать музыку до глубокой ночи.
Первый вопрос, который задали себе: "Что же петь?" Решили начать с песен, живших
в душе, никуда от них и не уходивших. Это вспоминание незабытого и совпало с
гигантской всероссийской ностальгической волной. Движение оказалось всеобщим,
затронувшим десятки миллионов сограждан, уставших от пошлости на эстраде.
Творить, выступать, репетировать только в согласии не всегда получалось. Люди
творческие - народ непростой. Выступать, скажем, приходилось при различных
обстоятельствах и в самых непредсказуемых местах. Не всегда можно было собрать
всех, кого-то оставляли, что иногда вызывало трения между участниками ансамбля.
В конце концов, кем-то заработанные деньги не становились источником
окончательного развода --все заканчивалось примирением. И на сегодня в
"Ностальгии" деловая рабочая обстановка.
"Что приятнее, - спросили мы у Юры, - работать за деньги или выступать,
например, в зоне, в ДК, на простом, не заказном концерте?" - "Приятно собрать
большой зал, приятно чувствовать душой, что твои песни переживаются людьми. В
такие минуты про деньги не вспоминаешь, - ответил Юрий. - Единственно, что такие
концерты пока нечасто бывают. Летом обязательно с удовольствием поиграем на
большую аудиторию".
Есть и социальные заказы, заказы для конкретного человека. Во многом их качество
зависит от "хозяина". Порой приходится мириться с им выбранной текстовкой, с его
удовлетворяющей мелодией, хотя в душе поселяется неудовлетворенность песней.
Но спасает классическая музыка, шедевры песенной советской классики. Юрий Дегтев
отмечает для себя душевность шлягеров 70-х прежде всего, высокий уровень стихов
песен.
- "Песняры", "Веселые ребята", "Синяя птица" - эталон голосов для меня до сих
пор. "Веселые ребята" - настоящая кузница талантов. Ансамбль воспитал десяток-
другой до сих пор известных исполнителей, таких, например, как Глызин, Буйнов,
Пугачева: А какие композиторы работали на эти группы! "Самоцветы", "Пламя" - ВИА
другого уровня, уровня социального, ярко выраженного заказа. Но и они создали
неповторимые песни, яркие шлягеры.
Из зарубежных ансамблей любимцами Юры стали "Битлз". Они многому научили
молодого музыканта. Дома у Юры стоит проигрыватель виниловых дисков, которых у
него очень и очень много, хороший "бабинник" "Олимп" с большой коллекцией
катушек магнитофонных, кассетный магнитофон с приличным, заслуживающим уважения
и зависти развалом кассет и, конечно, музыканта не могут обойти новые веяния -
диски.
"Вот сейчас ты пришел бы домой. Что захотелось бы тебе послушать из твоей
коллекции. Ответь, не задумываясь", - спросил я. - "По-честному, каждый день
что-то включаю. Но вот пару дней назад нестерпимо захотелось послушать классики.
Сынуля, живущий в Питере, привез на Новый год плейер, играющий диски. Оказался в
его подарке и диск с классическими мелодиями, лучшей мировой музыкой. Сам же я
люблю слушать различную инструментальную музыку, современную и прошлую.
В последнее время люблю слушать русский шансон. Не оставляю без внимания и
бардовскую песню. Среди сегодняшних исполнителей выделил бы Олега Митяева. Сам
пою некоторые его вещи. Его ни с кем не спутаешь, у него свое лицо, хорошие
тексты песен. А начал я слушать бардов, как и все мое поколение, с Высоцкого. Но
он, по моему мнению, - начало русского шансона, скорее, чем бардовской музыки".
"Юра, полушутя-полусерьезно: ставлю "Пастораль" Георгия Свиридова, слушаю эту
гениальную музыку минуту с лишним и думаю, что если бы я сочинил нечто подобное,
то можно было бы спокойно умереть. Ради каких мелодий ты бы мог умереть?" - "Да:
органные произведения Баха, особенно токката и фуга ре-минор, люблю очень
Бетховена, Свиридова, Чайковского. Привязан к песням "Синей птицы" "Клен", из
"Веселых ребят" "Для меня нет тебя прекрасней", "Люди встречаются". Уважал и
продолжаю уважать творчество композитора Давида Тухманова. Выделю песню "Чистые
пруды" в исполнении Игоря Талькова".
Юрий не разделяет высокомерного отношения "высоколобых эстетов" к шансону,
отыскивая в нем неподдельную боль, высокий уровень содержания. Конечно, много в
русском шансоне мусора и того, что вовсе не является шансоном. Но так во всем,
чего ни коснись. Нужно терпеливо искать эти зерна у того же знаменитого Круга.
Разве всему можно хлопать в ладоши, вспоминая наш юношеский "фольклор" начала
семидесятых? "Скажу определенно, - подытоживает Юрий, - эти песни были, есть и
будут. От этого никуда не денешься".
Интерес к гитаре в Вельске продолжает оставаться на хорошем уровне. Гитара -
универсальный инструмент, на котором можно играть и классику, и эстраду, и рок,
считает руководитель "Ностальгии". Мальчишки продолжают обращаться за помощью,
для них гитара - инструмент номер один. Интерес имеется, и не всех желающих
удается обучить основам игры на гитаре.
Вельск - музыкальный город, как и любой другой, считает музыкант. Равнодушных к
музыке людей практически нет. К классической же музыке, говорит Юра, человек
приходит со временем. Причем, очень часто стартовой ступенькой постижения вершин
классической музыки служит рок-музыка "Битлз", "Роллинг Стоунз" и других
известных групп. "Я часто встречался с таким движением от рока к симфониям,
операм, - убежденно говорит собеседник. - Крутые рокеры, помешанные на жесткой
музыке, с возрастом приходят к классике".
Сегодня "Ностальгия" прислушивается и к джазу. У всех участников группы дома
имеются приличные коллекции разнообразной по жанрам музыки, среди которой и
джаз. Будет ли он в репертуаре группы, покажет время.
Юра и его друзья (Николай Войнило, Сергей Поспелов, Александр Мызин, Александр
Коротаевский, Даня Коротаевская, Сергей Хомов) уважительно относятся и к
коллективам, работающим в Вельске и Кулое: "Комендантский час", братья Фомины из
Кулоя, со вниманием следят за теми, кто выходит из стен гимназии искусств,
ветеранским хором из Дома культуры. Есть в Вельске и совсем молодые ребята
(Виталик Коротаевский, например, и его друзья), создавшие свою рок-группу.
В планах "Ностальгии" прекрасный подарок вельчанкам. Готовится концертная
программа к Дню 8 Марта: "О, женщина, что в имени твоем?", в которой "узнают"
себя Галины, Татьяны, Ольги, Светланы и многие другие обладатели замечательных
женских имен. Выступать будут там, куда пригласят. Куча приглашений в феврале,
да и лето уже расписано.
Пожелаем "Ностальгии" и ее руководителю Юрию Дегтеву и дальше радовать
слушателей замечательными песнями вчерашнего и сегодняшнего дня, пожелаем
творческих удач!
| |