Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
15 марта 2006 (11)
Константин МАМЕДОВ

Они боролись за свободу

15 марта 1921 года крестьяне Вельского уезда подняли всенародное восстание против большевиков

В эти весенние дни 85 лет назад на Важской земле развернулись события, ставшие последним отголоском многовековой традиции свободолюбия и самоуправления вельских крестьян. Это была последняя, отчаянная, без шансов на успех попытка повернуть всероссийскую историю вспять на отдельно взятой территории, хотя Вельское восстание против большевистского террора и было частью широкомасштабных событий.

Гордый ваган-хлебороб нашел в себе силы в последний раз высказать свое презрение тем, кого он считал своими губителями - горстке жалких приспособленцев, предателей своего народа, "пятой колонне" на Вельской земле, державшихся на штыках своих московских и вологодских хозяев.

Вельские мужики продемонстрировали свою смелость и решительность, готовность с голыми руками бороться с хорошо вооруженными извергами - большевиками, они показали, что не боятся всемогущей, но чужой, пришедшей из столиц, власти коммунистов. Мартовское крестьянское восстание 1921 года - это славная страница вельской истории, а участники тех событий - настоящие герои, давно заслужившие увековечивания своей памяти.

Казненные после смерти

Начать этот очерк, видимо, следует с того, что, к нашему стыду, мы почти ничего не знаем о людях, о главных действующих лицах событий марта 1921 года. До сих пор история Мартовского крестьянского восстания изучена очень слабо и даже те работы, которые ему посвящены, в основном, носят характер описания событий, а не людей.

Причем это относится не только к лидерам и вожакам восстания, но и к тем, кто его жестоко подавлял. Впрочем, о палачах кое-какая разрозненная информация все- таки имеется, а вот о жертвах и об их вождях - почти ничего. Только отдельные фамилии и случайные, краткие сведения. Разумеется, это отнюдь не случайно:

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о героической эпопее важских крестьян весной 1921 года, нужно заметить, что не только само это восстание, но даже история его сначала сокрытия в спецхранах, затем трусливого замалчивания в течение десятилетий, а потом и гнусной, беззастенчивой фальсификации достойна отдельного исследования, отдельной книги.

На протяжении семи десятилетий участников восстания - расстрелянных, уничтоженных, сосланных, репрессированных, оболганных - еще и еще, раз за разом, казнили, унижали, оговаривали, с удовлетворением понимая, что мертвые не возразят. Имена этих людей, кощунственно издевавшихся долгие годы над памятью Важских героев, также должны быть названы, также должны быть раскрыты - наряду с именами трусливых палачей Мартовского восстания. Справедливость и Высшая Правда вопиют об этом:

Итак, мы начинаем с конца. В первой декаде апреля 1921 года состоялся скорый и неправый суд над повстанцами (а вернее его назвать палаческой расправой). Запуганному населению коротко объявили о его итогах, тогда же (3 апреля) в "Красном набате" поместили некролог памяти Федора Николаевича Грибанова, тогдашнего главного идеолога вельских коммунистов, убитого в спину своими же милиционерами во время подавления мятежа близ Верховажья. После этого все материалы о Мартовском крестьянском восстании засекретили на долгие десятилетия.

Казалось бы: зачем, почему? Ведь даже с точки зрения советского агитпрома было бы целесообразно и политически выгодно популяризировать "славную страницу районной парторганизации". Почему бы не рассказывать подрастающему поколению, как "горстка коммунистов" мужественно сражалась с тысячными "бандами кулаков и белогвардейцев".

Ан нет, не рассказывали, не хвастались, не воспитывали подрастающее поколение на примерах "героического прошлого". За двадцатые, тридцатые, сороковые годы - ни одного слова, ни одного упоминания, ни одной статьи или заметки! А ведь многие участники тех событий тогда еще были живы: Чем объяснить таинственное молчание?

У меня есть два варианта ответа на этот вопрос. Первый: власть боялась, что забитый вельский народ, воодушевившись храбростью предшественников, попрет на коммунистов снова с вилами - благо поводов для этого было более чем достаточно: И второй: были живы родственники тысяч участников восстания, у них март 1921-го был еще свежим в памяти, в то же время, когда родственников палачей, расстреливавших народ, были единицы. Это могло вызвать нежелательные эксцессы. Поэтому сочли, что благоразумнее молчать до поры до времени, пока не вымрут старики, очевидцы событий:

Впрочем, есть еще одно возможное объяснение. События тех давних дней были настолько неприятны для коммунистов, настолько они запачкали свои руки в крови, что вспоминать об этом не хотелось: Хотя этот тезис, как я полагаю, "хромает на обе ноги": это не тот тип людей, которые мучаются угрызениями совести.

Первая из известных нам публикаций о Мартовском крестьянском восстании появилась лишь в 1957 году после смерти Сталина и начала хрущевской оттепели. Ее автором был А.А.Шутов, один из первых вельских комсомольцев, участник подавления восстания. Именно Шутову принадлежит сомнительная "честь" стать родоначальником клеветнической версии о событиях 1921 года. В советской интерпретации народное восстание против продразверстки и большевистского насилия выглядело спонтанным, случайным "бунтом" неграмотных и несознательных мужиков, сбитых с толку кулацкой агитацией.

В дальнейших статьях и публикациях Мартовское крестьянское восстание авторы пытаются представить как мелкое недоразумение, всячески принижая его политическое значение и, напротив, выпячивая мифический "героизм" вельских коммунистов (стрелявших из пулеметов по безоружным людям, среди которых было немало женщин и стариков). Видимо, на публикацию А. А. Шутова было дано специальное разрешение райкома КПСС и КГБ, и после этой статьи ("Становление Советской власти в бывшем Вельском уезде", "Ленинский путь", 4 октября 1957 года) последовали другие такие же тенденциозные публикации (хотя Шутов в своем материале касается Мартовского восстания лишь кратко и косвенно, так как он лично не был в центре событий марта 1921 года, выполняя роль "подручного").

Совсем другое дело Федор Васильевич Басов, одна из главных фигур того времени. В описываемый период он занимал ключевую должность начальника уездной милиции и был первым, кто повел свой отряд против восставших земляков в угоду большевистскому начальству из Вологды. Название статьи Басова в газете "Красный Север" за 10 ноября 1963 года весьма красноречиво говорит само за себя: "В неравном бою" (Разгром кулацкого мятежа в г. Вельске в 1921 году).

Другой ключевой фигурой и чуть ли не главным действующим лицом (основным "усмирителем" народного движения) был М. Ушаков, опубликовавший в верховажской газете "Путь к коммунизму" (19 января 1967 года) статью "За нашу Советскую Родину". Товарищ Ушаков изрядно сфальсифицировал события марта 1921 года и изложил свои воспоминания крайне идеологизированно, в традициях тогдашнего времени.

Гораздо более ценным его документом является рукопись "Авантюра эсеров в Северном крае в 1921 году", напечатанная совсем недавно вологодским историком В. А. Саблиным в сборнике "Важский край. Источниковедение, история, культура" (Вельск, 2004 год). Хотя и этот материал страдает той же однобокостью, умалчиванием важнейших фактов и недоговоренностью.

В одном ряду советских версий изложения событий Мартовского восстания стоят также статьи "старого комсомольца" А. Стениловского "Так было в 1921 гоу" ("Ленинский путь", 29 марта 1969 года), "Основные даты истории комсомола на Севере" в сборнике "Вестник политической информации" (N 12, 1970 г.), И. Третьякова "Становление парторганизации РКП (б) в селе Верховажье" ("Путь к коммунизму", 23 января 1971 года), В. Филипповского "Страницы из жизни села Верховажье" ("Путь к коммунизму", март 1977 года).

Завершила "советский цикл" псевдоисследований о Мартовском крестьянском восстании Л. Бедакова в статье "Мартовское восстание" ("Правда Севера", 17 мая 1994 г.), хотя в последней автор уже пытается как-то совместить несовместимое - адаптировать насквозь лживую, тенденциозную версию коммунистов к современным условиям гласности, демократии и возвращения к правде.

Первыми, кто как-то попытался объективно разобраться в истории Мартовского крестьянского восстания, были наши знаменитые историки-краеведы - М. Ф. Алферов и С. И. Тупицын. В газете "Ленинский путь" за 27 июня 1991 года они опубликовали довольно обстоятельное (хотя, конечно, далеко не полное) исследование, подготовленное ими на основании ранее закрытых в спецхране докладов красных командиров, подавлявших восстание, и материалов судебного следствия.

Конечно, в силу собственных взглядов уважаемые краеведы, находившиеся уже в преклонном возрасте, не стали или не захотели выносить на суд общественности все, что им стало известно. Но даже тот очерк, который они опубликовали, стал по-своему революционным в оценке событий марта 1921 года в Вельском уезде. До сих пор эту работу можно считать наиболее полной и объективной из всех опубликованных.

В последние годы нам удалось получить некоторое количество отрывочных сведений о Мартовском крестьянском восстании из источников, противоположных советской версификации. К ним, в частности, относятся воспоминания опального редактора "Красного набата" А. Вергановского, мемуары Георгия Александровича Малахова "Записки эмигранта", книга исследователя шенкурской истории Е. Овсянкина "Огненная межа", брошюра устьянского краеведа А. Конанова "На хлебном колосе", новые работы верховажского краеведа Филипповского и некоторые другие рукописи, в том числе письма и воспоминания родственников (детей, внуков) отдельных лидеров Вельской уездной организации партии социалистов-революционеров (по их просьбе фамилии мы пока не называем).

Это новый пласт ценнейшей информации о Мартовском восстании, хотя, надо признать, остаются недоступными главные материалы, полностью перевернувшие бы наше представление о тех трагических событиях - воспоминания и биографии лидеров народного движения в Вельском районе в 1917- 1921 годах. Увы, их пока нет и, пользуясь случаем, автор обращается к читателям этого очерка: мы будем очень признательны, если у кого-то есть любая информация о тех людях, о героях и вожаках восстания, о которых пойдет речь в дальнейшем.

Предваряя возможные недоразумения, сразу хочу оговориться, что этот материал является ничем иным, как компиляцией и суммированием всех доступных (перечисленных выше) мне в настоящий момент источников и попыткой осмыслить, "угадать" те "белые пятна", которые и спустя 85 лет остаются в избытке в истории Мартовского крестьянского восстания. Мне бы очень хотелось, чтобы общественность Вельского района по-настоящему заинтересовалась все еще пока малоизвестной героической страницей в истории Важского края.

Пусть этот неполный и несовершенный в научном отношении очерк послужит памятью тех наших предшественников, которые заплатили своими жизнями за свободу и независимость древней Вельской земли, а затем были еще раз распяты на позорном столбе недобросовестными "историками", трусливыми чиновниками от краеведения, лживыми и жестокими "старыми коммунистами" и "старыми комсомольцами":



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя