Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
22 марта 2006 (12)
Николай ВАСИЛЬЕВ

О "реформаторской" деятельности в школьном образовании

Приглашение к разговору

В последнее время, так получается, все чаще слышу или прочитываю где-то правдивые факты о состоянии нашего образования всех уровней. Они чаще всего удручающи, что, по моему мнению, является той истиной, которую нужно принять, чтобы хотя бы сделать первые шаги на пути настоящего реформирования российского образования. Пока же зачастую о катастрофическом падении уровня знаний учащихся образовательных учреждений предпочитают просто молчать.

По телевидению сообщают о том, что наш лучший университет, Московский государственный, по мировому рейтингу лишь на 122-м месте. Если американцы тратят на обучение своих граждан 655 миллиардов долларов, то мы в 2004 или 2005 году истратили на нужды образования только один миллиард долларов. "Проигрыш" в 655 раз просто шокирует! 34 процента россиян вообще не читает, а 52 процента давно не покупают книг. Впрочем, миф о нас, как самой читающей стране, развеян не сегодня.

Очень бы мне хотелось, чтобы мой монолог поддержали учителя и методисты, директора школ, училищ, техникумов, родители и ученики, поддержали своим несогласием или солидарностью, своими мнениями о причинах глубокого кризиса школьного образования, о путях преодоления лжи в оценке деятельности российского образования, оценке работы преподавателей, оценке знаний учащихся.

Желание такого коллективного разговора вызвано только моей любовью к тому, чему я отдал большую часть своей жизни - школе.

Проглядываю дневники учеников одного из классов. Вижу оценку "пять" по английскому языку. Так, навскидку, спрашиваю, как будет звучать по-английски слово "земля". Молчание. А "рука", спрашиваю, в ответ - снова красноречивое молчание. Спрашиваю у других, которым проставлены хорошие отметки. Молчат все. Предлагаю произнести по-английски простейшие фразы, типа "Я пойду сейчас домой" - тот же результат. Результаты несложного эксперимента показывают, что многим ученикам вместо "пятерок" или "четверок" нужно в лучшем случае ставить тройки:

Веду сам урок литературы, читаем что-то из Астафьева. После чтения, уже хорошо зная и "свою" проблему, спрашиваю ребят о понимании ими значения того или иного слова, скажем, "марево" или "сполохи". Итоги практически всех таких опросов показывают, что ни о каком знании великого русского языка речи быть не может.

При честной и объективной проверке беспристрастной комиссии грамотности наших учеников, в том числе и моих, цифра двоечников будет колебаться от двадцати до девяносто процентов. Сегодня в сельских школах есть сплошь безграмотные классы, в которых из 17-20 учеников на "три" или "четыре" диктант напишут от одного до трех учеников. А у нас в итоговых отчетах в итоге советские показатели: примерно 97-99 процентов успевающих. Грустно то, что практически все об этом знают, а многие и не молчат, но в конце концов мирятся с данной ситуацией. Я не хочу сказать, что я хороший, а он плохой, или наоборот. Нет, в этой каше бесконечного "реформаторства", свалке непрекращающейся перестроечной жизни школьного образования варимся все мы - все общество.

Угнетает то, что нынешние школьники и часто даже студенты не знают таких базовых знаний, как азбука, таблица умножения, имена писателей и композиторов, основные исторические даты, страны и континенты, несколько сот фундаментальных слов какого-либо иностранного языка, не прочитают наизусть пушкинского "Мороз и солнце" или "Я помню чудное мгновенье" и т.д. Готов хоть сейчас провести гласный эксперимент в любой школе, особенно сельской. С настораживающими нас провалами в обладании обязательных, казалось бы, знаний мы столкнемся почти везде.

Я неоднократно разговаривал с преподавателями Поморского университета. Там зачастую положение с базовыми знаниями студентов не лучше.

Не будем говорить о платных услугах в сфере образования. Их качество - притча во языцех.

Зачастую бессильны перед сложившимся положением и действительно классные учителя, высокие профессионалы, потому что и они сталкиваются с целым комплексом причин, которые мешают им реализовать свой высокий творческий потенциал. А кто- то, к сожалению, выходит из игры, опускает руки и принимает навязанные ему правила.

В своих многочисленных поездках по району я видел целые коллективы учителей с потухшими глазами.

Сегодня хочу сказать о двух причинах кризиса школьного образования. Их, конечно, гораздо больше. Надеюсь, что мои коллеги более предметно и глубоко выскажутся по поводу обозначенных мной причин и назовут и разовьют свои соображения по предложенной теме.

Школу угнетает бессмысленно затянувшийся, какой-то сумбурный, лихорадочный эксперимент. Скоро ему исполнится 20 лет. Он выжал силы из огромной армии учителей и школьных руководителей. Поговорите-ка с одним из директоров по поводу того, что ему пришлось пережить недавно в связи со 132 Законом: Такие встряски происходят чуть ли не ежегодно, и никто не уверен, что им пришел конец. Об этом же писал недавно в своей заметке один из самых опытных директоров района Юрий Николаевич Огиенко из Усть-Шоноши. Не до коллектива, не до воспитания и образования, не до современных методик - бесценное время сжирает "реформаторская деятельность". Причем она набрасывается на вас как-то внезапно, без подготовки, заставляя потеть, кряхтеть и удивляться превратностям жизни и непродуманности реформы.

К сожалению, побуждения "реформаторов" не всегда чистоплотны. Разве не преднамеренны многочисленные варианты учебников? За ними порой стоит желание заработать хорошие деньги, нежели создать хорошие пособия для детей и учителей. Многие из них сформированы непрофессионально, неграмотно, из рук вон плохо. В пособиях для учителей литературы, предназначенных для преподавания дисциплины в 11 классе, я находил сотни грубейших ошибок самого различного порядка. Такого рода "учебники" имели честь знать все из моих коллег. Поневоле взгрустнешь по учебнику литературы 8 класса советского образца: В учебниках по литературе нет содержательного и стилевого единства, нет единой концепции. Статьи в них изложены непотребным для усвоения учащихся языком. За ворохом учебников - деньги, деньги, деньги, выколачиваемые из нашего "бесплатного" образования. Глядя на эту вакханалию книжного рынка, станешь-таки консерватором.

А сколько "инноваций" мы пережили за последние пятнадцать лет в воспитательной и учебной составляющей школы! Но в итоге не довели до конца ни одну из них. Ни "шатиловых" с "амонашвили" на поток не поставили, ни творчески одаренную личность не воспитали, ни закрепили дифференцированного обучения: Все начиналось и все благополучно затухало в безднах российской провинции. А речь-то шла всего лишь о постепенном формировании каждой школой собственного лица! Однако сверху год от года навязывалась некая пятилетняя модель (или скольки там летняя!) воспитания и образования! Вроде бы и инициатива приветствовалась и не возбранялась, но и формалистических, теоретизированных программ сверху нельзя было не выполнять. И позволялось, и тормозилось. Сколько же ничего не значащих педсоветов, совещаний, семинаров, конференций проведено за последние годы! Сколько драгоценного для каждого творческого педагога и руководителя они отняли времени! Сколько бесполезной, совершенно ненужной информации пришлось всем нам выслушать! Благо тем, кто умел "закрыться" от нее: И бумаги, бумаги, бумаги. Компьютеризация школ привела к колоссальному росту различного рода отчетности. Взять хотя бы пресловутое "тематическое планирование", которое может загрузить добросовестного, законопослушного учителя с большой нагрузкой на пару месяцев дополнительной домашней работы. Не одна творческая душа погибла под ворохом ненужных, омертвляющих бумаг. А сколько ушло из школ, разочаровавшись:

"Отстаньте от нас! Дайте нам спокойно делать свое дело" - внутренний вопль огромной армии учителей и школьных руководителей.

Многочисленные эксперименты в школе последних десятилетий никак не затрагивают рядового учителя изнутри, не перестраивают его, оставляют равнодушным к этим самым экспериментам, потому что они не выстраданы миллионным российским учительством, а привнесены сверху.

Еще об одной проблеме, с которой сталкивается любой современный учитель, о которой мне бы хотелось сказать.

Внешне она проста. Скажите, что нужно для того, чтобы ваш ребенок был развит, владел устной речью, свободно общался со сверстниками и взрослыми, бегло и охотно читал, был многосторонен, интересен? Для этого с нашей, родительской прежде всего, стороны, нужны внимание, любовь, забота, ответственность. Мы должны петь им колыбельные песни, ласкать их, читать стихи и книги, знакомить их с окружающим их миром. Короче, уделять им огромное количество времени. В школьном возрасте недостатки такого внимания не восполнить никакими усилиями педагогов.

Перестроечное время "воспитало" многомиллионную армию детей, лишенных элементарной родительской заботы, детей, совсем предоставленных самим себе.

Это породило комплекс, который я для себя определил как "невменяемость", да простят меня психологи и коллеги.

Выросло поколение ребят, не умеющих общаться, слышать, слушать, внимать Слову. Беда эта пришла в русские деревни, поселки, села, провинциальные и не очень города, где велика безработица, где рухнуло производство, прекратили существование колхозы и совхозы. Она пришла в семьи, где от безысходности или привычки иждивенчества люди стали спиваться. В семьи, где родители денно и нощно озабочены добыванием денег, иногда похожим уже на излишнюю лихорадку. Ей подвержены и папы с мамами из вполне обеспеченных, казалось бы, семей. Об этом говорит и статистика Комиссии по делам несовершеннолетних, где в списках неблагополучных значится все большее количество детей из "благополучных" семей. Наблюдалось это и раньше, но в таком масштабе никогда. Эта "невменяемость", полное равнодушие к любого рода общению, к любого рода знаниям приводит в отчаяние и видавших виды педагогов. А если она еще "солидарна" с развязностью, агрессивностью, психологической неуправляемостью, то беда.

В сельских школах есть классы, где напрямую или косвенно их составляют почти полностью заброшенные, "ненужные" дети. И избави бог сказать их родителям, что их дети забыты, что они глубоко несчастны.

Чтобы приручить их, только что пришедшему к ним учителю нужны огромные запасы терпения, таланта, любви. Далеко не каждый из молодых педагогов справляется с этой задачей. Отсюда и многократно выросшее в школе количество конфликтов, недисциплинированных классов, распущенности. Порой это перерастает уже в какой- то трагический анекдот. С одним из классов моей школы мне пришлось находить общий язык больше полугода, пока не стало прорисовываться робкое подобие взаимопонимания, сотрудничества.

Неумение бегло читать, грамотно писать, толково говорить становится национальной трагедией сельской школы. Оно точно уже стало гигантским препятствием к получению учениками качественного образования, повторяю, при наличии в школах ряда классных специалистов. Еще помню учеников, способных написать самостоятельно убористым почерком листов шесть добротного сочинения по литературе, могущих по ситуативно заданному вопросу на уроке по "Мастеру и Маргарите" или "Войне и миру" отвечать по 10-15 минут:

Без преодоления внешних причин этого заболевания проблему не решить. Нужно многое: и снятие "денежного синдрома" с родителей, и сокращение безработицы, и неоднократное возрастание (в том числе и качественное) института школьного психолога, возрождение духовного содержания нашей общей жизни. А значит, мы сегодня далеки от решения этой задачи.

Знаю, что существует целый ряд других причин глубокого кризиса школьного образования.

Оставим возможность высказаться по наболевшим вопросам моим коллегам.



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя