Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
29 марта 2006 (13)
Виктор ЕРГИН

"Круглый стол" по проблемам образования

"Национальные проекты" в "Вельск-инфо"

Продолжаем начатый в феврале разговор на страницах "Вельск-инфо" о приоритетных "национальных проектах". Сегодня на очереди - образование. А если быть ещё точнее - школьное образование.

14 марта в администрации области состоялось первое заседание комиссии по реализации данного "национального проекта". Возглавил комиссию заместитель главы администрации области М.Н. Ситкин. Это понятно, поскольку Михаил Николаевич является заместителем по социальным вопросам, к каким, конечно, относится и образование.

По сути, заседание комиссии вылилось в самый настоящий "круглый стол" по проблемам образования. Что не удивительно, поскольку здесь собрались не только специалисты департамента образования, но и культуры, комитета по молодёжи, финансового отдела. Одним словом, "нацпроект" в сфере образования - это, без сомнения, проект будущего нации. А за будущее это, честно говоря, неспокойно.

(Окончание. Начало в "В-И" N 12)

Смерть местного самоуправления

Да, уважаемый читатель, пусть не смущает тебя этот подзаголовок. Все дело в том, что, как выяснилось на заседании, органы местного самоуправления фактически полностью устранены от реализации приоритетных "национальных проектов". Возьмём, например, районные отделы образования. Вся их роль в реализации приоритетного национального проекта "Образование" сводится, как выяснилось, лишь к заверению документов на конкурс. То есть муниципальные образования (отделы образования) являются учредителями муниципальных школ. Вот они, как учредители, должны заверить документы на конкурс. И всё.

Сколько учащихся в области?

Количество учащихся в школах области читатель легко увидит из таблицы.

Предлагались разные варианты распределения квот. Победителей среди школ, напомню, должно быть 26. Вопрос: сколько из этих мест должно быть "забронировано" за сельскими школами, а сколько за городскими (городские школы показаны в третьей колонке таблицы). То есть, как видит читатель, Вельский район попадает в квоту сельских школ.

Остановились на следующем варианте: 11 городских + 15 сельских школ. При этом от 6500 обучающихся в городе выдвигается одна городская школа. На селе от 4 тысяч обучающихся в сельской местности выдвигается одна сельская школа.

Читатель спросит: если в городах области учатся 71494 учащихся, а в районах 59481, то почему село получает больше мест? Ответ очевиден: государство хочет поддержать именно сельские (районные) школы.

Первая заявка

Как выяснилось на заседании, первую заявку подала школа, в которой учатся всего 70 учеников.

Т.А. Спиричева: "Уважаемые коллеги, мы рассуждаем пока заочно. Но мы-то, представители департамента образования, постоянно выезжаем в районы области. И мы знаем, что там есть школы, которым есть чем похвастаться. Та школа, которая первой подала заявку на конкурс, расположена в удалении от районного центра. Она первая, весь коллектив которой 6 лет назад прошёл обучение информационным технологиям. Они не только активно внедряют инновационные технологии, но и вовлекают ребят в различные виды внеучебной деятельности. Вот только один пример. И он не единственный в Архангельской области".

Социальный налог

Если с этих сумм придётся платить единый социальный налог (ЕСН), то количество лучших учителей с 86 может сократиться до 68 человек. Пока вопрос по единому социальному налогу не решён. Но надо отметить, что 13% будут платить с этих грантов все учителя-победители. ЕСН, ещё раз повторюсь, неизвестно.

Классное руководство

Как известно, одним из особо афишируемых моментов в нацпроекте "Образование" являются надбавки учителям общеобразовательных школ за классное руководство.

Это был четвёртый и последний пункт повестки дня заседания данной комиссии.

В.Н. Говорухина, начальник отдела финансового обеспечения департамента образования и науки администрации области: "Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 854 от 30 декабря 2005 года утверждён порядок выплат указанных сумм учителям. Глава администрации области в развитие этого постановления издал своё постановление N 12 от 31 января 2006 года "Об утверждении порядка установления вознаграждения за классное руководство".

Надо отметить, что очень много вопросов поступало и поступает нам по поводу этих надбавок.

Уже 16 января, то есть сразу после новогодних праздников, нам была перечислена половина от запланированной в федеральном бюджете на эти цели суммы, а именно 34,32 миллиона рублей. 3-4 февраля эти суммы были уже на счетах муниципальных образований.

К сожалению, мы никак не успевали вынести распределение этих сумм на сессию областного Собрания, ввиду того что выплаты нужно было производить в сжатые сроки (сессия же состоялась в конце февраля - начале марта с.г. - прим. В.Е.). Поэтому распределение этих средств между МО шло на основании постановления главы администрации области.

В среднем по области на руки учитель за классное руководство получил 866 рублей. Всего надбавки получили 6 тысяч 930 классных руководителей.

Выплаты производятся пока с учётом районного коэффициента, но без учёта северных надбавок. За январь сумма выплат составила 8,7 миллиона рублей. На сегодняшний день фактически выплачено 16,4 миллиона рублей. То есть из 34 миллионов 16 мы уже выплатили (за два месяца).

Те вопросы, которые задавали нам муниципальные образования, мы обобщили и дали на них ответы и разъяснения".

Одним из пунктов, который нашёл отражение в решении комиссии по этому вопросу, звучал так: "Рекомендовать главам МО обеспечить своевременную выплату вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, начиная с марта, в срок до 15 числа очередного месяца".

Область также обратилась в Министерство образования и науки по поводу исчисления этих надбавок с учётом "северных" коэффициентов. Как говорится, "ждите ответа".

Коррекционные классы

Вопрос о коррекционных классах также был задан на заседании.

Т.А. Спиричева: "По коррекционным классам в общеобразовательных школах выплаты должны быть. В постановлении N 854 поименованы только образовательные учреждения (а значит и все их классы, включая коррекционные). В целом по Северо-Западу ситуация разная. Как показал мониторинг, в ряде школ выплаты классным руководителям в коррекционных классах производятся, в ряде школ - нет. Но речь идёт, ещё раз повторю, об общеобразовательном учреждении. Поэтому если та же, например, вечерняя школа входит в структуру образовательного учреждения, то выплаты за классное руководство должны производиться.

Сегодня мы получили законодательную инициативу областного Собрания Пермской области, их обращение к Президенту, председателю Правительства, в Государственную Думу и Совет Федерации. Суть этого обращения в том, чтобы расширить перечень учреждений для выплаты вознаграждения за классное руководство. Наше областное Собрание готово поддержать эту инициативу".

"Работали день и ночь"

Такими словами поблагодарил в завершение заседания Михаил Николаевич Ситкин работников департамента образования и науки области. "Вы работали день и ночь, без выходных. Это ведь масса отчётов, по каждой сумме отдельная ведомость, отдельный отчёт".

Действительно, там, где деньги, там и отчёты. По идее для всех этих сумм по нацпроекту должна быть отдельная бюджетная кодировка, по которой бы все выплаты проходили. Однако пока её нет, всё идёт в строке "заработная плата". Когда всё собирается в одну кучу, конечно, тогда даже специалисты-финансисты могут запутаться.

На этом заседание комиссии по "национальному проекту" "Образование" завершилось, оставив противоречивое чувство. С одной стороны радует что на школу обратили внимание. С другой стороны, нацпроект не решает системных вопросов реформирования российского среднего образования. Он позволяет лишь на время "заткнуть дыры", но, увы, не позволит встать российской школе на ноги. Я, выросший в семье учителей, переживаю за нашу школу всем сердцем. Там работают прекрасные люди. Они отдают себя своему делу полностью, вдохновенно. Вот уж они- то работают и день, и ночь. Пока государство не осознает ценность Учителя, оно будет не в силах решать никакие другие проблемы. Потому что решать их будет просто некому.

Виктор ЕРГИН

Примечание редакции "В-И": По всем вопросам, связанным с реализацией приоритетного "национального проекта" "Образование" на территории Архангельской области можно обращаться непосредственно в Департамент образования и науки: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49. Приёмная: тел. 21-52- 80. Факс: 215280, e-mail: arh-obr@dvinaland.ru, Директор департамента - Мигунов Владимир Михайлович (т. 28-55-98).



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя