|
Вельск-инфо
3 мая 2006 (18)
Юрий ОГИЕНКО
Глобальные проблемы не решить. Но локальные - можно попытаться:
Сказать честно, статья Николая Павловича Васильева о положении и проблемах
школьного образования очень близка, понятна, во многом с ним согласен, но очень
глубоко она не задела. Это оттого, что проблемы эти всем давно известны и
знакомы. Сколько работаю, столько говорим о "процентомании". О деградации и
дебилизации подростков сегодня в открытую говорят даже министры. О сплошной
пьянке на селе не писал только ленивый. Но что изменилось за десять, двадцать,
тридцать лет?
Меры, которые он предлагает, тоже глобальны: "необходимо снятие "денежного
синдрома" с родителей, сокращение безработицы, возрождение духовного содержания
нашей жизни. А хотелось бы разговора о том, что на местном уровне можно сделать
хотя бы для частичного разрешения назревших проблем.
Безответственность власти
На мой взгляд, мы живем в ужасном обществе, которое калечит человека.
Разнузданная реклама пива привела к тому, что нынче подросток эту банку
выпускает из рук, лишь ложась спать. Сегодня, правда, спохватились, убрали с
экрана. Но джин уже выпущен: Более того, на один поселок (я имею в виду Усть-
Шоношу) сегодня приходится девять(!) магазинов, которые торгуют спиртными
напитками. Да плюс к этому несколько кафе, о которых тоже хочется сказать. После
дискотек, которые заканчиваются далеко за полночь, подростки перебираются в эти,
с позволения сказать, очаги культуры (названия у них красивые: березки, метелицы
и пр.), и пьют там не чай с лимоном и не кофе. Работают эти точки до утра.
Какими приходят иногда подростки в школу, лучше не рассказывать.
Но вот что удивительно. Ведь открытие этих кафе кто-то разрешал. Почему человек,
чья подпись стоит в лицензии на право торговли, не контролирует, как эта
торговля происходит? Почему власть считает должным только собрать налоги, а со
всеми негативными последствиями пусть борется школа?
Вот они, эти истоки "комплекса невменяемости" (по Н.Васильеву).
Поселок один. Дети - наши.
Но денежки - врознь:
Не знаю, кому как, а нам новый закон о местном самоуправлении только навредил.
Главы местной администрации стали противниками (если не сказать врагами)
образования. Приведу только два примера.
Я уже писал о том, что на школу стараются повесить все, что можно. Но если с
передачей садиков и бухгалтерий еще можно мириться, то все остальное уже
вызывает полное недоумение. Последний объект, который пытаются мне передать -
это водонапорная башня. Неважно, что она подает воду в котельную, которая
отапливает и жилые дома. Дело в том, что нынче на башню нужно получить лицензию.
Данная лицензия стоит немалых денег, а у местной администрации (по словам ее
главы) таких денег нет.
Интересная постановка вопроса, будто в школе течет неиссякаемый денежный поток.
Трактор муниципальной службы чистит дороги в поселке, но старательно объезжает
улицу, на которой расположена школа. Заявление начальника: "Платите деньги,
тогда будем и у школы чистить".
А примеры я мог бы и продолжить. Становится абсолютно понятным, почему глава
районной администрации хотел бы видеть вместо директоров школ неких
"хозяйственников".
Разнарядка на человечность
Я недавно присутствовал на юбилее одного из руководителей крестьянского
хозяйства. Было много поздравлений, подарков, и все они заслужены, потому что,
действительно, руководитель хороший. Но вот что поразило, это обилие грамот и
дипломов, которые были вручены. Здесь и грамота областного департамента, и главы
районной администрации, и даже грамота, подписанная министром сельского
хозяйства. И мне стало неудобно, что я никак не могу достойно поощрить
учительницу, которая всю жизнь отработала в нашей школе, причем всегда имела
неплохие результаты. Ну нет у нее первой категории, а аттестоваться в своем
возрасте она считает не совсем этичным. И вот вопрос, неужели нельзя поощрить
достойного человека без всяких там требований и условностей? У нас ведь даже на
грамоты областного департамента определенные требования и разнарядки.
Можно возразить, что учителей много, а руководителей крестьянских хозяйств
наперечет. Но у нас и директоров школ не очень-то привечают, по крайней мере
некоторые не имеют поощрений по десять, а то и более лет.
Помощников нет - одни контролеры
Я в последнее время с восторгом и грустью смотрю на Николая Ивановича Шубина. С
восторгом, потому что бываю со своими учениками в СГУ, где он работает, и вижу,
что к нему пришло второе дыхание. У него масса новых планов и проектов, он по-
прежнему трудоголик, он стал еще импозантнее и моложе. А с грустью - потому что
это потеря для районного образования, ну нет сейчас фигуры, которая бы
сравнилась с ним по опыту и результативности. И кому от этого стало лучше? Вот
уж воистину, что имеем - не храним.
А ведь о том, чтобы оставить неподъемную директорскую ношу, подумывают многие
директора. Спасибо Валентине Михайловне Шиловской за добрые слова о директорах-
мужчинах (газета "Вельские вести" от 22.02.06). Но вот когда она пишет обо мне,
что за долгие годы работы "не предал родную школу, не ушел, не оставил",
наверное, я ее разочарую. Нынче бы ушел, Валентина Михайловна, при первой же
возможности. И абсолютно уверен, что причина здесь не только в том, что остарел.
О невыносимом бремени директора я уже писал. Сегодня пожарные требуют свое,
санэпидемстанция (называю по-старому) - свое, инспектора разных уровней - свое,
и все правы, все стоят на страже детей.
Но тогда создайте нормальные условия для работы не на словах, а на деле. Не надо
стращать, не надо пугать, не надо штрафовать, а, выявляя недостатки, просто
помогите их устранить. Так ведь нет, все в голос заявляют, что это не их
функции, они - органы контролирующие.
Не важен результат, важен отчет
К одной из проблем, поднятых Николаем Павловичем, все же хочется вернуться, так
как она, на мой взгляд, сегодня самая наболевшая. Школу действительно
захлестнуло огромное количество справок и отчетов. Нет им числа. А самое
обидное, когда приходят (приезжают) проверять школу, то в первую очередь опять
же берутся за бумажки. Вот эта бумажная школа всю жизнь и стоит перед глазами и
все меньше остается надежды, что это может измениться.
Наверное, я тоже написал о проблемах, не вчера возникших. Но решить их, я
убежден, можно без всякого реформирования системы. Все зависит от "власть
имущих". Так может начнем???
Юрий ОГИЕНКО, директор МОУ "Усть-Шоношская средняя школа N 16"
| |