Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Вельск-инфо
3 мая 2006 (18)
Юрий ОГИЕНКО

Глобальные проблемы не решить. Но локальные - можно попытаться:

Сказать честно, статья Николая Павловича Васильева о положении и проблемах школьного образования очень близка, понятна, во многом с ним согласен, но очень глубоко она не задела. Это оттого, что проблемы эти всем давно известны и знакомы. Сколько работаю, столько говорим о "процентомании". О деградации и дебилизации подростков сегодня в открытую говорят даже министры. О сплошной пьянке на селе не писал только ленивый. Но что изменилось за десять, двадцать, тридцать лет?

Меры, которые он предлагает, тоже глобальны: "необходимо снятие "денежного синдрома" с родителей, сокращение безработицы, возрождение духовного содержания нашей жизни. А хотелось бы разговора о том, что на местном уровне можно сделать хотя бы для частичного разрешения назревших проблем.

Безответственность власти

На мой взгляд, мы живем в ужасном обществе, которое калечит человека. Разнузданная реклама пива привела к тому, что нынче подросток эту банку выпускает из рук, лишь ложась спать. Сегодня, правда, спохватились, убрали с экрана. Но джин уже выпущен: Более того, на один поселок (я имею в виду Усть- Шоношу) сегодня приходится девять(!) магазинов, которые торгуют спиртными напитками. Да плюс к этому несколько кафе, о которых тоже хочется сказать. После дискотек, которые заканчиваются далеко за полночь, подростки перебираются в эти, с позволения сказать, очаги культуры (названия у них красивые: березки, метелицы и пр.), и пьют там не чай с лимоном и не кофе. Работают эти точки до утра. Какими приходят иногда подростки в школу, лучше не рассказывать.

Но вот что удивительно. Ведь открытие этих кафе кто-то разрешал. Почему человек, чья подпись стоит в лицензии на право торговли, не контролирует, как эта торговля происходит? Почему власть считает должным только собрать налоги, а со всеми негативными последствиями пусть борется школа?

Вот они, эти истоки "комплекса невменяемости" (по Н.Васильеву).

Поселок один. Дети - наши.

Но денежки - врознь:

Не знаю, кому как, а нам новый закон о местном самоуправлении только навредил. Главы местной администрации стали противниками (если не сказать врагами) образования. Приведу только два примера.

Я уже писал о том, что на школу стараются повесить все, что можно. Но если с передачей садиков и бухгалтерий еще можно мириться, то все остальное уже вызывает полное недоумение. Последний объект, который пытаются мне передать - это водонапорная башня. Неважно, что она подает воду в котельную, которая отапливает и жилые дома. Дело в том, что нынче на башню нужно получить лицензию. Данная лицензия стоит немалых денег, а у местной администрации (по словам ее главы) таких денег нет.

Интересная постановка вопроса, будто в школе течет неиссякаемый денежный поток.

Трактор муниципальной службы чистит дороги в поселке, но старательно объезжает улицу, на которой расположена школа. Заявление начальника: "Платите деньги, тогда будем и у школы чистить".

А примеры я мог бы и продолжить. Становится абсолютно понятным, почему глава районной администрации хотел бы видеть вместо директоров школ неких "хозяйственников".

Разнарядка на человечность

Я недавно присутствовал на юбилее одного из руководителей крестьянского хозяйства. Было много поздравлений, подарков, и все они заслужены, потому что, действительно, руководитель хороший. Но вот что поразило, это обилие грамот и дипломов, которые были вручены. Здесь и грамота областного департамента, и главы районной администрации, и даже грамота, подписанная министром сельского хозяйства. И мне стало неудобно, что я никак не могу достойно поощрить учительницу, которая всю жизнь отработала в нашей школе, причем всегда имела неплохие результаты. Ну нет у нее первой категории, а аттестоваться в своем возрасте она считает не совсем этичным. И вот вопрос, неужели нельзя поощрить достойного человека без всяких там требований и условностей? У нас ведь даже на грамоты областного департамента определенные требования и разнарядки.

Можно возразить, что учителей много, а руководителей крестьянских хозяйств наперечет. Но у нас и директоров школ не очень-то привечают, по крайней мере некоторые не имеют поощрений по десять, а то и более лет.

Помощников нет - одни контролеры

Я в последнее время с восторгом и грустью смотрю на Николая Ивановича Шубина. С восторгом, потому что бываю со своими учениками в СГУ, где он работает, и вижу, что к нему пришло второе дыхание. У него масса новых планов и проектов, он по- прежнему трудоголик, он стал еще импозантнее и моложе. А с грустью - потому что это потеря для районного образования, ну нет сейчас фигуры, которая бы сравнилась с ним по опыту и результативности. И кому от этого стало лучше? Вот уж воистину, что имеем - не храним.

А ведь о том, чтобы оставить неподъемную директорскую ношу, подумывают многие директора. Спасибо Валентине Михайловне Шиловской за добрые слова о директорах- мужчинах (газета "Вельские вести" от 22.02.06). Но вот когда она пишет обо мне, что за долгие годы работы "не предал родную школу, не ушел, не оставил", наверное, я ее разочарую. Нынче бы ушел, Валентина Михайловна, при первой же возможности. И абсолютно уверен, что причина здесь не только в том, что остарел.

О невыносимом бремени директора я уже писал. Сегодня пожарные требуют свое, санэпидемстанция (называю по-старому) - свое, инспектора разных уровней - свое, и все правы, все стоят на страже детей.

Но тогда создайте нормальные условия для работы не на словах, а на деле. Не надо стращать, не надо пугать, не надо штрафовать, а, выявляя недостатки, просто помогите их устранить. Так ведь нет, все в голос заявляют, что это не их функции, они - органы контролирующие.

Не важен результат, важен отчет

К одной из проблем, поднятых Николаем Павловичем, все же хочется вернуться, так как она, на мой взгляд, сегодня самая наболевшая. Школу действительно захлестнуло огромное количество справок и отчетов. Нет им числа. А самое обидное, когда приходят (приезжают) проверять школу, то в первую очередь опять же берутся за бумажки. Вот эта бумажная школа всю жизнь и стоит перед глазами и все меньше остается надежды, что это может измениться.

Наверное, я тоже написал о проблемах, не вчера возникших. Но решить их, я убежден, можно без всякого реформирования системы. Все зависит от "власть имущих". Так может начнем???

Юрий ОГИЕНКО, директор МОУ "Усть-Шоношская средняя школа N 16"



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя