|
Вельск-инфо
7 июня 2006 (23)
Александр ЧЕСНОКОВ,
В поисках утраченной культуры
Знак вопроса неуместен - Плоды революций - Как сами себя обокрали -
Прибыль от былой экспроприации -
Возврат святынь и покаяние -
Культура и памятники культуры
В "Вельских вестях" за 2 июня на первой станице помещен материал под
красноречивым заголовком "Культура, которую мы потеряли". В оригинале еще стоит
знак вопроса, но вкупе с материалом Владимира Вязникова на девятой странице:
"Отдали клуб, кинотеатр: Очередь за районным Домом культуры?" знак вопроса в
материале Марии Потехиной неуместен. Действительно - культура утрачена.
Конечно, утрачена она не по причинам, изложенным в указанных материалах, и
гораздо ранее, когда построенный на пожертвования прихожан Преображенский храм
был обезглавлен и реконструирован в городской клуб. Конечно, не мы первые, во
времена Великой Французской революции происходило то же самое: и летоисчисление,
и названия месяцев - все новое, как от Великой Октябрьской социалистической
революции. А кто из молодежи ныне припомнит дату Октябрьского государственного
переворота или дату рождения Владимира Ульянова?
Вольно было главе администрации Николаю Веревкину в 2003 году прославить свое
правление распоряжением по учреждению профессионального праздника Дня работника
культуры в отдельно взятом муниципальном образовании. Только если непредвзято
взглянуть на достижения в сфере культуры, то о том, что основатель Вельского
краеведческого музея Кулаков был иконописцем, мы узнали совсем недавно. Материал
краеведа Александра Степановича Кузьмина об изъятии из библиотек книг со старой
орфографией свет, кажется, так и не увидел. Никто не покушается на звания
творческих коллективов "заслуженный" или "народный", только это все
художественная самодеятельность, не имеющая прямого отношения к "труду
работников учреждений культуры" и бюджетному финансированию.
Тем не менее страсти вокруг Городского культурного центра разгорелись именно из-
за субсидирования содержания помещения бывшего Преображенского собора и штата
сотрудников. Не раз в газетных публикациях проскакивало слово "прибыль", хотя в
отношении учреждения бюджетного финансирования, неважно с какого уровня,
говорить даже о рентабельности странно: деньги-то налогоплательщиков:
Уважаемый ветеран Вязников сетует на ухудшение отношения к учреждениям культуры,
говорит о самовыживании клубов, библиотек и называет безумной идею "передачи"
Дома культуры церкви. Да без бюджета ни один клуб, ни одна библиотека не выжили
бы и месяца. Товарищу Вязникову даже в голову не приходит, что здание, на
реконструкцию которого потребуются многие миллионы народных денег, построено на
эти самые народные деньги, деньги наших предков, которые верили в Бога, а эту
веру у них старались отобрать, уничтожить. Не вышло, как видим. Так что речь
идет не о передаче, а о возврате экспроприированного имущества, по-русски -
краденого. И не кощунственно ли говорить о каком-то извлечении прибыли из этого
имущества, когда на государственном уровне принято решение возвратить церкви
земли и недвижимость; сроки, кстати, не определены.
О какой культуре может идти речь, когда двухтысячелетнюю хранительницу культуры
Церковь противопоставляют предмету ее повседневной заботы? Причем культуры духа.
О каких прихожанах, кто издавна верит в Бога, говорит ветеран? Те, кто
воспитывался в Законе Божием, давно уже в селениях, где праведные упокояются, и
почему верующие должны обивать пороги властных структур? Нет власти аще не от
Бога, и церковь отделена от государства, тем паче от муниципалитетов, как,
впрочем, и наоборот. Церковь не принимает никакого участия в политике, почему же
можно не члену Церкви заявлять, что устраивает, а что не устраивает прихожан?
Как прихожанин я не согласен.
Впрочем, противоречия названных публикаций этим не исчерпываются, но, не
вдаваясь в подробности, вообще-то можно рассмотреть ситуацию в мистическом
плане. На Соборной площади поставлен уже третий по счету памятник великому
атеисту, если первый перенесен, то второй взорван. Среди бела дня и на
протяжении трех суток сгорает художественная школа, где размещался центр
традиционной культуры, названный именем языческого персонажа. На протяжении уже
многих лет в Городском культурном центре не приезжали на гастроли труппы, звезды
эстрады не хотят выступать, несмотря на акустику храма:
Перечень этих странных совпадений, судеб людских можно продолжить. Времена
меняются, и мы меняемся вместе с ними. Что было само собой разумеющимся на
протяжении трех-четырех поколений, сегодня не только не очевидно, но и
кощунственно. Здание требует ремонта, не соответствует новым пожарным и
санитарным требованиям по освещению, вентиляции. Нужен капитальный ремонт,
который будет не дешевле реставрации собора. Следует отметить, что, слава Богу,
о подобной проектно-сметной документации никто даже речь не заводит. Где же
действительно заниматься творческим коллективам: театру, цирковой студии,
музыкантам и танцорам?
Вопрос этот необходимо решать, причем решать через строительство нового Дворца
культуры, где нашли бы приют и театр, и студии. Причем размещение этого здания
должно быть именно в центре города. Где именно, я не имею ответа на этот вопрос,
но что иного пути решения вопроса нет - это несомненно. Истинно говорю вам, пока
не будет принято решение о судьбе Преображенского храма - не будет найдена
утраченная культура, ибо все материальное будет прочно и незыблемо только тогда,
когда появится духовная основа, ведь культура - именно духовного плана понятие.
Жалкое зрелище представляет собой церковная утварь за стеклом в музейных
экспозициях. Резные царские врата, иконы, даже в помещениях с постоянной
влажностью и температурой, напоминают макеты, мумии. Знаменитые в прошлом
монастыри, как, например, Кириллово-Белозерский, величественны, но безжизненны
без молитвенного общения. А Церковь - обиталище живых, это и есть искомая
культура, а то, что подразумевали под этим при коммунистическом режиме - в
лучшем случае памятники культуры.
Александр ЧЕСНОКОВ,
аналитический обозреватель "В-И"
| |