Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
7 июня 2006 (23)
Александр ЧЕСНОКОВ,

В поисках утраченной культуры

Знак вопроса неуместен - Плоды революций - Как сами себя обокрали -

Прибыль от былой экспроприации - Возврат святынь и покаяние - Культура и памятники культуры

В "Вельских вестях" за 2 июня на первой станице помещен материал под красноречивым заголовком "Культура, которую мы потеряли". В оригинале еще стоит знак вопроса, но вкупе с материалом Владимира Вязникова на девятой странице: "Отдали клуб, кинотеатр: Очередь за районным Домом культуры?" знак вопроса в материале Марии Потехиной неуместен. Действительно - культура утрачена.

Конечно, утрачена она не по причинам, изложенным в указанных материалах, и гораздо ранее, когда построенный на пожертвования прихожан Преображенский храм был обезглавлен и реконструирован в городской клуб. Конечно, не мы первые, во времена Великой Французской революции происходило то же самое: и летоисчисление, и названия месяцев - все новое, как от Великой Октябрьской социалистической революции. А кто из молодежи ныне припомнит дату Октябрьского государственного переворота или дату рождения Владимира Ульянова?

Вольно было главе администрации Николаю Веревкину в 2003 году прославить свое правление распоряжением по учреждению профессионального праздника Дня работника культуры в отдельно взятом муниципальном образовании. Только если непредвзято взглянуть на достижения в сфере культуры, то о том, что основатель Вельского краеведческого музея Кулаков был иконописцем, мы узнали совсем недавно. Материал краеведа Александра Степановича Кузьмина об изъятии из библиотек книг со старой орфографией свет, кажется, так и не увидел. Никто не покушается на звания творческих коллективов "заслуженный" или "народный", только это все художественная самодеятельность, не имеющая прямого отношения к "труду работников учреждений культуры" и бюджетному финансированию.

Тем не менее страсти вокруг Городского культурного центра разгорелись именно из- за субсидирования содержания помещения бывшего Преображенского собора и штата сотрудников. Не раз в газетных публикациях проскакивало слово "прибыль", хотя в отношении учреждения бюджетного финансирования, неважно с какого уровня, говорить даже о рентабельности странно: деньги-то налогоплательщиков:

Уважаемый ветеран Вязников сетует на ухудшение отношения к учреждениям культуры, говорит о самовыживании клубов, библиотек и называет безумной идею "передачи" Дома культуры церкви. Да без бюджета ни один клуб, ни одна библиотека не выжили бы и месяца. Товарищу Вязникову даже в голову не приходит, что здание, на реконструкцию которого потребуются многие миллионы народных денег, построено на эти самые народные деньги, деньги наших предков, которые верили в Бога, а эту веру у них старались отобрать, уничтожить. Не вышло, как видим. Так что речь идет не о передаче, а о возврате экспроприированного имущества, по-русски - краденого. И не кощунственно ли говорить о каком-то извлечении прибыли из этого имущества, когда на государственном уровне принято решение возвратить церкви земли и недвижимость; сроки, кстати, не определены.

О какой культуре может идти речь, когда двухтысячелетнюю хранительницу культуры Церковь противопоставляют предмету ее повседневной заботы? Причем культуры духа. О каких прихожанах, кто издавна верит в Бога, говорит ветеран? Те, кто воспитывался в Законе Божием, давно уже в селениях, где праведные упокояются, и почему верующие должны обивать пороги властных структур? Нет власти аще не от Бога, и церковь отделена от государства, тем паче от муниципалитетов, как, впрочем, и наоборот. Церковь не принимает никакого участия в политике, почему же можно не члену Церкви заявлять, что устраивает, а что не устраивает прихожан? Как прихожанин я не согласен.

Впрочем, противоречия названных публикаций этим не исчерпываются, но, не вдаваясь в подробности, вообще-то можно рассмотреть ситуацию в мистическом плане. На Соборной площади поставлен уже третий по счету памятник великому атеисту, если первый перенесен, то второй взорван. Среди бела дня и на протяжении трех суток сгорает художественная школа, где размещался центр традиционной культуры, названный именем языческого персонажа. На протяжении уже многих лет в Городском культурном центре не приезжали на гастроли труппы, звезды эстрады не хотят выступать, несмотря на акустику храма:

Перечень этих странных совпадений, судеб людских можно продолжить. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Что было само собой разумеющимся на протяжении трех-четырех поколений, сегодня не только не очевидно, но и кощунственно. Здание требует ремонта, не соответствует новым пожарным и санитарным требованиям по освещению, вентиляции. Нужен капитальный ремонт, который будет не дешевле реставрации собора. Следует отметить, что, слава Богу, о подобной проектно-сметной документации никто даже речь не заводит. Где же действительно заниматься творческим коллективам: театру, цирковой студии, музыкантам и танцорам?

Вопрос этот необходимо решать, причем решать через строительство нового Дворца культуры, где нашли бы приют и театр, и студии. Причем размещение этого здания должно быть именно в центре города. Где именно, я не имею ответа на этот вопрос, но что иного пути решения вопроса нет - это несомненно. Истинно говорю вам, пока не будет принято решение о судьбе Преображенского храма - не будет найдена утраченная культура, ибо все материальное будет прочно и незыблемо только тогда, когда появится духовная основа, ведь культура - именно духовного плана понятие.

Жалкое зрелище представляет собой церковная утварь за стеклом в музейных экспозициях. Резные царские врата, иконы, даже в помещениях с постоянной влажностью и температурой, напоминают макеты, мумии. Знаменитые в прошлом монастыри, как, например, Кириллово-Белозерский, величественны, но безжизненны без молитвенного общения. А Церковь - обиталище живых, это и есть искомая культура, а то, что подразумевали под этим при коммунистическом режиме - в лучшем случае памятники культуры.

Александр ЧЕСНОКОВ, аналитический обозреватель "В-И"



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя