Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
2 августа 2006 (31)
К.ТРАВНИКОВА

История Пасьвы

Наша малая родина

"Наша малая родина - посёлок Пасьва. Наши леса - основное природное богатство Севера. Они нас не подводили никогда: грибы, ягоды: черника, малина, брусника, клюква есть всегда. Но времена меняются, исчезают грузди, знаменитые рыжики, мало стало морошки, и местные жители уже становятся не так привередливы в выборе грибов и ягод. Наше государство не очень заботилось о лесе, как о "живом организме": прочь все сомнения, традиции, мораль, элементарное чувство самосохранения. Главное - количество деловой древесины и потому главное - рубить лес!" Такие строчки написал Минин А.А., бывший выпускник нашей школы, ныне доктор биологических наук в Москве.

Посёлок наш обосновался на Пасьвинской горе - высоком правом берегу излучины реки Ваги, среди соснового бора. В 1946 году здесь построили первые шесть бараков из круглого леса, больницу, пекарню, магазин и баню, местную радиостанцию. Посёлок планировался для спецпереселенцев в глубоком лесу, вдали от дорог, во избежание возможных побегов. Строились бараки под руководством начальника строительного участка Соскова Николая Фёдоровича, прозванного в народе "трубка" за курение из трубки, но народ уважительно относился к нему. Могила Соскова Н.Ф. и его жены покоится в центре кладбища, и кладбище в народе называют "Сосковым". А жители посёлка поставили памятник на его могиле.

С 1946 года строились не только бараки, но и узкоколейка, по которой тепловозы должны были тащить вагончики и сцепы с лесом. Основными строителями были жители деревень Левково, Поречье, Колешка, Глубоковка, привлечённые денежными заработками (на колхозных трудоднях жить было трудно).

В 1949 году сюда были привезены спецпереселенцы, в 1950-м - леспромхоз выдал первую продукцию. Сотрудники вельского музея написали статью о спецпереселенцах 1930-1950 годов "По следам репрессии". Переселенцы с территории Западной Украины, Львовской, Тернопольской областей были перевезены вместе с родителями, братьями, сестрами из родного дома через всю страну в телячьих вагонах в Архангельскую область заготовлять лес. Всех спецпереселенцев выгрузили на станции Синега и три недели держали на карантине. Многие заболели тифом и умерли. Часть спецпереселенцев, высланных из Львовской области весной 1945 года, направили в посёлок Пюдля. В 1946 году сюда привезли высланных из Тернопольской области . Многие жители посёлка Пасьва проживали в Пюдле целыми семьями в шести бараках, построенных ещё поляками. Кроме бараков в посёлке была столовая, баня и магазин. Через неделю после приезда людей отправили в лес на работу. Заготовляли лес ручной пилой-дровянкой, потом - лучковой.

Работали без выходных, без отпусков. Вместе с мужчинами работали женщины и подростки. Жительница посёлка Пасьва Мария Ивановна Стельмах была назначена бригадиром. "Сама ёлки валила, - вспоминает она, - только брякоток стоял". У Анны Нестеровны Тим-кив сапоги, которые она привезла с собой быстро порвались, и она работала в лесу, обмотав ноги портянками. Позднее она взяла сапоги у одной из умерших женщин. Иван Степанович Стысь, ему в ту пору было пятнадцать лет, сначала корил старый лес, а в 1946 году возил его по узкоколейке в реку Пуя для сплава. Каждому рабочему устанавливалась норма выработки, выполнить которую было в тех условиях очень сложно. Работающим выдавали по пятьсот граммов хлеба, а иждивенцам - по 300 граммов.

В 1946 году передовикам стали давать по одному килограмму хлеба дополнительно, в столовой вольнонаёмным и спецпереселенцам варили в разных котлах. Анна Нестеровна Тимкив вспоминает "Мы всё время были голодные, но старались работать". Голод, холод, сыпной тиф уносили ежедневно из жизни пять-шесть человек. Их трупы складывали в сарай, а потом мужики хоронили их на польском кладбище без гроба и креста. Житель посёлка Пасьва Антон Фёдорович Ярыш вспоминает, что на Пюдле умерло больше половины спецпереселенцев. Многие из них не имели права переписки (Шиш и Потиха). Они не могли без разрешения ходить в лес, собирать ягоды и грибы, а также ходить в соседние деревни, чтобы обменять свои вещи. Комендантом над спецпереселенцами был М.С.Некрасов, который с помощью доносчиков следил за каждым шагом людей. А.Н.Тимкив рассказывает, как однажды комендант запер её в сарай на всю ночь при тридцатиградусном морозе только за то, что она ходила в деревню Андричево, чтобы поменять платок на картошку. Её мать тяжело заболела и умерла после того, как по приказу Некрасова, она вместе с другими женщинами несколько часов рубила кусты, стоя в ледяной воде в ботинках. Утром и вечером проводилась проверка: выводили всех перед строем и пересчитывали. В один зимний вечер, в сорокаградусный мороз, женщина с грудным ребёнком на руках попросила у коменданта разрешения не выходить на проверку, но он отказал. Она завернула ребёнка в рогожу, ему не было ещё месяца, и вынесла на мороз. Ребёнок умер, как и многие другие. Многие женщины просили, чтобы их лучше убили, чем так мучили. Одна из них всё-таки рассказала начальнику Ровдинской милиции Прибыткову об издевательствах Некрасова. Вскоре его сняли, на его место назначили сначала Кузнецова, а потом Рудакова. Не лучше было положение спецпереселенцев и в сорок пятом посёлке, что в пяти километрах от Мезово Ровдинского района. Здесь рабочие разводили костёр на улице. Варили в чугуне всякую траву. Крапивы не хватало, собирал тот, кто раньше вставал. От голода умирало по шесть-десять человек в день, хоронили без гробов, завернув в простынь. Иософат Яковлевич Матиешин остался сиротой в тринадцать лет. Его родители умерли от тифа в феврале 1947 года. Даниила Ивановна Потиха похоронила на польском кладбище своего отца. Из поселка на работу ходили пешком за двадцать пять километров. Об этом вспоминает Ярослава Иосифовна Ярыш, которая маркировала лес долотом на деревьях. Д.И.Потиха, переехавшая в Мезово в 1947 году, работала бригадиром. Её бригада была сначала шесть, а потом тринадцать человек.

Все эти факты приведены в статьях Г.Верёвкиной - научного сотрудника Вельского музея.

В 1949 году часть переселенцев переехала в посёлок Пасьва, где уже продолжили работу в Левковском леспромхозе. Они и стали коренным населением посёлка, но внесли в жизнь Пасьвы свою украинскую культуру, свои праздники, обряды. Относились к ним всегда уважительно, так как они были хорошими работниками, а объёмы лесозаготовок росли из года в год. В 1950-54 годах вывозилось в среднем сто двадцать девять тысяч кубометров в год, в 1955-59 годах уже двести пятьдесят тысяч кубометров леса, в 1960-69 годах средний уровень заготовок составлял двести восемьдесят шесть тысяч кубометров. В семидесятые годы объёмы и вывозки леса несколько снизились, так как сказалось истощение близлежащих и легкодоступных лесов, увеличилась дальность перевозок и усложнились условия заготовок леса, и составили в среднем двести шестьдесят шесть тысяч кубометров, а в начале 1980 года снова повысились до двухсот семидесяти трёх тысяч кубометров.

Судьба спецпереселенцев - коренного населения посёлка - изменилась только после смерти Сталина, с них было снято клеймо "врагов народа". Масштабы посёлка Пасьва росли. Первым директором леспромхоза был Леонид Николаевич Третьяков. Его жена Антонина Александровна работала вначале секретарём редакции газеты "Красная Вага", а затем стала первым директором Пасьвинской семилетней школы. В год своего семидесятилетия Антонина Александровна вспоминала, как ещё будучи молодой девушкой, её вёз до дому ссыльный поляк, в дороге разговорились. Возчик поведал Тоне о том, что в Польше много красивых девушек и у каждой есть велосипед. А Тоня рассказала свою радость добросердечному попутчику, что она торопится к маме, назвалась она, чья и откуда. И не сразу заметила, как посуровел лицом и отвёл глаза возница. Но вот в двух шагах от дороги, возле небольшого холмика, стоял рубленный столб. Кинув взгляд в сторону могилы, глухим голосом поляк сказал Антонине: "Там твоя мать. Иди, поклонись ей, дочка". Антонина Александровна заменила своим братьям мать. Работая на Пасьве, она вспоминает: "Когда стала директором школы, там был сильный коллектив, практически, все учителя-стажисты. Я против них совсем девчонка".

Чтобы осилить масштабы заготовки леса на Пасьве, требовались люди, и поехали вербовщики во все районы страны: в Молдавию, Украину и даже в Болгарию. Были завербованы бывшие уголовники, алиментщики, бродяги и просто случайные люди. Вся эта людская река протекла через леспромхоз, принося в жизнь посёлка и деревень новые нравы, которые оседали здесь. Люди обзаводились семьями, многие уезжали, но приветливый Север, прекрасная природа приводили к тому, что многие люди прижились здесь и не особенно рвались на благодатный юг. Так или иначе, но все люди были нацелены на одно: рубить лес. Ударные планы принимались только по объёмам лесозаготовок, соцсоревнования были всегла под лозунгом, кто больше нарубит леса.

Государство всячески стимулировало работу леспромхоза: поставляло новейшую технику для лесоповала, всячески поощряло передовиков и наказывало отстающих. И результат не заставил себя ждать, почти полностью исчезли ценные хвойные породы. На их место пришли лиственные. Сам процесс заготовки леса всегда был далёк от идеи его сохранения, нормы заготовок на бригаду были большие и имели только одну тенденцию - возрастание. Люди поставлены были в такие условия: хочешь хорошо заработать, да ещё и премию получить - руби. После лесоповальной машины ЛП-49 вообще ничего не остаётся - ни подроста, ни тонкомера, который, кроме того, ломается, а сучкорезкой и челюстными погрузчиками вдавливается в почву. Но самое печальное - это обращение со срубленным лесом. "Чистый доход" - деловая древесина становится жертвой бесхозяйственности. По оценке лесосырьевика леспромхоза, на пути от делянки до нижнего склада теряется не менее тридцати процентов срубленного леса. Такие данные приводит А.А.Минин в своей статье "Провинция". Он же приводит слова С.Т.Аксакова из "Записок ружейного охотника": "Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ними недалеко и до бедности".

Долгие годы Левковский лес-промхоз был самым обеспеченным в районе, его спелые и перестойные леса занимали площадь около сорока пяти тысяч гектаров из ста пятнадцати, покрытых лесом, с запасом ликвида (то есть с вычетом 10% на сучки более 6180 тысяч кубометров; за период 1950-1985 года вывезено 8 868,7 тыс. кубометров при плане 9 806 тысяч).

В 1985 году выездная редакция "Ленинского пути" была в Левков-ском леспромхозе. Был задан во-прос, можно ли догнать передовика? На этот вопрос ответил В.П.Самусев. "Надо, - считает он, - повысить каждому лесозаготовителю личную ответственность за дела коллектива, где он трудится, дисциплину. Сейчас день потеряешь, не наверстаешь".

Особенно отмечены следующие передовики: машинист сучкорезной машины ЛП-30 Б Пётр Саввич Стецюк из лесопункта Яманиха, который при плане двух лет в объёме 46 тысяч кубометров обработал 52,2 тысячи. А оператор И.В.Шелашский уже первого июля выполнил двухлетний план в объёме 44,4 тыс. кубометров. Экипаж лесовозной машины в составе В.К.Житнухина и В.Э.Семакова выполнили вывозку древесины в объёме 22,8 тысячи кубометров ещё в мае. Секреты успеха у них одни: слаженная, дружная работа и высокое профессиональное мастерство. Коллектив лесосечной бригады Анатолия Семёновича Заборского за полтора года заготовил 50,1 тыс. кубометров древесины.

У бригадира В.Т.Кирика было соревнование с бригадой А.С.Заборского. "Как вы сможете догнать передовика?" - спросили у Кирика В.Т.

"Сложно это сделать, - подумав, ответил бригадир, - но шанс есть. Для этого нужен резервный трактор. Будет - ликвидируем свой долг и выйдем на намеченные рубежи". (1985 год)

Многие работники Левковского леспромхоза 15.09.1984 года были награждены орденами и медалями.

Орденом Трудового Красного Знамени: Емелин Виктор Семёнович - Шереньга; Сафроненков Иван Дмитриевич; Заборская Антонина Петровна; Ярыш Антон Фёдорович - Яманиха; Заборский Анатолий Семёнович - Яманиха; Ботнев Александр Семёнович - РТЦ.

Орденом "Знак Почёта": Белозёров Леонид Яковлевич - Вага; Заборский Анатолий Семёнович - Яманиха; Зуев Владимир Павлович - Яманиха; Лукин Борис Павлович - Яманиха; Лукина Нина Фёдоровна - ЛПХ; Пашков Михаил Тихонович - Яманиха; Шкаев Леонид Нестерович - Яманиха; Ульяновский Павел Прокопьевич - Шереньга; Парфёнов Леонид Фёдорович - РТЦ.

Орденом Трудовой Славы III: Стельмах Зенон Илькович -Яманиха; Чернаков Анатолий Сергеевич - Шереньга; Комар Пётр Денисович - РТЦ; Ульяновский Селивёрст Семёнович; Замчев-ский Виктор Саввич - Яманиха; Семаков Борис Семёнович - Шереньга; Житнухин Валентин Кесаревич - РТЦ; Ульяновский Леонид Селивёрстович - Яманиха.

Награждены медалями "За трудовую доблесть" и "Трудовое отличие" 27 человек. Награждены медалями "Ветеран труда" 104 человека.

Директора Левковского леспромхоза: Третьяков Леонид Николаевич; Ержанинов Михаил Иванович; Меньшиков Александр Григорьевич; Лысенко Григорий Петрович; Калинин Генрих Александрович; Кизенков Владимир; Гришин Николай Андреевич; Стрежнев Игорь Владимирович; Папилов Пётр Михаилович; Ю. Бобров; Ульяновский Виктор Александрович; Бушмакин Николай Романович; Козлов Николай Александрович; Малашкин Анатолий Алексеевич; Неведомский Владимир Петрович

В одно время начальником леспромхоза работала Парфёнова Галина Павловна, а сейчас Князев Александр Иванович руководит "Стройтехом".

Многие директора леспромхоза - Козлов Николай Александрович, Малашкин Анатолий Алексеевич, мечтали о рациональном природопользовании, о необходимости комплексного лесопользования, но в леспромхозе жили по принципу: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Природа всегда выше и мудрее нас, и исчезнуть мы можем только раньше и никогда - после. Психология безнравственного поведения покорителя природы и временщика приведёт к тяжелым потерям и восполнить эти потери будет очень трудно.

Из воспоминаний главного инженера леспромхоза А.И.Лютикова:

"О рациональном использовании древесины не только мечтали, но и многое делали. В 1988 году был построен тарный цех для переработки лиственной древесины. В 1990 году был построен и пущен в эксплуатацию лесопильный цех в посёлке Благовещенск производственной мощностью 6 тыс. куб.м пиломатериалов в год. Был построен и пущен в эксплуатацию цех по производству оцилиндрованных заготовок из вершинной части хлыстов и тонкомера на нижнем складе Вага. На участке лесопиления было начато строительство сушильного цеха и товаров культбыта с проектной мощностью 1038 тыс. рублей товарной продукции в год в ценах 1989 года. Начато освоение лиственной древесины для реализации хлыстами, для чего был построен нижний склад с краном ЛТ-62, около деревни Поречье, вместимостью 50 тысяч куб. метров. За счёт этих мероприятий планировалось снизить объём заготовок до 130 тысяч куб. метров в год, не снижая выпуска товарной продукции, а это объём расчётной лесосеки. Таким образом, леспромхоз мог бы жить вечно".



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя