|
Вельск-инфо
27 сентября 2006 (42)
Инф.
Социология
Народ хочет сильного государства, которое бы его кормило. И никакой демократии:
Идейно-политические симпатии россиян
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об
идейно-политических симпатиях современных россиян.
Десять-пятнадцать лет назад российское общество было глубоко расколото по линии
идейно-политических симпатий, как это почти всегда бывает в эпоху революционных
потрясений. Противостояние "либералов", выступающих в качестве сторонников
рыночного прогресса и быстрейшей интеграции в западную цивилизацию, с одной
стороны, и "коммунистов", продолжавших отстаивать основные ценности уходящей
совет-ской цивилизации, было столь велико, что в 1992 - 93 гг. дело едва не
дошло до гражданской войны Однако революция закончилась, общество успокоилось,
и идейно-политические противостояния во все большей степени становятся
достоянием истории. Разумеется, и сегодня можно найти непримиримых, как в
демократическом, так и в коммунистическом сегментах общества, но погоду делают
уже не они. Это видно и по партийным голосованиям, начиная с 1999 года. За
"правые" партии, отстаивающие либеральные ценности, голосуют не более
3 - 4% в общей сложности, да и за "левые" партии ненамного больше - рейтинг той
же КПРФ упал с 25 - 30% в лучшие для нее 90-е годы, до 7 - 8% в нынешней
России. Зато все громче заявляет о себе третья сила - "русские националисты", до
сих пор, в отличие от коммунистов и либералов, так и не побывавшие у власти.
Впрочем, если русским ценностям в принципе симпатизируют многие, то за партии с
явно националистической окраской, так же как и за либералов, голосуют не так
много избирателей.
Тенденция последнего времени - резкое усиление политического центра,
ассоциируемого с нынешней правящей партией - "Единой Россией", а еще точнее с ее
фактическим лидером В. Путиным. Устойчивость симпатий к нему в обществе во
многом базируется на идеологическом синтезе, который еще десять лет назад
казался просто невозможным. Наш президент вроде бы и "правый" - убежденный
рыночник, с другой стороны, и не чужд определенной левизны, он "отец нации",
пекущийся о слабых и обделенных, ну, и конечно, он патриот-государственник,
укрепляющий роль России и ее влияние в мире. Столь же всеобъемлющ идейный имидж
и правящей партии - "Единой России". Как показывают исследования, в основе
такого идейного синтеза лежит политический запрос уже нового, сформировавшегося
при нынешней власти среднего класса, который, согласно всем политологическим
хрестоматиям, является оплотом политической стабильности в обществе.
И все же, несмотря на растущую идейно-политическую однородность, основные
электоральные "ниши" сторонников тех или иных идей и взглядов сохраняются, пусть
они и окрашены в гораздо менее яркие цвета, чем раньше. Исследования ВЦИОМ,
проведенные в 2004 - 2006 годах, демонстрируют, что симпатии россиян все же в
большей степени склоняются в "левую" сторону, чем в "правую", хотя эта левизна и
не носит чересчур радикального характера. Так, на просьбу определить свои
симпатии к одному из трех основных идейно-политических течений ("левые" -
"правые" - "националисты"), 35,6% охарактеризовали себя как сторонников
приоритета социальной справедливости, то есть "левых", 19,1% - как сторонников
приоритета развития рынка и политической демократии, то есть согласно российской
политической традиции, скорее "правых", и еще 16,7% заявили, что им ближе и не
левые, и не правые идеи, а русские национальные ценности и политические
традиции. Оставшиеся примерно 30% опрошенных вообще отказались идентифицировать
себя с той или иной идеологией. Подобное соотношение является довольно
устойчивым и практически не изменилось за последние два года наблюдений, при
том, что непосредственная политическая конъюнктура претерпела довольно
существенные перемены. Так, сторонниками идей, отстаиваемых "правыми"
политическими партиями, остаются почти 20% россиян, а все эти партии, даже
объединившись, не способны преодолеть ни 5-процентный, ни, тем более, 7-
процентный барьер. "Левые" настроения в обществе преобладают, а за КПРФ голосуют
все меньше. В чем же здесь секрет?
Во многом данное противоречие связано с тем, что реальный спектр общественных
симпатий не вполне точно описывается тремя вышеперечисленными основными и
деологическими течениями. Те же левые делятся на несколько групп в соответствии
со своими убеждениями и приоритетами. Среди них есть убежденные сторонники
коммунистической идеологии, в основном с ностальгией вспоминающие "эпоху
развитого социализма" 70-х и 80-х годов. Эта группа составляет чуть менее 10% от
всей совокупности россиян. Зато в 2,5 раза больше совсем других левых - так
называемых левых государственников, социал-патриотов, которые считают
необходимым воссоздание сильного и социально ориентированного государства, но
отнюдь не под руководством коммунистов. Таких у нас 26,7%. Небольшой "довесок" к
этим двум крупным группам "левых" составляют "левые демократы", сторонники
социальной демо-кратии, самоуправления трудящихся, идеям которых симпатизируют
4,1% россиян.
На две все более враждебно относящиеся друг к другу группы раскололись и
недавние "правые", монопольно правившие страной в первой половине 90-х годов.
Часть из них осталась на позициях рыночного фундаментализма, невмешательства
государства в экономику и свободное развитие бизнеса - таких всего 3,2%.
Несколько шире представлена другая часть правых, отдающих приоритет
правозащитной деятельности и политической демократии, выступающих против угрозы
диктатуры и произвола со стороны государства. Эта группа составляет чуть более
5% россиян. Зато на смычке "правых" и "левых" образовалась довольно-таки
внушительная группа правоцентристов, выступающих за сочетание сильного
государства и рыночной экономики. Численность этой группы составляет 15,6%. Она
наиболее идеологически близка нынешней "партии власти", и вероятно, в нее вошли
и некоторые бывшие "левые государственники", и некоторые бывшие "правые
рыночники".
За общим "Брэндом" русских национал-патриотов также, по сути, скрыты несколько
групп с сильно различающейся идеологией. Наиболее крупные из них - группа
собственно русских националистов, выступающих за реализацию лозунга "Россия для
русских", против наплыва в Россию мигрантов, в основном из южных и юго-восточных
регионов (4,0%) и группа православных монархистов, сторонников возрождения
страны на основе православия и дореволюционных политических традиций (4,1%).
Понятно, что многие сторонники патриотических приоритетов также переметнулись
сегодня в стан "партии власти", возможно, выбирая ее в качестве наименьшего зла,
по сравнению с либерально-космополитической оппозицией.
Итак, в реальной политической жизни избирателю сегодня предлагаются не
дистиллированные идейные блюда, а сложные "коктейли", зачастую различающиеся
лишь оттенками. Скажем, даже наиболее "оголтелые" рыночники, либералы не
отрицают сегодня идей социальной справедливости, просто отводят им место в своей
иерархии несколько ниже, чем остальные группы. Аналогичное можно сказать и о
таких универсальных ценностях, как рыночная экономика, сильное государство,
патриотизм.
О том, какие из общественных идей в наибольшей степени способны объединить
нынешнее российское общество, можно судить и по ответам на еще один вопрос,
заданный ВЦИОМ, относительно возможной поддержки той или иной гипотетической
партии, сформированной вокруг какой-то определенной идеи. Опрошенным
предлагалось выбрать до двух наиболее привлекательных партий, поэтому сумма
ответов превышает 100%. Наиболее привлекательными для граждан оказались те
партии, которые выступают за социальную справедливость, социальную защиту
населения (54,3%), воссоздание мощного и крепкого государства (28,7%),
демократические ценности (17,5%), интересы русского населения (16,3%). Именно
эти идеи и являются сегодня "нацио-образующими", обладающими способностью, пусть
пока потенциальной, объединить наше разношерстное, разорванное социальным
неравенством и территориальной удаленностью общество в единую, дееспособную
политическую нацию, способную формулировать и отстаивать свои национальные
интересы.
По мнению опрошенных, именно идеология патриотизма, вкупе с идеями демократии, в
наибольшей степени подходит для российского народа на нынешнем этапе его
развития. За такой синтез высказывается почти половина опрошенных (46,7%).
Гораздо меньше тех, кто продолжает мыслить в доктринальных терминах и полагает,
что россиянам следует строить коммунизм (8,1%), либерализм (2,3%), капитализм
(3,6%), или социализм (8,9%). Действительно, так ли важно, как именно будет
называться тот строй, который в наибольшей степени способен отражать волю и
настроения российских граждан?
| |