Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
29 сентября 2006 (43)
Виктор ЕРГИН

Встречи в Архангельске. Сергей Юрский

Часть первая

Отец Иоанн, настоятель храма в Заостровье, что под Архангельском, занимается просветительством. Это то самое просветительство, лишённое корысти, наполняет нашу жизнь тем божественным светом, который так часто недоступен нам в обычной жизни.

Благодаря отцу Иоанну, архангельская публика уже встречалась с известной поэтессой Ольгой Седаковой, с родственниками Бориса Пастернака. И вот теперь новая встреча. Актёр Сергей Юрьевич Юрский не нуждается в представлениях. Это человек-легенда.

Вот и в этот раз актовый зал областной научной библиотеки имени Добролюбова был переполнен. Места пришлось занимать заранее, но всё равно мест в зале не хватило. Люди сидели в проходах, на обычных деревянных стульях и были счастливы. Они пришли на культуру в самом возвышенном смысле этого слова.

"Все наши встречи, - начал отец Иоанн, - замечательны, как мне кажется, тем, что обладают свободным спонтанным характером. Если говорить о правде, то невозможно сказать, почему они получаются. Нет никакого плана, нет заранее заготовленного задания". После короткого вступления на импровизированную сцену поднялся сам актёр.

Удивительное дело, но он почти не изменился. Он до сих пор узнаваем. Как будто старость не коснулась его. Аплодисменты. И букет цветов в благодарность от архангелогородцев. И ещё одна маленькая техническая просьба. Отец Иоанн попросил почтенную публику отключить на время встречи мобильные телефоны. Что делать, прогресс.

Вспоминая сегодня, спустя сутки, эту встречу, я понимаю, что написать о ней вчера я просто не мог. От этого нужно было отойти, немножко осознать увиденное и главное - услышанное. Честно говоря, я шёл на встречу послушать именно художественное слово. Помню в исполнении Сергея Юрского "Евгения Онегина". И порой во время встречи я закрывал глаза и как будто слушал по радио спектакль. Я слушал слово.

"Здравствуйте, господа!", - и в зале аплодисменты.

Сергей Юрский: "Я очень рад оказаться в этом собрании именно здесь, в стенах библиотеки. Я очень удивляюсь этим встречам здесь. Почему-то не где-нибудь, а в Архангельске, прошёл вечер памяти Сергея Сергеевича Аверинцева... Главное слово сейчас - это рынок, свободный рынок. Он определяет всё и кажется, что уже всех раздавил. Всё, что хорошо, через рынок, всё что плохо - из-за недостатка рынка. Второе слово - это культура, которой почему-то всегда что-то не хватает. Рынок должен помочь ей, сама она валится и пропадает. С другой стороны, говорят, что "культура необходима".

Культура, церковь, искусство. Как они взаимодействуют в современном мире? Эти вопросы волнуют актёра, и своё волнение он попытался донести до читателей.

Сергей Юрский: "Что же мы видим сегодня? Сегодня, когда подгородний священник организует такие встречи... Для меня это радостно, для меня это знак надежды. То, что такой вечер в очередной раз проходит в библиотеке, несколько странно, но ...хорошо". "Почему в библиотеке, смысл которой в тишине и сосредоточенности, уединении, образуется центр собраний людских. Здесь громогласность, микрофоны...". "2045 год будет годом окончательного исчезновения книги, так подсчитали учёные".

Читателю может показаться за словами великого актёра некое брюзжание, может быть даже снобизм. Ничуть! Этого и в помине не было. Сергей Юрьевич предстал человеком демократичным, но жёстким, деловитым, но романтичным, но главное - он предстал самим собой.

Зал Добролюбовки, действительно, мало похож на театральный. С одной стороны сиденья, с другой стороны занавес, красного цвета, кресла тоже красные. Атмосфера напомнила мне скорее органные вечера в кирхе, здесь же, в Архангельске. Комфорт и строгость, строгость и комфорт.

"Я приветствую вас, пришедших в библиотеку на неизвестный концерт", - заключил короткое вступление Сергей Юрский.

* * *

Вечер был построен актёром следующим образом. Первая и основная часть вечера - к моей радости - была посвящена чтению. Для прочтения актёр вы-брал трёх: Б. Бунин, Бабель, Бёрнс. Затем всё прочее - ответы на вопросы из зала, короткие реплики, одним словом, сплошная импровизация. Кстати, такие вечера, как правило, и удаются.

Сергей Юрский: "Я начинаю сейчас свой 50-й театральный сезон. Начинаю его здесь, в Архангельске. Это трудно входить снова в сезон... Я давал здесь много концертов и много показал из своей программы. Сегодня я решил снять с полки библиотеки именно эти книжки. И попробовать эти книжки превратить в спектакли. Хотя эта эстрада не похожа на сцену, и этот свет не театральный. Но я бы хотел, чтобы всё-таки это был театр. Я бы назвал этот концерт начальными буквами выбранных мной авторов, и тогда получается: "Бу-ба-бе".

Сергей Юрский: "Вместо того чтобы дальше рассказывать мои ощущения о сегодняшнем дне, я хотел бы через этих авторов выразить ощущение о хрупкости всего хорошого, всего прекрасного, о минутности сущего. Это рассказ о судьбе девочки, о судьбе бандита, и рассказ о судьбе целой группы людей, которым судьба не дала повода для радости, но они сумели найти минуту, и они радостны".

* * *

Я выключил диктофон, как будто что-то заставило меня выключить его. Я начал слушать. Первый рассказ Ивана Бунина назывался "Лёгкое дыхание". Это история о судьбе девочки, которая осознаёт себя женщиной. История обнажённая и пронзительная. В ней нет динамики, почти нет сюжета.

Сергей Юрьевич заставлял поверить в то, что он читал, одним жестом, одним движением руки. Он ходил по сцене и читал. Описания природы чередовались с диалогами, с внутренними монологами бунинских героев. Образ девочки, выведенный Буниным в рассказе "Лёгкое дыхание", чем-то напомнил Лолиту Набокова. Но это разные персонажи. Описания женского тела в устах актёра казались такими естественными. Картины чередовались одна за другой. Публика была зачарована каждым словом актёра. Прочтите этот рассказ, и вы поймёте, что происходило в зале.

* * *

Для актёра всякое написанное слово не более чем текст. Этот текст может заинтересовать или нет. Вот эта вот оголённая работа над словом настолько упоительна, что поневоле отдаёшься каждому слову мастера. "Но главное, что должно быть в девушке - это лёгкое дыхание".

Возможен ли этот вечер? Возможно ли поверить в то, что в хмурую осень на два часа зритель оказался в плену своих самых возвышенных чувств? Все были культурно одеты, но женщина слегка смахивала слезу... Даже не то, что жалко этой девочки - Оли Мещерской - дело не в этом - а вот это пронзительное расставание с ней невыносимо читателю. Хозяйка пансионата, где училась Оля, сидит и смотрит на её могилу. "Я бы всё отдала, чтобы не видеть сейчас этот венок".

Второй рассказ по Исааку Бабелю был об Одессе, о бандитах 20-годов прошлого столетия. Это совершенно другая история. Образ бандита понравился. А одесский говорок нашего героя придавал рассказу ту пикантность, как специи придают пикантность только что сваренному супу. Трагедия главаря одесских бандитов такова, что читателю становится жалко и его, настолько талантливо прописан его образ.

Ну, а третья картинка по Роберту Бёрнсу "Весёлые бедняки" мне безумно понравилась. Вы представляете, мой уважаемый читатель, в понедельник вечером серьёзные люди сидят в зале, а на сцене... Пьяная компания, персонажи сменяют друг друга, один другого смешнее и один другого трагичнее. Смех сквозь слёзы. "Я по-другому просто не умею", - заявил Сергей Юрский. Быть серьёзным, скука ужасная... И при всём при этом актёр читал совершенно серьёзно и серьёзные вещи. Но чувство лёгкой иронии не покидало; оно только, честно говоря, и спасало. Оптимист Сергей Юрский, - пожалуй, так правильно.

* * *

Сергей Юрский дал в Архангельске пресс-конференцию, а также выступил со спектаклем о Сталине в Архангельске и Северодвинске. Да, он профессиональный актёр. И даже здесь, в библиотеке, после каждого спектакля (а это были три спектакля) он уходил. В боковую дверь, и возвращался снова. И зритель - поразительное дело - не знал, когда хлопать. Настолько сильно было эхо сказанного.

"Весёлые бедняки" - очень трагичная вещь. Бедные люди, разные характеры, но, благодаря мастерству актёра, зритель смеялся, плакал, сопереживал. И время как- то медленно шло. В течение вечера я постоянно смотрел на часы, и мне казалось, что, по крайней мере, прошло часа четыре, не меньше.

Остап Бендер. Попробуй его не узнать? "Сейчас наступило время Корейко", - сказал Сергей Юрьевич и, пожалуй, он прав. Именно Корейко сегодня самые востребованные (эпохой?) люди.

* * *

После трёх спектаклей наступил импровизированный антракт. Но никто никуда не уходил. Библиотека ведь скоро должна была закрыться, поэтому даже 5 минут перерыва были непо-зволительны.

Сергей Юрский: "Господа, театр требует антракта, чтобы артисты пришли в себя и зрители отдохнули. Но здесь не театр. Поэтому я попытаюсь продолжить. Большая часть нашего вечера уже прошла. Я попробую выйти из ощущения театра, перейдя уже к сегодняшнему дню..."

Наступило время записок из зала. Но об этом во второй части нашего репортажа. Там тоже было много чего интересного. А в завершение первой части немного о другом. Сергей Юрьевич прочитал небольшую речь о культуре, как он её видит. Речь в ответ на просьбу Академии культуры.

Сергей Юрский: "Давным-давно умный человек написал, а я поверил ему, что культура есть самоограничение. Я воспринял эту формулу, как постулат, не требующий доказательств".

Продолжение следует.

Виктор ЕРГИН, корреспондент "В-И" в Архангельске



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя