Пресса Архангельской области
 


Вельск-инфо
22 ноября 2007 (130-131)
Инф.

Преображение Монастырь на Пинежке

Сегодня мы продолжаем публикацию о монастыре во имя апостола Иоанна Богослова, в средние века, пожалуй, самого известного в Важском крае. Почти весь двадцатый век Свято-Духовский храм был памятником северного деревянного зодчества. Еще в начале ХХ века сохранялась лестница. "От самого берега до верха обрыва была проброшена деревянная, прочная лестница с перилами" - писал в "Записках эмигранта" Г.А. Малахов об экскурсии, устроенной Важским Союзом кооперативов для учащихся Шенкурского коммерческого училища. Смутно и я припоминаю остатки этой лестницы и сам храм "колобок на колобке", когда с бабушкой на колесном еще пароходе шли в Архангельск в 1957 году. Бабушка родилась 18 июня/1 июля 1902 г., по рассказам ее мамы, когда паломники собирались идти "к Варламию" крестным ходом за двадцать верст.

Бывал там и на рубеже 60-70-х годов на рыбалке. Лестницы уже не было, но игрушечный храм был виден издали. Вблизи рассмотрели уже его руины в августе сего года с настоятелем Шенкурского прихода о. Олегом и благочинным о. Михаилом.

Варламиев Важский во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь находился у дер. Смотраковской (Шенкур-ский район Архангельской области), при впадении р. Пинежки в р. Вагу в XV - середине XVIII вв.

Монастырь был основан в конце 40-х гг. XV в. новгородским посадником Василием Степановичем, владевшим землями в Заволочье по реке Ваге. Согласно житию прп. Варлаама Важского, однажды, молясь в своем доме в Пинежском городке (при впадении в Вагу речки Пинежки) в ночь на празднование памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Василий Степанович услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся над местом в двух полетах стрелы от городка. Посадник воспринял это чудо как повеление построить на указанном месте монастырь во имя апостола Иоанна. Наутро, осмотрев место, Варлаам Важский обнаружил два подходящих участка - один на самом берегу р. Ваги, другой - дальше от берега. Строить обитель на берегу было опасно, так как река подмывала землю, но Василий Степанович не решился выбрать место по своему усмотрению. Помолившись, он три раза бросал жребий, который неизменно указывал на участок у реки, где и поставили обитель. Устроитель предсказал, что на месте дальше от реки братия жить не будет, а обитель на берегу не оскудеет.

Василий Степанович стал ктитором Варламиева монастыря, назначил первого игумена Серапиона и в 1451-1452 гг. дал грамоту (сохранилась в копии середины XVI в.), которой пожаловал обители три села с землями и пожнями и остров на Ваге. Грамота являлась одновременно и уставной: в монастыре вводилось общежитие, что было редкостью для новгородских обителей того времени. Игумен обязан был блюсти "общее житие", ему принадлежало право решать вопрос о приеме новых насельников. Грамота также оговаривала отношения между монастырем, с одной стороны, и посадником Василием и его семьей (названы жена и дети) - с другой. Посадник с семьей не имел права вмешиваться в монастырское хозяйство; конфликты между людьми посадника и монастырскими людьми должны были разрешаться совместным судом игумена и приказчика посадника; обитель не должна была переманивать к себе зависимых от посадника крестьян ("половников" и "отхожих людей"). В грамоте упоминается единственный существовавший к тому времени Варламиева монастыря деревянный храм - во имя ап. Иоанна Богослова; около 50-70-х гг. XV в. в обители был поставлен деревянный храм в честь Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1456 г. Василий Степанович принял в Варламиевом монастыре постриг с именем Варлаам, в 1462 г. был погребен рядом с алтарной стеной церкви апостола Иоанна Богослова. По завещанию прп. Варлаама в день его смерти в обители служили панихиду и устраивали угощение для всех пришедших.

Первая монастырская церковь апостола Иоанна Богослова к началу XVI века обветшала, и в конце 20-х - начале 30-х годов, при игумене Феодосии, построили новый деревянный храм с таким же посвящением дальше от реки (старую церковь разобрали до 1589). В 1552 г. во время половодья вода смыла часть кладбища у старой Иоанновской церкви, в результате чего братия обрела нетленные мощи основателя монастыря прп. Варлаама и игумена Феодосия. Мощи были вновь захоронены у алтарной стены новой Иоанновской церкви. Над новой могилой прп. Варлаама установили гробницу, от мощей начали происходить чудотворения.

В 1619 г. Варламиев монастырь был разорен литовскими отрядами и "русскими ворами": они заняли обитель, убили много насельников, разграбили имущество, церковную утварь, сожгли кельи и дворы в монастырских деревнях, перебили монастырский скот. В 1622 году сгорели Иоанновский и Трехсвятительский храмы. 16 февраля 1627 г. Новгородский митрополит Киприан выдал грамоту на строительство новой церкви во имя апостола Иоанна, которая была освящена в 1631 г. Благословляя церковное почитание прп. Варлаама, митр. Киприан в 1631 г. дал игумену Евфимию грамоту на устройство при Иоанновской церкви престола во имя преподобного (освящен в 1635). Церковь во имя ап. Иоанна имела "во внутренности на одной линии два алтаря, на поверхности два верха шатровых или пирамидальных, по сторонам корпуса бочки (полукуполы), с трех сторон паперти шли предхрамия, к ним вели три крыльца высокие, из которых в церковь три двери" (Мясников). В 30-х годах XVII в. на месте сгоревшего Трехсвятительского храма был выстроен новый, с таким же посвящением, который вновь сгорел, но вскоре был восстановлен с приделом в честь Святого Духа, затем опять сгорел. 12 сентября 1671 года Новгородский митрополит Питирим выдал грамоту на строительство нового храма, в котором основной престол был освящен во имя Св. Духа, а престол во имя Трех святителей устроен в приделе (ГААО. Ф. 829. Оп. 3. N 32).

До конца XV в. Варламиев монастырь оставался единственным крупным монастырем в Важском крае, к 1764 году стал лучшим по экономическому состоянию и благоустройству, несмотря на то, что никогда не был большим - в нем жило 15-30 монахов, несколько слуг и трудников (в середине XVII в. около 20 человек). Комплекс земельных владений Варламиева монастыря сформировался во 2-й половине XV в. благодаря вкладам посадника Василия Степановича, его сына Ивана и внука Исаака Семеновича (Немира); в XVI - 1-й половине XVIII вв. недвижимые владения монастыря почти не увеличились. После присоединения Новгорода к Московскому княжеству великий князь Иоанн III Васильевич жалованной грамотой от 5 января 1482 года закрепил за обителью часть земель, принадлежавших боярам - потомкам прп. Варлаама. По грамоте великого князя Василия III Иоанновича 1543 г. монастырю выдавалась руга деньгами, рожью и овсом. В конце XV - 1-й трети XVII веков монастырь не-однократно получал налоговые и судебные льготы от московских великих князей и царей.

Монастырские деревни находились в Ледском стане Шенкурского уезда по обеим берегам Пинежки и Ваги. Кроме пахотных земель и лугов Варламиев монастырь имел леса и рыбные ловли на реках Ваге и Пинежке и озерах Лум, Снулус, Пинеж-ское. Весной старцы или вкладчики ходили на ловлю рыбы в низовья Северной Двины. Братия также выращивала на продажу лошадей и быков. Благодаря своему географическому положению, Варламиев монастырь посредничал в торговле: в Верховажье, на р. Кокшеньге (Кокшенге) и в Устьянской волости монастырь покупал хлеб, который продавал в Архангельске и Холмогорах, а также Антониево-Сийскому монастырю; в обратном направлении везли соль. Вклады и подаяния (кружечные сборы и т. п.) давали Варламиеву монастырю от 7 до 20% годового дохода. За вклад определенной суммы денег (в XVII в. минимальная - 5 р.) или ее натурального эквивалента монастырь обязывался принять вкладчика в число братии и содержать его в старости. Богатые вкладчики участвовали в хозяйственной деятельности монастыря, получая прибыль. Часть денежных средств и зерна монастырь отдавал крестьянам в долг и в кабалу; во 2-й половине XVII в. поступления денег и зерна по кабальным и долговым записям иногда доходили до 50% годового дохода монастыря.

К Варламиеву монастырю были приписаны пустыни: Троицкая Кодемская, основанная в 1590 г. старцем Иоанно-Богословского монастыря Иоасафом, в 1733-1764 гг. - Квалгозерская (близ озера Юмзе в Шенкурском уезде), основанная Новгород-ским митрополитом Никоном (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси).

В 1764 г. монастырь был за-крыт, храм обращен в приходской, насельники переведены в Шенкурск, в упраздненный Троицкий женский монастырь.

В 1782 г. на месте обветшавшей Свято-Духовской церкви поставили деревянный храм с таким же посвящением. Это было прямоугольное в плане здание на высоком подклете с четырехскатной кровлей, центральная часть с алтарем была построена как восьмерик на четверике, верх представлял собой редко встречающееся восьмигранное кубоватое покрытие в три яруса, над которым возвышался небольшой глухой барабан с луковичной главой. В 1802 г. по грамоте Архангельского и Холмогорского епископа Евлампия (Введенского) на новом месте к юго-востоку от Свято-Духовской церкви заложили каменный храм с главным престолом во имя апостола Иоанна и приделами во имя прп. Варлаама Важского и в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (освящен в 1809). Над папертью церкви построили каменную колокольню. В 1821 году деревянная церковь ап. Иоанна была разобрана, в том же году над местом захоронения прп. Варлаама Важского или неподалеку поставили деревянную часовню (возобновлена в 1894); в XIX - начале XX веков в часовне стояла медная посеребренная рака под балдахином. В день памяти прп. Варлаама 19 июня/2 июля ежегодно совершался крестный ход из Шенкурска в приход апостола Иоанна Богослова к часовне.

Постановлением Архангель-ского губернского исполкома от 20 июня 1929 г. церковь апостола Иоанна была закрыта, как "грозящая обвалиться", колокола подлежали сдаче в Государственный фонд колоколов. 25 июня власти сделали попытку снять колокола, но им воспрепятствовали прихожане, собравшиеся к церкви по набату. Прихожанами руководили Л.С. Долгобородов (зам. церковного старосты, потомок прп. Варлаама Важского) и Г.П. Мелкий (зам. председателя совета общины верующих), прихожан поддержал священник Артемий Власов, служивший в соседней церкви и окормлявший приход ап. Иоанна Богослова. Для подавления сопротивления была вызвана милиция, 26 июня колокола с храма были сняты. Решением особого совещания коллегии ОГПУ от 3 сентября 1929 г. Долгобородов был осужден на 3 года заключения в СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), Мелкий - на 3 года ссылки в Сибирь, священник Артемий - на 1 год ИТЛ. В 1929 году в часовне прп. Варлаама было устроено зернохранилище колхоза им. Кирова, в здании Свято- Духовской церкви - школа. В 1949-1950 гг. разо-брали каменный Иоанновский храм, в 1998-1999 гг. рухнула Свято-Духовская церковь. К 2003 г. сохранилась часовня над местом захоронения прп. Варлаама.

Свящ. Виталий Белицкий, 3. Н. Исидорова

Православная энциклопедия, том VI, стр. 614-616 Материалы страницы подготовил Александр Чесноков



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя