Пресса Архангельской области
 



Вельск-инфо
16 марта 2007 (21)
Сергей МАЛОВ

"Дикая смесь коммерции, бюрократии и постсоветского пофигизма"

Так некоторые аналитики характеризуют современное состояние российского общества и государства

(Окончание. Начало в "В-И" N 20)

В целях повышения финансовой самостоятельности местных бюджетов в Архангельской области принят областной закон от 09.11.2005 N 93-6-ОЗ "О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений". Согласно указанному закону, городским округам и муниципальным районам переданы нормативы отчислений от областной доли следующих федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Налога на доходы физических лиц - по нормативу 10%; налога на игорный бизнес - по нормативу 50%; налога на имущество организаций - по нормативу 50%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%; единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - по нормативу 30% (с 1 января 2007 года).

В 2006 году объем переданных муниципальным образованиям налогов составил 1,4 млрд. рублей, в 2007 году - уже 1,9 млрд. рублей.

Кроме того, значительную часть средств областной бюджет направляет муниципалитетам в виде финансовой помощи через областной фонд финансовой поддержки поселений, областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), областной фонд софинансирования социальных расходов, областную адресную инвестиционную программу.

При распределении финансовой помощи учитываются особенности предоставления услуг в каждом муниципальном районе и город-ском округе, определяется индивидуальный уровень обеспеченности бюджетными ресурсами. Местным бюджетам выделяются средства на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию, на завоз продукции в районы Крайнего Севера, а также на частичное возмещение льгот специалистам в сельской местности. В областном бюджете на 2007 год впервые запланированы субсидии местным бюджетам на содержание и текущий ремонт муниципальных автомобильных дорог в сумме 50 млн. рублей. На развитие жилищного строительства, на строительство объектов социальной сферы, на модернизацию объектов ЖКХ направляются средства областной адресной инвестиционной программы. Объем инвестиций из областного бюджета в 2007 году увеличен в 1,6 раза по сравнению с 2006 годом.

Всего в 2007 году на решение вопросов местного значения запланировано выделить финансовую помощь в сумме 5,2 млрд. рублей, что на 19 процентов выше уровня 2006 года.

Выровнять местные бюджеты в полной мере областной бюджет не может по причине общего дефицита бюджета области, но существующая система межбюджетного регулирования позволяет повысить финансовую самостоятельность муниципальных образований, обеспечив при этом учет особенностей формирования доходной базы каждого муниципального района и городского округа. Непосредственный учет особенностей формирования и выравнивания бюджетов поселений должен осуществляться органами местного самоуправления муниципальных районов.

Как у них

Конституция Швеции определяет два уровня публичной власти: государственная власть и местная власть (по аналогии с Россией - регионы и муниципалитеты). В последние годы муниципалитеты в стране укрупняются и объединяются. Надо отметить, что для такого решения не требуется учитывать мнение населения. Проводимая в России реформа местного самоуправления, наоборот, при изменении границ существующих муниципальных образований требует учитывать мнение населения.

Шведскую систему управления выгодно отличают от российской несколько важных моментов. Во-первых, коммуны (муниципалитеты) не имеют права свободно продавать муниципальную собственность для обеспечения текущих расходов или брать займы для финансирования административно-производственных затрат. Во-вторых, хотя муниципальный бюджет принимается, как и у нас, на год, он включает точно подсчитанный итог, баланс и анализ финансирования - утвержденный на год бюджет меняться больше не может. Одновременно с бюджетом принимается решение о размере муниципального налога. Кроме того, к бюджету обязательно прилагается программа экономического развития на трехлетний период и план деятельности коммуны. В- третьих, муниципальная собственность не может быть отдана под залог, вследствие этого шведская коммуна по определению не может быть банкротом. В-четвертых, контрольно-ревизионная деятельность является инструментом внутреннего демократического контроля. Ее осуществляют выборные представители, в помощь которым назначаются профессиональные аудиторы.

Законодательство Швеции, в отличие от законодательства РФ, не устанавливает перечень вопросов, решение которых относится к полномочиям органов местной власти. Правовое регулирование в этой сфере основывается на ином принципе: закон определяет только полномочия органов государственной власти, а все иные вопросы относятся к полномочиям муниципалитетов. Так, на государственном уровне решаются вопросы строительства дорог, железных дорог, организация центров занятости, охрана общественного порядка.

Основным полномочием местных органов власти ландстинга (у нас муниципальный район) является вопрос здравоохранения. На него расходуется 95% финансовых средств.

К полномочиям муниципалитетов (у нас поселений) относятся: организация дошкольного воспитания, начального и среднего образования, строительство муниципальных дорог, формирование и организация работы спасательных служб, сбор и утилизация мусора, водоснабжение и канализация, обеспечение услугами библиотек, организаций культуры. Также в муниципалитетах существуют социальные службы, которые оказывают помощь пожилым и инвалидам. В России социальная поддержка относится к полномочиям органов государственной власти.

Доходы муниципальных образований формируются в основном за счет подоходного налога, который составляет 65% бюджета. Указанный налог устанавливается и в муниципалитетах, и в ландстингах. В государственный бюджет налог взимается только в том случае, когда годовой доход гражданина превышает 300 000 крон.

Необходимо отметить, законодательство не устанавливает каких-либо предельных размеров местного подоходного налога (в отличие от нашего). Ставка налога определяется самостоятельно органами местного самоуправления. В налоговом законодательстве РФ данный вопрос регулируется иным путем: устанавливается максимально допустимый размер налога.

Примерно 15% доходов муниципальных образований составляют государственные трансферты. Существуют общие дотации, направленные на финансовое выравнивание, которое осуществляется в соответствии с законодательством. Основными критериями, в соответствии с которыми проводится процесс выравнивания, являются налоговый потенциал муниципального образования и разница в затратах муниципального образования на каждого жителя, в зависимости от географических, социальных, демографических факторов. При определении указанной разницы просчитывается каждое направление деятельности муниципального образования. В ходе финансового выравнивания определяется средний уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований, затем из доходов муниципалитетов, имеющих уровень выше среднего, изымается часть средств, которая используется для дотаций муниципальным образованиям, имеющим уровень ниже среднего. Аналогичный механизм предусмотрен и ФЗ N 131.

Помимо общих дотаций муниципальным образованиям предоставляются целевые дотации. Кроме того, у местных органов власти есть право обращаться в Министерство финансов для оказания экстренной помощи.

В шведском законе о местном самоуправлении предусмотрены основные принципы, которые должны соблюдаться органами местного самоуправления при формировании бюджета: сбалансированность бюджета, качественное финансовое управление, определение целей использования финансов, запрет на использование кредитов для осуществления текущей деятельности. Таким образом, законодательные требования в данном вопросе носят декларативный характер. Законодательство РФ в данной сфере отличается более детальным регламентированием.

Органами местного самоуправления являются муниципальные советы, которые избираются населением. Количество депутатов в совете зависит от численности населения. Муниципальный совет формирует из своего состава исполнительный комитет, а также профильные комитеты. Обязательным является наличие в структуре органов контрольного органа, который создается из депутатов совета и ему подчиняется. За муниципалитетами проводится наблюдение со стороны государственных отраслевых ведомств. Замечания этих органов имеют рекомендательный характер, то есть муниципальный совет вправе не учитывать их. Все муниципалитеты объединены в ассоциации, основная задача которых заключается в отстаивании интересов местного самоуправления. Это достигается путем участия в подготовке принимаемых государством решений.



Вельск-инфо:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя