Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/04/23/1114257300-2.shtml>За говядиной едем в Петрозаводск, а панталоны купим дома

news.region29.ru/lenta/2005/04/23/1114256400-2.shtml>Что делать с подарком Арнольда Даммерса?

news.region29.ru/lenta/2005/04/23/1114255500-2.shtml>Комиссионка многих спасла от голодной смерти

news.region29.ru/lenta/2005/04/23/1114254600-2.shtml>Пять часов на "добычу" бумажки

news.region29.ru/lenta/2005/04/23/1114253700-2.shtml>Осторожно: вредная вода!

news.region29.ru/lenta/2005/04/23/1114252800-2.shtml>Нет 18 - нет права на пиво

news.region29.ru/lenta/2005/04/23/1114251900-2.shtml>Опекунство - дело хлопотное

news.region29.ru/lenta/2005/04/23/1114251000-2.shtml>Московские производители ищут архангельских покупателей

  

Выбор народа
1 апреля 2005 (17)
Алексей Воронков.

Остров на курьих ножках

Почему Сахалин? Староста поселка с нездешним "дальневосточным" названием Сергей Клокотов напрягает память.

- Помнится, мне еще бабушка говорила: Сахалин он потому, что на краю земли. Люди здесь поселились прежде, чем появился город Нарьян-Мар. В начале 30-х годов выросли первые срубы, сработанные по особенной, северной, технологии. Вобьют мужики в землю столбы, сошьют их досками вдоль в два ряда, а середину заполнят опилками. Бревен-то не было - тундра вокруг. Сколько, как вы думаете, продержится такой дом? Лет тридцать от силы. А наши по сей день стоят: на курьих ножках. Живем на отшибе, одно слово - Сахалин. Как был островом, так и остался:

Если и преувеличил Андреич сгоряча, то самую малость. Неустроенный, анклавный быт "островитян"-сахалинцев сразу бросается в глаза. На вытянутый в длину улицы им. 60-летия Октября поселок - всего один колодец. На 90 дворов. Правда, водичка в нем на зависть соседям-лесозаводцам свежая и вкусная - из города за ней приезжают. Сами же сахалинцы ковыляют к источнику жизни чуть ли не за полкилометра; артезианские скважины есть не у всех. Взгромоздит ветхая бабулька или школьница бидон на санки, впряжется в него на манер детей с картины Сурикова - и вперед. Счастье еще (тьфу-тьфу!), что никого, ни старого, ни малого, машина не сбила; движение по трассе, разделяющей поселок от колодца - ой-ой!

Обитает на Сахалине народ все больше простой, не вельможный. Пенсионеры, ветераны, инвалиды. Некогда поднимали они заполярный ненецкий край, вкалывали на местных предприятиях - лесозаводе и рыбокомбинате. На финише трудовой деятельности выслужили пенсию в довесок к пышному букету профзаболеваний. Нынче считают черную мелочь, мужественно перенося тяготы своего почти островного существования.

Намедни, когда поселок занесло снегом, старосте Клокотову едва удалось, после долгих звонков и уговоров, выбить в городской "Службе заказчика по ЖКХ и строительству" бульдозер, дабы расчистить проходы и проезды к домам.

- Лучше бы не присылали к нам этого тракториста! - в сердцах бросает Мария Корепанова, чей дом стараниями горе-коммунальщиков оказался в снежном плену.

Большая белая гора закупорила путь к калитке Марии Павловны. Эту гору Сергей Клокотов и сама хозяйка берут чуть ли не штурмом. Переведя дух, мы подсчитываем потери от борьбы с сугробами. Оказывается, что стихия при содействии человека неумелого отрезала от "цивилизации" три дома, где проживают четыре инвалида. Теперь им, чтобы добраться до колодца, придется нарезать круг километра в полтора. Каково?

Однако снег, надо полагать, скоро растает (весна все-таки). Растает ли когда- нибудь проблема, превратившая жизнь сахалинцев в сплошное мучение?

Если коротко, то поселок рассыпается на глазах. Большинство "опилочных" домов, иным из которых 60-70 лет, давно отслужили свой срок. Самый старый дом, срубленный аккурат в 1930-м году, стоит заколоченный. Его обитатели съехали, сдав свои хоромы каким-то бедным студентам. Но и те, видно, не рискнули жить под трухлявой балкой, которая вот-вот обрушится на голову.

Зато самая пожилая "островитянка" Евдокия Попова стоически обитает в доме, чей фасад напоминает блиндаж после артобстрела картечью. В брешь, зияющую в стене, легко проходит (в чем мы сами убедились) кулак.

Обращениям сахалинцев к властям всех ветвей и уровней с просьбой помочь в ремонте домов несть числа. Из газетных выступлений на эту тему у старосты Клокотова образовалась целая подшивка. Сначала власть, в первую очередь, городская отмахивалась: дескать, частные дома мы не ремонтируем, на эти цели в бюджете предусмотрены средства лишь для муниципального жилого фонда. Логика ответов и отписок чиновников была проста: ваша собственность - вы ее и приводите в порядок. Риторический вопрос: где найдет пенсионер или инвалид, еле сводящий концы с концами, 20-30 тысяч рублей на ремонт, обитателей высоких и не очень высоких кабинетов не беспокоил. От наиболее настырных и совсем уж бедствующих сахалинцев мэрия Нарьян-Мара и окружное управление социальной защиты откупались подачками: кому полтысячи подкинут, а кому и две. В основном, из средств на оказание материальной помощи. Чтобы дверь покрасить хватало:

Летом прошлого года терпение людей иссякло. Сахалинцы сорганизовались в инициативную группу, которая поставила целью развернуть власть предержащих лицом к этой порядком перезревшей проблеме. Тогдашним главе администрации НАО Владимиру Бутову, председателю окружного Собрания Виталине Глазуновой и ряду депутатов окрсобрания было направлено письмо жителей поселка, в котором они просили "включить в бюджет НАО статью о расходах на ремонт жилья для граждан, проживающих в частном секторе".

В ответ на ходатаев вновь обрушился вал отписок. Но уже более завуалированных по форме, изобилующих такими обожаемыми бюрократами формулировками, как "прорабатывается вопрос", "проблема ремонта ветхого жилья выходит за рамки одного муниципального образования", "по существу затронутой Вами проблемы:состоялось совещание".

Улита ползла медленно. Осенью 2004 года в горадминистрации наконец-то был разработан проект программы "Организация ремонта частных жилых домов малоимущих, одиноко проживающих, престарелых граждан и инвалидов - жителей МО "Город Нарьян- Мар" в 2005-2009 годах". Местная пресса поспешила спеть по этому поводу дифирамб. "Свершилось!" - таким словом начиналась статья в одной из окружных газет.

На деле, однако, ничего не свершилось. Программа осталась только на бумаге, которую, кстати, в мэрии прячут не только от корреспондента "ВН", но и от жителей поселков Сахалин и Совхоз, с которых предполагалось начать ремонт частного жилья в Нарьян-Маре. Вопрос уперся в привычный тупик - деньги. Здесь нельзя написать напрашивающуюся фразу: "вернее, в их отсутствие". В том-то и дело, что средства на реализацию программы есть. И не такие уж это неподъемные средства для нашего потенциально богатого округа - миллиона полтора на круг. Их хватит, чтобы запустить пилотный проект. Проблема в другом: соисполнители программы не могут договориться, кто сколько даст. И когда. И на основании какого документа.

- Мы предложили "скинуться" на ремонт частного сектора отделению Пенсионного фонда по НАО и окружному управлению социальной защиты, - утверждает руководитель аппарата горадминистрации Виктор Кмить. - Пенсионный фонд не возражал. Управление социальной защиты сначала тоже согласилось. В начале этого года мы сверстали программу, отправили ее в соцзащиту. Ответа до сих пор нет. Почему - сказать не могу.

- Господин Кмить ввел вас в заблуждение, - не соглашается заместитель начальника управления социальной защиты Татьяна Сидоренко. - Мы готовы исполнять данную программу, правда, несколько иначе, чем предлагает мэрия. Считаем, что ее нужно принимать ежегодно. Но сегодня я не могу сказать, какую сумму внесет управление соцзащиты на эти цели. Причина очевидна: бюджет на 2005 год, в котором заложены средства на ремонт жилья, еще не принят.

Вот так. В который раз набившая оскомину волынка с принятием бюджета стала причиной торможения насущных социальных преобразований. Правда, депутаты окрсобрания обещают нам, что в апреле округ наконец-то получит долгожданный финансовый документ. Значит ли это, что скоро многострадальная программа ремонта жилья инвалидов и пенсионеров сдвинется с мертвой точки? Или у чиновников опять найдутся байки да отговорки?

Люди ждут от власти, которую они избрали, конкретных дел. Пусть для начала небольших, но реальных подвижек в улучшении жизни. Как говорил Конфуций, лучше зажечь одну свечу, чем все время клясть темноту. Прежние руководители округа были горазды на обещания, велиречивы в словах и большие мастаки пускать пыль в глаза. Однако они пальцем о палец не ударили, чтобы облегчить существование подведомственного им народа. Очень не хотелось бы, чтобы действия новой власти были похожи на поведение ее предшественников.

И последнее. Задуматься бы чиновникам о том, что самой старой жительнице поселка Сахалин Евдокии Ивановне Поповой уже 84 года. Пусть хоть закат жизни бабушка встретит по-человечески:



Выбор народа:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета