Пресса Архангельской области
 


Вилегодская газета
14 октября 2006 (79)
Александр КЛИМОВ

За бюджет 2007 года предстоит еще побороться

11 октября Государственная Дума во втором чтении приняла закон о бюджете страны на будущий год. Доходы госказны превышают расходы на 1,5 триллиона рублей. Казалось бы, при таком "переизбытке", денег должно хватить всем уровням власти. Особенно в них нуждаются органы местного самоуправления. Ведь в ходе муниципальной реформы им передано немало полномочий. Действующий Налоговый кодекс таков, что большая часть налогов уходит из района в Федерацию и область, а уж потом возвращается обратно в виде дотаций, субвенций, трансфертов через межбюджетные отношения.

В настоящее время идет формирование бюджетов области, муниципалитетов, выстраиваются межбюджетные отношения между субъектом Федерации и районами, районами и поселениями. Поэтому сегодняшнее интервью с главой МО "Вилегодский муниципальный район" Василием Байбородиным посвящено именно этим вопросам.

- Василий Афанасьевич, можно ли уже говорить об основных цифрах межбюджетных отношений? Удовлетворяют ли они вас?

- Предварительные цифры до нас уже доведены. В общей сложности в местный бюджет должно поступить собственных доходов, дотаций и трансфертов из области всего 127 миллионов 120 тысяч рублей. С этим мы категорически не согласны. Ведь на текущий год по межбюджетным отношениям мы должны получить 136 млн 144 тысячи рублей. Налицо явное снижение бюджетной обеспеченности по сравнению с уровнем этого года.

И это абсолютно неверно, ничем не обосновано, поэтому мы направили письма в департамент финансов, заместителю губернатора по экономическим вопросам и в областное Собрание депутатов с просьбой пересмотреть объемы выделяемых району дотаций и субсидий.

Но больше всего меня не удовлетворяет то обстоятельство, что значительно сокращаются средства на развитие, на материальные затраты. Если по текущему году они составляют около 59 миллионов рублей, то на 2007-ой в проекте бюджета всего лишь 29 миллионов. В этом году за счет статьи материальных затрат мы строили фап в Николаевске, пристройку к Дому культуры в Фоминске, занимались ремонтом, финансировали на паритетных началах (50 на 50%) областные и федеральные программы, приобретали оборудование для больниц и т.д. Вложив, таким образом, в развитие материально-технической базы муниципальных учреждений 4,9 миллиона рублей из местного бюджета.

Теперь же нам из расходной статьи эти затраты исключают. Под вопросом реализация программ "Школьный автобус", "Компьютерный класс", "Школьный кабинет", приобретение оборудования в больницы, строительство объектов за счет собственных средств, оснащение пожарно-охранной сигнализацией школ, а это как раз расходные обязательства государства. Поэтому в будущем году может возникнуть сложная ситуация с обновлением основных фондов учреждений здравоохранения, образования, культуры. Сможем оплачивать коммунальные услуги, на остальное же денег не останется.

Тревожит и то, что усугубляется положение с финансированием образования, то есть государственных полномочий. Федеральные и областные власти установили такие нормативы на содержание малокомплектных школ, что, как говорится, дальше некуда. Средств будет хватать лишь на зарплату учителям, на все остальное их не будет. При таком подходе государства к образованию надо закрывать школы в Николаевске, Кивере, Беляеве, Быкове и возить детей в Ильинск.

Правда, вначале придется построить дороги, интернаты, приобрести автобусы. Вот так, замечу, государство, а не муниципальная власть, намеревается исполнять свои полномочия.

Никак не могу с этим согласиться. Как и с теми суммами средств, с которыми невозможно качественно выполнять возложенные на муниципалитеты собственные и государственные полномочия. Ведь, по сути, нарушаются права не только органов местного самоуправления, а, прежде всего, права населения, проживающего на той или иной территории.

- В чем же, по вашему мнению, они ущемляются?

- Да во многом. Возьмем для примера содержание межпоселенческих дорог, коих в районе 356 километров, в основном гравийных, без твердого покрытия. Что значит для населения хороший проезд к населенным пунктам, объяснять не надо. Но если на содержание дорог общего пользования предусматривается почти 19 миллионов рублей, то находящихся на балансе муниципальных образований пока не выделено ни копейки. Хотя по нормативам и расчетам специалистов-дорожников требуется 15 миллионов рублей. Нам хотя бы треть от этой суммы, и мы бы смогли содержать, ремонтировать, чистить дороги.

Или взять проблемы благоустройства, уличного освещения, содержания электролиний, 77 километров которых "висит" на бюджете района. На эти цели в межбюджетных отношениях пока тоже ничего нет. Нам же ежегодно проходится тратить почти миллион рублей, без учета затрат на освещение, на содержание электролиний. Мы расходуем на линию в пределах 700 тысяч рублей из собственного бюджета. А в области на эту сумму сократили расходы бюджета на 2007 год.

Кроме того, бюджет области нам возмещает всего лишь 700 тысяч рублей, из необходимых двух с половиной миллионов, на коммунальные услуги специалистам, работающим в сельской местности. 1,8 млн рублей ложится на плечи муниципалитета. Все это разве не нарушение прав и федеральных законов о местном самоуправлении? А ведь в них четко прописано, что все переданные полномочия должны быть обеспечены финансами.

Например, функцию социальной защиты населения область муниципальным образованиям не отдала. В тоже время 30 декабря 2005 года в законодательство внесены изменения, согласно которым расчет и выплата субсидий малоимущим возложена на муниципалитеты. Пришлось двух человек принять на эту работу, осуществлять финансирование затрат на их содержание, районному бюджету нести дополнительные расходы, а область их не восполняет.

- Василий Афанасьевич, с будущего года сельские поселения будут иметь свои бюджеты. Как районная администрация выстраивает межбюджетные отношения с ними? Какие средства они будут иметь на реализацию собственных полномочий?

- Скажу коротко. Ситуация с бюджетами поселений вырисовывается плачевная. Собственных доходов на реализацию переданных им полномочий не будет хватать ни одному из них. Поэтому наполняемость их будет зависеть от того, какие межбюджетные отношения будут выстроены между областью и районом. Примером партнерских отношений "область - район - поселение" может служить Вологодская область, где не только четко разграничены государственные и муниципальные полномочия, но под них подведена финансовая база.

- Что же вы намерены делать в такой ситуации? Не возникнет ли проблем с выплатой зарплаты работникам бюджетной сферы?

- На заработную плату в любой ситуации денег дадут. На 17 октября намечено заседание Ассоциации муниципальных образований, на котором будет рассматриваться проект областного закона о бюджете. Все вышеназванные и другие проблемы межбюджетных отношений будем там обсуждать. Надеюсь, что время еще не ушло и многое можно исправить. Правда, придется побороться.



Вилегодская газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя